Просмотр содержимого документа
«Ударение. Ударный слог»
УДАРЕНИЕ. УДАРНЫЙ СЛОГ
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить ударный и безударный слоги; определять постановку ударения на примере слов-омографов; различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.
Урок 4 4. Ударение. Ударный слог
Цели: показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; развивать устную речь детей при составлении предложений.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
1). Диктант
Все любят август. В саду зреют груши, сливы. Пахнут душистые розы. Ребята часто бегают в рощу. Хороши там ягоды малины!
2). Ф/р: яма
3). Словарно-орфографическая работа
В произведении Г. Остера «38 попугаев» длину удава измеряли в попугаях. А мы сегодня попробуем измерить длину животных количеством слогов, из которых состоят их названия.
Назовите самых «коротких» и «длинных» животных — тех, названия которых состоят из: (на доске)
одного слога (волк, тигр, слон, лось);
двух слогов (лиса, удав, олень, заяц, медведь, петух);
трех слогов (попугай, крокодил, горилла, бурундук);
четырех слогов (черепаха, обезьяна).
Запишите 6 названий животных с делением слов для переноса.
Что вы можете сказать про слова первой группы? (Эти слова разделить для переноса нельзя.)
Составьте с любыми словами вопросительное предложение. Какие особенности этого вида предложения вы можете назвать? (В конце предложения стоит вопросительный знак.)
Продиктуйте предложение соседу по парте.
Самоопределение к деятельности
Послушайте отрывок из текста.
(Учитель записывает слова стрелки и гвоздики на доске, но не произносит их.)
В школе проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелкии гвоздикии предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные.
Один мальчик нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди. А у другого на рисунках были часы с тонкими стрелками и красивые
цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов: «Почему так получилось?»
А как вы думаете? (Предположения детей.)
Капитаны не растерялись, объяснили все, как надо. Только они об этом должны были раньше догадаться - в этом и был подвох.
Догадаться о чем? (О том, что в каждом написанном слове скрыто два таких, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах падает на разные слоги: стрелки — стрелки, гвоздики — гвоздики.)
Сформулируйте тему и цель урока. (Ударение. Будем учиться ставить ударение в словах.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 126 (с. 86)
Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского. Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному? (Омографы. Произносятся по-разному чаще всего из-за различий в ударении.)
Приведите примеры таких слов.
Упр. 127(с. 86)
Пополнить наш словарный запас словами-омографами помогут задания сегодняшнего и последующих уроков.
Прочитайте пары слов. В чем их сходство и различия? Составьте предложения со словами любой пары. (Примерный ответ. Мы взяли кружки для чая. Мы начертили в тетради кружки. Мы строим песочные замки. Мы проверяем дверные замки. Стрелки часов показывают двенадцать. Стрелки приготовились к выстрелу. Я плачу, когда чищу лук. Я плачу за обеды в школе.)
(Фронтальная проверка.)
Упр. 128 (с. 86)
Какие слова мы одинаково пишем, но по-разному слышим? Почему?
Спишите стихи. Поставьте в этих словах ударение. Объясните, какую роль выполняет ударение в слове.
Образец для самопроверки на доске: косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 129 (с. 87)
(Работа в паре. По заданию.)
Сделайте вывод. (В зависимости от того, на какой слог падает ударение, меняется значение слова.)
Как называется слог, на который падает ударение? (Ударный.)
Как отличить ударный слог от безударного? (Ударный слог произносится сильнее других и четче.)
Игра «Следопыт»
Прочитайте сообщение профессора Самоварова в учебнике на с. 87. Что в наших рассуждениях мы не отметили? (Гласный звук в ударных слогах называется ударным, обозначается знаком '. Остальные гласные звуки в слове называются безударными. Слог сбезударным гласнымзвуком тоже называется безударным.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 80 (с. 45)
Игра «Кто быстрее»
(Работа в паре. Между собой распределяют столбики слов. По сигналу в паре начинают расставлять ударение в словах. Кто быстрее справится с заданием, тот и победит. Взаимопроверка с обменом тетрадями.)
Рефлексия
Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 81 (с. 45)
(По заданию. Самостоятельная работа.)
Образец для самопроверки на доске: Жучка громко лаяла. Воробей поймал жучка. Село Ясное стоит на берегу реки. Красное солнце село за рекой. Возьми соли и соли суп.
(Учащиеся оценивают свою работу по шкале: «!»; «+»; «—».)
Подведение итогов урока
На какие звуки в слове падает ударение — на гласные или согласные?