kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ударение. Ударный слог

Нажмите, чтобы узнать подробности

показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; развивать устную речь детей при со¬ставлении предложений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ударение. Ударный слог»

УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЙ СЛОГ

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить удар­ный и безударный слоги; определять постановку ударения на при­мере слов-омографов; различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.

Урок 4 4. Ударение. Ударный слог

Цели: показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; развивать устную речь детей при со­ставлении предложений.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

1). Диктант

Все любят август. В саду зреют груши, сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Хороши там ягоды малины!

2). Ф/р: яма

3). Словарно-орфографическая работа

В произведении Г. Остера «38 попугаев» длину удава измеряли в попугаях. А мы сегодня попробуем измерить длину животных количеством слогов, из которых состоят их названия.

  • Назовите самых «коротких» и «длинных» животных — тех, названия которых состоят из: (на доске)

  1. одного слога (волк, тигр, слон, лось);

  2. двух слогов (лиса, удав, олень, заяц, медведь, петух);

  3. трех слогов (попугай, крокодил, горилла, бурундук);

  4. четырех слогов (черепаха, обезьяна).

  • Запишите 6 названий животных с делением слов для переноса.

  • Что вы можете сказать про слова первой группы? (Эти слова разделить для переноса нельзя.)

  • Составьте с любыми словами вопросительное предложение. Какие особенности этого вида предложения вы можете на­звать? (В конце предложения стоит вопросительный знак.)

  • Продиктуйте предложение соседу по парте.

  1. Самоопределение к деятельности

  • Послушайте отрывок из текста.

(Учитель записывает слова стрелки и гвоздики на доске, но не произносит их.)

В школе проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ве­дущий написал на доске слова стрелки и гвоздики и предложил нарисо­вать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные.

Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвоз­ди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые

цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов: «Почему так получи­лось?»

  • А как вы думаете? (Предположения детей.)

Капитаны не растерялись, объяснили все, как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться - в этом и был подвох.

  • Догадаться о чем? (О том, что в каждом написанном слове скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произно­сятся по-разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрелки — стрелки, гвоздики — гвоздики.)

  • Сформулируйте тему и цель урока. (Ударение. Будем учиться ставить ударение в словах.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 126 (с. 86)

  • Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского. Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произ­носятся по-разному? (Омографы. Произносятся по-разному чаще всего из-за различий в ударении.)

  • Приведите примеры таких слов.

Упр. 127(с. 86)

Пополнить наш словарный запас словами-омографами помо­гут задания сегодняшнего и последующих уроков.

  • Прочитайте пары слов. В чем их сходство и различия? Со­ставьте предложения со словами любой пары. (Примерный ответ. Мы взяли кружки для чая. Мы начертили в тетради кружки. Мы строим песочные замки. Мы проверяем двер­ные замки. Стрелки часов показывают двенадцать. Стрелки приготовились к выстрелу. Я плачу, когда чищу лук. Я плачу за обеды в школе.)

(Фронтальная проверка.)

Упр. 128 (с. 86)

  • Какие слова мы одинаково пишем, но по-разному слышим? Почему?

  • Спишите стихи. Поставьте в этих словах ударение. Объяс­ните, какую роль выполняет ударение в слове.

Образец для самопроверки на доске: косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.

  1. Физкультминутка

  2. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 129 (с. 87)

(Работа в паре. По заданию.)

  • Сделайте вывод. (В зависимости от того, на какой слог па­дает ударение, меняется значение слова.)

  • Как называется слог, на который падает ударение? (Удар­ный.)

  • Как отличить ударный слог от безударного? (Ударный слог произносится сильнее других и четче.)

Игра «Следопыт»

  • Прочитайте сообщение профессора Самоварова в учебнике на с. 87. Что в наших рассуждениях мы не отметили? (Глас­ный звук в ударных слогах называется ударным, обозначается знаком '. Остальные гласные звуки в слове называются без­ударными. Слог с безударным гласным звуком тоже называ­ется безударным.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 80 (с. 45)

Игра «Кто быстрее»

(Работа в паре. Между собой распределяют столбики слов. По сигналу в паре начинают расставлять ударение в словах. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит. Взаимопроверка с обменом тетрадями.)

  1. Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 81 (с. 45)

(По заданию. Самостоятельная работа.)

Образец для самопроверки на доске: Жучка громко лаяла. Во­робей поймал жучка. Село Ясное стоит на берегу реки. Красное солнце село за рекой. Возьми соли и соли суп.

(Учащиеся оценивают свою работу по шкале: «!»; «+»; «—».)

  1. Подведение итогов урока

  • На какие звуки в слове падает ударение — на гласные или согласные?

  • Как произносится ударный гласный?

  • Какова роль ударения в слове?

Домашнее задание

Упр. 83 (с. 46) в рабочей тетради.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ударение. Ударный слог

Автор: Егорова Лидия Арсентьевна

Дата: 16.11.2017

Номер свидетельства: 439093

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Открытый урок по теме "Ударение. Ударный слог""
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyi_urok_po_teme_udarenie_udarnyi_slog"
    ["file_id"] => string(6) "585676"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629736718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Ударение.Ударный слог."
    ["seo_title"] => string(23) "udarenie_udarnyi_slog_1"
    ["file_id"] => string(6) "586788"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1631733654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Ударение. Ударный слог."
    ["seo_title"] => string(21) "udarenie_udarnyi_slog"
    ["file_id"] => string(6) "546709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1586930083"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока по русскому языку.Тема: «Ударение. Ударный и безударный слог» "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-tiema-udarieniie-udarnyi-i-biezudarnyi-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "131382"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416145769"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое ударение?" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-udarieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126249"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства