kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл методических разработок уроков по русскому языку в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный цикл включает три развернутых  конспекта по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа" по теме:"Безударные окончания существительных в единственном числе". На данных уроках рассматривается общий алгоритм работы над безударными окончаниями существительных любого склонения и закрепление данного алгоритма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цикл методических разработок уроков по русскому языку в 3 классе »









Цикл методических разработок уроков

по русскому языку

в 3 классе

по программе «Перспективная начальная школа»



по теме: «Безударные окончания существительных в единственном числе»









Учитель начальных классов

МОБУ Гимназия № 44

Козина Елена Борисовна







Город Сочи

2015



Урок 1

Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе (общий алгоритм работы над безударным окончанием существительного любого склонения)»

Цели:

1) формировать умение правильно писать безударные падежные окончания существительных в единственном числе;

2) развивать речь, память, внимание;

3) воспитывать аккуратность, культуру работы в коллективе.

Оборудование: учебники «Русский язык» часть 3, тетради с печатной основой для самостоятельной работы №2, рабочие тетради.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и ученика

I

Орг. момент

Учитель: Здравствуйте! Рада всех видеть!

– Садитесь девочки, садитесь мальчики. Начнем урок.

II

Минутка

чистописания

Учитель: Откройте рабочие тетради, запишите число и минутку чистописания:

Хх / Дд / Хх / Дд

III

Словарная

работа

Учитель: Откройте тетради с печатной основой, найдите, продиктуйте и запишите в рабочие тетради первые семь словарных слов, поставьте в них ударение и подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

Ученики: Хоккей, декабрь, солома, осина, Кремль, потом, метро.

Учитель: Придумайте предложение со словами хоккей и декабрь.

– Хорошо, молодцы! А запишем следующее предложение (один ученик у доски):

В декабре на ледовом катке состоится хоккей.

– Разберите предложение по членам предложения.

– Определите падежи и склонения существительных.

IV

Повтор.

пройденного

материала

Учитель: Какого склонения все существительные в предложении?

Ученики: II склонения.

Учитель: Какие еще типы склонения имен существительных существуют?

Ученики: I и III склонение.

Учитель: Прочитайте пословицу и назовите существительное каждого

склонения.

Одна головня и в печи гаснет, а две – и в поле дымятся.

Ученики: I склонения – головня, II склонения – поле, III склонения – печь.

Учитель: Для какой басни Эзопа данная пословица может стать

моралью?

Ученики: «Отец и сыновья».

V

Работа по

теме

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Правописание безударных

окончаний существительных в единственном числе». Откройте учебник на с. 6 и рассмотрите таблицу: «Склонение существительных в ед. числе».

– Назовите падежи имен существительных.

– Какие окончания у существительных III склонения в Р.п., Д.п. и П.п.?

– Какие окончания имеют существительные I склонения в П.п.? У

существительных какого склонения в П.п. такие же окончания?

– У каких существительных II склонения одинаковые окончания в И.п. и

В.п.? А у каких – в Р.п. и В.п.?

– Прочтем таблицу хором. Мы будем пользоваться материалом этой

таблицы для правильного написания безударных окончаний

существительных в ед. числе.

– Закончите общее правило: Безударные окончания слов одного и того

же склонения пишутся так же как и …

Ученики: ударные.

Учитель: Прочитайте двустишие на с.7:

«Плачет ива у дорожк…:

Потеряла я серёжки»

– Чтобы узнать, что напишем на месте пропуска, воспользуемся инструкцией на с.7-9 (устная работа)

Физминутка

Учитель: А теперь мы немного отдохнём, встанем около своих рабочих мест, повторяйте все за мной:

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.


VI Закрепление

Учитель: А теперь, ребята, будем учиться правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе. Откройте учебник на с. 10,выполним упражнение 2, пользуясь таблицей на с.6 (работа «цепочкой» с устным объяснением написания подчеркнутых орфограмм и выбора пропущенных орфограмм, например, у Ивашки – заглавная буква в именах; у Ивашки – орфограмма парный по звонкости/глухости согласный в середине слова, проверочное слово – Ивашечка; у Ивашк… – I скл., Р.п., ед.ч., поэтому пишем окончание и или используем опорное слово в Р.п. – нет земли)


VII

Самостоятельная работа








Учитель: Сейчас выполним самостоятельно упражнение 1 на с. 9-10, первые пять человек получат отметки в дневник.

