kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции и обычаи народа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать знания учащихся о казахских традициях и обычаях; прививать учащимся интерес к культуре казахского народа; воспитывать у учащихся уважение к нравственно-духовной культуре своей страны, своего народа; расширять знания детей об истории и культуре казахского народа через изучение праздников, традиций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиции и обычаи народа»

Урок познания на конференцию (4 «Б»)

Тема: Традиции, обычаи народа

Цель урока: формировать знания учащихся о казахских традициях и обычаях; прививать учащимся интерес к культуре казахского народа; воспитывать у учащихся уважение к нравственно-духовной культуре своей страны, своего народа; расширять знания детей об истории и культуре казахского народа через изучение праздников, традиций.

Оборудование: экспонаты- кольцо, браслет, капсырма, шолпы (для конкурса), коронки ( из бумаги ), казахские орнаменты, презентации-3, музыка -2, видео- танец «Сиртаки», доски маленькие, листы оценивания, карточки с определениями, слайд « традиции и обычаи», магниты-10, начертить линию, по которой девочки пройдут

Ход урока:

1.– Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Сегодня урок познания мира мы проводим не в обычном месте, а в историко-этнографическом музее нашей школы. Здесь пахнет необычно, здесь пахнет стариной.

Вот теперь давайте подумаем, какое толкование вы дадите слову «музей»? Давайте сообща попытаемся понять, что это такое?

варианты ответов: место, где хранятся и выставляются для показа предметы и документы; в музее можно познакомиться с историей вещей, которые нас окружают. Например, узнать, какими предметами домашней утвари пользовались и из чего их делали наши предки? Во что они одевались? Во что обувались? Как научились писать и считать?

Музей - это хранилище коллекций вещей.

Учитель: -Для чего он предназначен?

Варианты ответов: Музеи предназначены напомнить о прошлом. Предназначение музея - собирать, хранить, исследовать, предназначение музеев – дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле.

Учитель: -Ребята, а как называются предметы, которые находятся здесь? (Это экспонаты)

2. Учитель:

-Ребята работать будем в группах. У нас 3 группы. Листы оценивания есть у каждого. На каждом этапе вы будете оценивать себя и оценивать объективно.

-Послушайте такой вопрос: Как учёные изучают историю? (Они занимаются исследованиями, чтобы узнать что-то новое)

-Вы тоже сегодня будете исследовать экспонаты, может быть кто-то из вас в будущем захочет стать учёным.

1 группа: (1 группа будет исследовать экспонат… А как он называется?

-Кто скажет? ( Это кольцо)

3 группа: Ваша группа скажите, как называется этот экспонат? (Это браслет)

2 группа: Ребята, а это что такое? Может быть кто-то из вас знает? (Это капсырма). Умница …. А откуда ты знаешь, как называется этот предмет?

Учитель: Даю время на исследование 4 мин. Затем каждая группа расскажет что нового узнали изучая экспонат. ( играет тихо музыка №1)

Проверка задания (по группам ) Проверим результаты ваших исследований

3. Обобщение:

- Так с какими экспонатами вы сейчас познакомились?

- Кольцо.

- На казахском кольцо, сакина. (хором: кольцо- сакина)

- Ещё с чем познакомились?

- Браслет.

- Браслет - это блезік. (хором на двух языках: браслет - блезік)

- Ну и третий экспонат?

- Капсырма – застёжки (хором на двух языках)

Вы исследовали 3 экспоната и узнали 3 новых казахских слова.

Оценивание (оцените каждый свою работу)

Учитель: 1 группа( Танунина Ильи) приготовила для нас

выступление «Национальные накосные украшения». Пожалуйста, вам слово

Показ презентации (№2 ,презентация)

Вывод

Казахские национальные украшения – это не просто ювелирные изделия. Это – весомая часть национальной культуры и истории. Их популярность связана не только с любовью женщин к драгоценностям, но и с национальными обычаями и обрядами. Казахские ювелирные изделия были больше чем просто украшением, они должны были оберегать и помогать владелице. 

Учитель: Ну и для девочек, проведём конкурс с шолпы. Вам надо пройти по прямой линии, бесшумно, грациозно. Кто желает, девочки? (звучит казахская музыка №3)

( Все вы конечно молодцы, с заданием справились. Аплодисменты девочкам)

Вывод: Шолпы имела несколько функций, как оберег отпугивала злых духов, воспитывала у девочек , девушек скромность, порядочность и будущую хозяйку очага.

Изучение нового материала.

Поскольку тема нашего урока «Традиции, обычаи», мы должны узнать, что это такое. (слайд №4)

Проблемный вопрос: Как вы думаете, понятия «обычай», «традиция» – это одно и то же? (ответы детей).

Чтобы разобраться в этом вопросе, прочтите определения терминов ( у каждого ученика карточка с определениями).



Учитель: Прочитаем что же такое традиции?



ученик. Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.



Учитель: - А что такое обычаи?

ученик .Обычаи –это также общепринятые, исторически сложившиеся в процессе эволюции (развития) правила и нормы, регулирующие поведение людей в определённой области общественной жизни.



Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа. Казахские обычаи и традиционные праздники , отражают казахский национальный характер – открытый, гостеприимный и стремящийся жить в согласии с окружающим миром.

Учитель:- Какие традиции и обычаи вы знаете?

Гостеприимство, уважение к старшим, почитание стариков и женщин, стремление уступать место старшим

Учитель: - А только ли у казахского народа есть традиции и обычаи? (ответы)

-А какие традиции и обычаи русского народа вы знаете? (Крещение, Рождество, Троица, Пасха, Масленица, свадебные обычаи и ещё много других традиций)

- Ребята, традиций, обычаев и обрядов у каждого народа очень много. Но мы сегодня познакомимся с некоторыми традициями казахского народа.

