Тема урока: «КРАСКИ ОСЕНИ»
Вид урока: урок формирования предметных умений и навыков.
Тип урока: урок-творчества.
Цель урока: создание работы, в которой воплотились представления об осени.
Задачи урока:
· сформировать умение компоновки на листе бумаги композицию;
· развивать творческие способности учащихся, наблюдательность;
· воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Оборудование:
· Материал
поэтический: стихи Пушкина А.С. «Осень», И.А. Бунина «Листопад».
художественный: слайд-фильм «Золотая осень», слайдовая презентация «Осень в произведениях великих художников», музыкальный: Чайковский П.И. цикл пьес «Времена года».
· листы бумаги формата А-4,
· карандаши, краски, гуашь, кисть и т.д.
· рисунки учащихся на тему «Осень»,
· компьютер, медиапроектор, слайды с зарисовками об осени.
Ход урока:
1 Организационный момент
Слайд №1
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!
2 Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока.
В этом стихотворении Маргарита Алигер сравнивает осень с художницей, которая ищет все новые и новые краски для своей осенней картины.
И тема нашего урока сегодня «Краски осени».
Цель урока: создание единого представления об осени.
Помогут нам в творческом процессе прекрасные произведения об осени поэтов, художников и композиторов. Вместе с ними мы совершим осеннюю прогулку, своеобразное путешествие в Осень. Готовы?
3 Основной этап
Осень в музыке Слайд 2
Учитель:
Листья, как ноты, роняет кудесница – осень.
А музыка у осени проста.
Мелодия воздушна и легка.
В ней шорохи опавшего листа.
Осень музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени-музыка твоего сердца!
Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие.
Слайд № 3- 4 (звучит музыка Чайковский, Вивальди)
Осень в поэзии слайд 5
Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.
Осень. Осень… Она кажется многим унылой, скучной, тоскливой. Надоедливый дождь рано загоняет домой, прогулки становятся короче, холодно по вечерам, поздно светает утром… Да, всё так! Но в осени есть своя, только ей присущая прелесть.
Этим временем года восхищались многие поэты, художники, скульпторы, композиторы, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.
Слайд №6
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Слайд №7
Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С.Пушкина. И только осень действительно мила его сердцу:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется.
Учитель: А можно ли проиллюстрировать природу? (Да).
Как называется картина, на которой изображена природа? (Пейзаж).
Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова.
Учитель: давайте посмотрим, как осень изображают художники.
Обычно осень — время увядания природы —
вызывает чувство печали и тоски.
Но если на какой-то срок устанавливается
теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие
золотые цвета, то сама красота осенней
природы вызывает чувство бодрости,
жизнерадостное настроение.
Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
Слайд №11 - 15
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения".
Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира.
Слайд №16 - 18
Осеннее настроение навеивают и представленные перед вами натюрморты.
Слайд 19
Беседа учителя с учащимися:
1. Внимательно посмотрите на репродукции, какие основные цвета в натюрмортах именно и почему их выбирают художники?
2. Какими чувствами наполнены картины?
3. Какое настроение передают авторы картин? (Ответы детей).
Учитель: “Что же дарит осень”?
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки
Бусы красные – рябине
Фартук розовый – осине
Зонтик желтый – тополям.
Учитель: Какой красивый наряд дарит осень разным деревьям! Сейчас вы будете выполнять творческую работу «Осенний наряд».
Во время практической части вам поможет ваша память, фантазия, воображение и наблюдательность.
Слайд 20 - 21
4 Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя
Заключительная часть урока
Учитель:
Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения М.Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести!
И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Вы настоящие художники Осени.
(выставка работ).
5 Рефлексия:
Учитель: А вам нравятся эти работы?
В чем, на ваш взгляд, особенности каждой осенней картины? (ответы)