IX

Итог урока








Учитель: Пользуясь инструкцией на с.7-8, устно объясните выбор безударного падежного окончания существительного:

по узкой полоск…

о сладкой ягодк…

на большой площадк…




X

Задание

на дом



Учитель: Дома поработайте по инструкции и выполните упражнение 3, на с. 3-4 в тетради с печатной основой.


XI

Рефлексия


Учитель: Давайте встанем в круг и будем передавать друг другу снежинку. У кого в руках снежинка, тот говорит, что ему понравилось на сегодняшнем уроке больше всего



Урок 2

Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Закрепление»

Цели:

1) закреплять умение правильно писать безударные падежные окончания существительных в единственном числе; обратить внимание детей на то, что при склонении существительных возможен переход ударения с одной части слова на другую; повторить орфограмму «парный по глухости/звонкости согласный в середине и на конце слова».

2) развивать речь, память, внимание;

3) воспитывать аккуратность, культуру работы в коллективе.

Оборудование: учебники «Русский язык» часть 3, тетради с печатной основой для самостоятельной работы №2, рабочие тетради.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и ученика

I

Орг. момент

Учитель: Здравствуйте! Рада всех видеть!

– Садитесь те, у кого 1-ый вариант, садитесь те, у кого 2-ой вариант. Начнем урок.

II

Минутка

чистописания

Учитель: Откройте рабочие тетради, запишите число и минутку чистописания:

Сс \ Оо \\ Сс \ Оо \\ Сс \

III

Словарная

работа

Учитель: Запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте в них ударение и подчеркните

буквы, написание которых надо запомнить:

С . лома, . сина, . ремль, п . том, х . ккей, м . тро, д . кабрь.

Ученики выходят по одному к доске и выполняют задание.

Учитель: Придумайте предложение со словами солома и осина.

– Хорошо, молодцы! А запишем такие предложения (два ученика у доски):

Вечером под моим окном тревожно шелестит осина. Ночью ветер разнёс солому по всему двору.

– Разберите предложения по членам предложения.

– Определите падежи и склонения существительных.

IV

Работа по теме

(закрепление)

Учитель: Прочитайте предложение и скажите из какой басни эта мораль, кто автор басни?

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежд… на большее бросают то, что имеют.

Ученики: «Соловей и ястреб», автор Эзоп.

Учитель: Используя инструкцию учебника, вставьте пропущенную букву.

Ученики: 1. Определяем начальную форму: (кто? что?) надежда; склонение: ж.р., окончание –а, значит – I скл. 2. Определяем падеж: которые (в ком? в чём?) в надежд…(П.п.). 3. Смотрим в таблице, какие окончания у существительных I скл. В П.п.; находим нужное окончание: -е или подбираем опорное слово земля и ставим его в П.п.: думаю о земле. 4. Пишем нужное окончание: в надежде.


Учитель: Сегодня на уроке мы будем закреплять правильное написание безударных окончаний существительных в единственном числе; учиться правильно произносить слова; повторим орфограмму «парный по глухости/звонкости согласный в середине и на конце слова».

– Откройте учебник на с. 13-14 выполним упражнение 5.

Ученики по одному выходят к доске и записывают по одному предложению, устно объясняя подчёркнутую орфограмму (в скобках указывая проверочное слово) или вставленную букву (4 человека), работают со словосочетаниями и сложным словом (2 человека).


Учитель: Поработаем устно. Откройте учебник на с. 11-12. Читаем «цепочкой». (Цель данной работы – обратить внимание детей на то, что при склонении существительных возможен переход ударения с одной части слова на другую).

– Устно выполним упражнение 4. (Цель – тренировать правильное произношение указанных слов; работа со словарём «Произноси правильно»).


Учитель: Исправьте ошибки при помощи проверочных слов, назовите орфограмму.

Уский, здороф, галстук,незабутки, блуска, повязка, занавезка, упакофка.

Ученики: «парный по глухости/звонкости согласный в середине и на конце слова», узкий – узок, здоров – здоровый, незабудка – незабудочка, блузка – блузочка, занавеска – занавесочка, упаковка – упаковочка.



Физминутка

Учитель:

- А теперь все тихо встали…
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все
тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.


V

Самостоятельная работа









Учитель: Сейчас выполним самостоятельно упражнение 3 на с. 10-11, затем поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте друг другу отметку на «полях» тетради, первые пять пар получат отметки в дневник.