Послушаем выступление группы, которая приготовила Традиции и обычаи, связанные с рождением ребёнка. (№5, презентация)

2 группа (Дмитриев Д). – Традиции и обычаи, связанные с рождением ребёнка. (бесікке салу, тусаукесу)

Показ презентации

1. Шилдехана - традиционный той в честь новорожденного. На этот праздник, как правило, собирается молодежь. Гости поздравляют родителей малыша и желают ребенку долгих лет жизни, говоря: «Счастья тебе, малыш. Долгих лет жизни тебе. За дастарханом молодежь поет песни, играет на домбре. Все веселятся до утра. По древнему поверью, так гости отгоняли злых духов от ребенка и сторожили его. Традиция проведения шилдеханы в несколько измененном виде сохранилась до сих пор.

2.Через несколько дней после рождения ребенка родители устраивают праздник укладывания новорожденного в колыбель. Родственники со стороны матери ребенка или многодетная мать дарят родителям деревянную колыбель. Это символизирует желание видеть многодетной семью сегодняшнего малыша. Ритуал укладывания ребенка в колыбель поручается женщине, подарившей колыбель. После этого она стелет маленькие подушки и одеяла. Укладывает ребенка в колыбель и пеленает его. Специально сшитыми лентами крепко прикрепляет ребенка в трех местах.

3. родители стремятся дать своему ребенку звучное, значимое имя. Родители, радуясь рождению сына могут назвать его именем «Куаныш», что означает «радость». Если ребенок рождается в дни айта, его могут назвать «Айтбаем» и т.д.

4.Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал. В понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». После купания стригут волосы и ногти ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает нога человека.

5.Малышу, который только научился ходить, перевязывают ноги полосатой веревкой. Разрезать эту веревку поручают человеку с красивой походкой и доброй душой. Это делалось для того, чтобы ребенок перенял для себя эти качества.   

Вывод: Вы послушали несколько традиций. Традиции связанные с рождением ребёнка свидетельствуют о том огромном внимании, которое уделяется в казахской семье новорожденному.

3 группа (Гавришева П.) приготовили выступление: Традиции и обычаи, связанные с приёмом гостей (№6, презентация)

Ученица: Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней, является гостеприимство.

Показ презентации

Вывод о гостеприимстве

Казахи не утратили древних законов гостеприимства, напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике,- русские, немцы, татары, белорусы, уйгуры, корейцы…

Обобщение и подведение итогов

Вы узнали только некоторые традиции и обычаи.

Повторим , традиции- что это?

А обычаи?

Вывод : - Почему нужно знать традиции, обычаи и обряды своего народа? (чтобы воспитывать своих детей, в них заложена народная мудрость, воспитывать нравственные качества).

А как передаются традиции? (традиции передаются из поколения в поколение)

Оцените объективно свою работу на уроке.

Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.

Учитель: Ребята, а вот у греков танец «Сиртаки» исполняют во время всех праздников. Греки в Казахстане расселены в основном по югу республики.

Сейчас мы вместе с гостями посмотрим как вы танцевали этот танец. (№7, видео)

 Рефлексия.

Учитель: Урок наш подходит к концу. Ребята, у вас на столах лежат шаблоны казахских орнаментов . Напишите своё отношение к уроку и прикрепите на доски.


1.Было интересно и легко на уроке
2.Я хочу узнать ещё больше нового и интересного
2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен 
3.Урок для меня показался  коротким / длинным 
4.За урок я  не устал / устал 
5.Мое настроение  стало лучше / стало хуже 
6.Материал урока мне был 
понятен / не понятен 
полезен / бесполезен 
интересен / скучен 
легким / трудным 


Учитель: Прочитаем ваше мнение о уроке.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан. (раздать карточки)

Вы сегодня хорошо поработали, необходим небольшой отдых. Тренинг проведём. Встаньте в круг.

На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу

















Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.



Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.













































 материал музея позволяет нам окунуться в другую эпоху, делает материал более доступным, повышает любовь к родному краю, 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Традиции и обычаи народа

Автор: Накупова Роза Сапаровна

Дата: 20.05.2016

Номер свидетельства: 328775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Внеклассное мероприятие по литературе  для учащихся 5-7 классов: «Обычаи и традиции казахского народа в пословицах  и  поговорках» "
    ["seo_title"] => string(146) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-dlia-uchashchikhsia-5-7-klassov-obychai-i-traditsii-kazakhskogho-naroda-v-poslovitsakh-i-poghovorkakh"
    ["file_id"] => string(6) "207379"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430417708"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка. "Обычаи и традиции моего народа". "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-razrabotka-obychai-i-traditsii-moiegho-naroda"
    ["file_id"] => string(6) "193295"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427622851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Культура народов Республики Саха Якутии -Нёлтэнкэ»"
    ["seo_title"] => string(52) "kul-tura-narodov-riespubliki-sakha-iakutii-nioltenke"
    ["file_id"] => string(6) "278662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453121281"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "«Обычаи и традиции калмыцкого народа»"
    ["seo_title"] => string(35) "obychaiitraditsiikalmytskoghonaroda"
    ["file_id"] => string(6) "279242"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453210956"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Научна исследовательская работа"Роль особенностей  религиозной культуры в формировании традиций и обычаев народа Крайнего севера" учащейся 8 класса "
    ["seo_title"] => string(165) "nauchna-issliedovatiel-skaia-rabota-rol-osobiennostiei-rielighioznoi-kul-tury-v-formirovanii-traditsii-i-obychaiev-naroda-krainiegho-sieviera-uchashchieisia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "202706"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429295976"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства