Просмотр содержимого документа
«Ударение. Ударный слог.»
Тема урока: Ударение. Ударный слог.
Планируемые УУД
: систематизация и совершенствование знаний об особенностях ударения русского языка.
- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;
- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова;
- развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению языка;
-учиться взаимопомощи, аккуратности, внимательно относится к слову.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Игра «Оживи слова»
-Прочитайте слова.
мак коса капля соль
-Что общего у этих слов?
-На какие вопросы отвечают эти слова?
-Поиграем в игру «Оживи слова».
-Измените в словах только одну букву так, чтобы они отвечали на вопрос
кто?
рак коза цапля моль
-Запишите слова, которые получились.
-На какие группы можно разбить эти слова? /Односложные, двусложные/
-В каком слове букв больше, чем звуков?
-Запишем транскрипцию этого слова.
-Вы сейчас были как волшебники. В русском языке со словами происхо-дит очень много волшебства. Об одной истории, которая произошла со словами я хочу вам рассказать.
III. Постановка целей и задач.
- Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полез-ные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет одного волшеб-ника. И он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Волшебник вдруг выскочил и закричал.
-Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
Слова, конечно не поверили. Вышел вперёд Зам'ок и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь даже с вол-шебником. А этот волшебник рассердился, достал свой волшебный молото-чек, ударил прямо по первому слогу. И исчез Зам'ок, а появился З'амок.
-Кто догадался, как звали этого волшебника? /Ударение/
-Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока.
-Что такое ударение? / Выделение голосом одного из слогов. На письме обозначается «'» значок./
-В каких словах ударение не ставится? /Где есть один слог или буква ё/.
-В каких случаях ударение ставится? /Если в лове больше одного слога, то
один какой-нибудь слог произносит-
ся сильнее других, с ударением/.
-Как называется такой слог? /Ударный/
-На какой звук ставится ударение? /гласный/
-Как называются остальные слоги? /Безударный/
-Как называется гласная в безударном слоге? /безударная/
Игра «Поставь ударение»
.
1- запишите слова, у которых ударение падает на первый слог.
2- запишите слова, у которых ударение падает на второй слог.
3- запишите слова, у которых ударение падает на третий слог.
Море, пенал, зеркало, роща, вода, коридор, хорошо, молоток, река.
-Волшебник подготовил вам очень хитрые слова
-В учебнике есть подсказка.
-Прочитайте стихотворение. /упр. 126/
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Но… по-разному нас слышат.
-Что же это за слова?
- Как называются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-
разному?
-Омографы. Слова пишутся одинаково, а произносятся по-разному, чаще всего из-за различий в ударении.
Омографы (от греч. homos — «одинаковый», graphõ — «пишу»).
Игра «Волшебный молоточек»
На доске: кружки - кружки
стрелки-стрелки
плачу-плачу
Мы взяли кружки для чая. Мы начертили в тетради кружки.
Стрелки часов показывают двенадцать. Стрелки приготовились к
выстрелу. Я плачу, когда чищу лук. Я плачу за обеды в школе.
/Уч-ся подходят и ударяют слово на любой слог.
Устно составляется предложение с этим словом/
-Как называются такие слова?
-Как узнать, какой слог выделять голосом?
-Для этого мы должны прочитать предложение полностью, посмотреть, ка-
кой смысл имеет это слово.
Физминутка
Работа по карточкам.
-Прочитайте.
-Найдите слова - омографы.
-Есть ли какая-нибудь разница на письме?
Дети пили молоко. Пили бревно ровно.
У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!
-Спиши. Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, поставь знак
ударения.
-От места ударения зависит смысл слова?
-Волшебник Ударение хочет, чтобы вы не только научились грамотно пи-сать, но и произносить слова правильно. Такие слова собраны в орфоэпи-ческий словарь.
Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός — «правильный» ἔπος — «речь»)
-В нашем учебнике есть страница из этого словарика. /с.142/
-Есть ли слова, которые вы произносили неправильно. Назовите их.
-Пользуясь этой страницей прочитайте слова из упр130 с верным ударением