VI

Итог урока








Учитель: Выйти к доске и вставить нужную букву, объяснить свой выбор:

к доск…

по широкой дорог…

напишу своей любимой подруг…



VII

Задание

на дом


Учитель: Дома выполните упражнения 4-5, на с. 5-6 в тетради с печатной основой;

дополнительное задание для любознательных – придумать три словосочетания с существительными с безударными окончаниями в единственном числе.


VIII

Рефлексия


Учитель: Давайте встанем в круг и будем передавать друг другу звёздочку. У кого в руках звёздочка, тот говорит, что ему понравилось на сегодняшнем уроке больше всего















Урок 3

Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе. Закрепление»

Цели:

1) закреплять умение правильно писать безударные падежные окончания существительных в единственном числе; познакомиться со словами с подвижным ударением, учиться их произносить; повторить орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».

2) развивать речь, память, внимание;

3) воспитывать аккуратность, культуру работы в коллективе.

Оборудование: учебники «Русский язык» часть 3, тетради с печатной основой для самостоятельной работы №2, рабочие тетради.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и ученика

I

Орг. момент

Учитель: Здравствуйте! Рада всех видеть!

– Садитесь те, кто сидит в 1-ом ряду, садитесь те, кто сидит во 2-ом ряду, садитесь те, кто сидит в 3-ем ряду. Начнем урок.

II

Минутка

чистописания

Учитель: Откройте рабочие тетради, запишите число и минутку чистописания:

Кк // Пп \\ Мм // Кк \\ Пп // Мм \\

III

Словарная

работа

Учитель: Запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте в них ударение и подчеркните

буквы, написание которых надо запомнить:

. ремл . , п . т . м, м . тр . , хо . . ей, д . к . б . ь, с . л . ма, . с . на.

Ученики выходят по одному к доске и выполняют задание.

Учитель: Придумайте предложение со словами Кремль, потом и метро.

– Хорошо, молодцы! А запишем такое предложение (один ученик у доски):

Сегодня мы были на экскурсии в Кремле, а потом на метро поехали в музей.

– Разберите предложение по членам предложения.

– Определите падежи и склонения существительных.

IV

Работа по теме

(закрепление)

Учитель: Прочитайте пословицу: По одёжк… встречают, по уму провожают. Скажите, к какой басне Жана де Лафонтена она подходит в качестве морали: «Волк и журавль» или «Ворона в павлиньих перьях»?

Ученики: «Ворона в павлиньих перьях».

– Вставьте пропущенную букву и объясните выбор.

Ученики: одёжка – I скл., по одёжк… – Д.п., окончание – -е


Учитель: Сегодня на уроке мы будем продолжать закреплять правильное написание безударных окончаний существительных в единственном числе; учиться правильно произносить слова с подвижным ударением; повторим орфограмму «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».

– Откройте учебник на с. 15 выполним упражнение 7.

Ученики по одному выходят к доске и записывают по одному словосочетанию, сначала в Р.п., затем в Д.п., выделяя окончания.

Учитель: Выпишите самостоятельно 5 глаголов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. Рядом пишите проверочные слова. Орфограмму подчеркните. Первый выполнивший работу, читает вслух, остальные проверяют.

Учитель: Поработаем устно. Откройте учебник на с. 16. Читаем плакат Летучей Мыши «Произноси правильно!». (Цель данной работы познакомить детей со словами с подвижным ударением).

– Устно выполним упражнение 9. (Цель – тренировать правильное произношение указанных слов; работа со словарём «Произноси правильно»).


Физминутка

Учитель:

На поляну, на лужок тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, закружился снежок,
Пляшут все пушинки, белые снежинки.



V

Самостоятельная работа








Учитель: Прочитайте стихотворение несколько раз, запомните его и напишите по памяти:

Где сладкий шёпот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов.

Деревья голы;

Ковёр зимы

Покрыл холмы

Луга и долы.

(Е. Баратынский)

VI

Итог урока








Учитель: Выйти к доске и прочитать свои словосочетания, которые вы придумали дома, а ребята назовут нужную букву в окончании существительного в единственном числе и объяснят свой выбор:

Ученики выходят к доске (2-3 человека)


VII

Задание

на дом


Учитель: Дома выполните упражнения 6-8 по выбору, на с. 6-9 в тетради с печатной основой.


VIII

Рефлексия


Учитель: Давайте встанем в круг и будем передавать друг другу снеговика. У кого в руках снеговик, тот говорит, что ему понравилось на сегодняшнем уроке больше всего














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Цикл методических разработок уроков по русскому языку в 3 классе

Автор: Козина Елена Борисовна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства