Цель урока: формировать знания учащихся о казахских традициях и обычаях; прививать учащимся интерес к культуре казахского народа; воспитывать у учащихся уважение к нравственно-духовной культуре своей страны, своего народа; расширять знания детей об истории и культуре казахского народа через изучение праздников, традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиции и обычаи народа»
Урок познания на конференцию (4 «Б»)
Тема: Традиции, обычаи народа
Цель урока: формировать знания учащихся о казахских традициях и обычаях; прививать учащимся интерес к культуре казахского народа; воспитывать у учащихся уважение к нравственно-духовной культуре своей страны, своего народа; расширять знания детей об истории и культуре казахского народа через изучение праздников, традиций.
Оборудование: экспонаты- кольцо, браслет, капсырма, шолпы (для конкурса), коронки ( из бумаги ), казахские орнаменты, презентации-3, музыка -2, видео- танец «Сиртаки», доски маленькие, листы оценивания, карточки с определениями, слайд « традиции и обычаи», магниты-10, начертить линию, по которой девочки пройдут
Ход урока:
1.– Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Сегодня урок познания мира мы проводим не в обычном месте, а в историко-этнографическом музее нашей школы. Здесь пахнет необычно, здесь пахнет стариной.
Вот теперь давайте подумаем, какое толкование вы дадите слову «музей»? Давайте сообща попытаемся понять, что это такое?
варианты ответов: место, где хранятся и выставляются для показа предметы и документы; в музее можно познакомиться с историей вещей, которые нас окружают. Например, узнать, какими предметами домашней утвари пользовались и из чего их делали наши предки? Во что они одевались? Во что обувались? Как научились писать и считать?
Музей - это хранилище коллекций вещей.
Учитель: -Для чего он предназначен?
Варианты ответов: Музеи предназначены напомнить о прошлом. Предназначениемузея - собирать, хранить, исследовать, предназначение музеев – дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле.
Учитель: -Ребята, а как называются предметы, которые находятся здесь? (Это экспонаты)
2. Учитель:
-Ребята работать будем в группах. У нас 3 группы. Листы оценивания есть у каждого. На каждом этапе вы будете оценивать себя и оценивать объективно.
-Послушайте такой вопрос: Как учёные изучают историю? (Они занимаются исследованиями, чтобы узнать что-то новое)
-Вы тоже сегодня будете исследовать экспонаты, может быть кто-то из вас в будущем захочет стать учёным.
1 группа: (1 группа будет исследовать экспонат… А как он называется?
-Кто скажет? ( Это кольцо)
3 группа: Ваша группа скажите, как называется этот экспонат? (Это браслет)
2 группа: Ребята, а это что такое? Может быть кто-то из вас знает? (Это капсырма). Умница …. А откуда ты знаешь, как называется этот предмет?
Учитель: Даю время на исследование 4 мин. Затем каждая группа расскажет что нового узнали изучая экспонат. ( играет тихо музыка №1)
Проверка задания (по группам ) Проверим результаты ваших исследований
3. Обобщение:
- Так с какими экспонатами вы сейчас познакомились?
- Кольцо.
- На казахском кольцо, сакина. (хором: кольцо- сакина)
- Ещё с чем познакомились?
- Браслет.
- Браслет - это блезік. (хором на двух языках: браслет - блезік)
- Ну и третий экспонат?
- Капсырма – застёжки (хором на двух языках)
Вы исследовали 3 экспоната и узнали 3 новых казахских слова.
Оценивание (оцените каждый свою работу)
Учитель: 1 группа(Танунина Ильи) приготовила для нас
выступление «Национальные накосные украшения». Пожалуйста, вам слово
Показ презентации (№2 ,презентация)
Вывод
Казахские национальные украшения – это не просто ювелирные изделия. Это – весомая часть национальной культуры и истории. Их популярность связана не только с любовью женщин к драгоценностям, но и с национальными обычаями и обрядами. Казахские ювелирные изделия были больше чем просто украшением, они должны были оберегать и помогать владелице.
Учитель: Ну и для девочек, проведём конкурс с шолпы. Вам надо пройти по прямой линии, бесшумно, грациозно. Кто желает, девочки? (звучит казахская музыка №3)
( Все вы конечно молодцы, с заданием справились. Аплодисменты девочкам)
Вывод: Шолпы имела несколько функций, как оберег отпугивала злых духов, воспитывала у девочек , девушек скромность, порядочность и будущую хозяйку очага.
Изучение нового материала.
Поскольку тема нашего урока «Традиции, обычаи», мы должны узнать, что это такое. (слайд №4)
Проблемный вопрос: Как вы думаете, понятия «обычай», «традиция» – это одно и то же? (ответы детей).
Чтобы разобраться в этом вопросе, прочтите определения терминов ( у каждого ученика карточка с определениями).
Учитель: Прочитаем что же такое традиции?
ученик. Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Учитель: - А что такое обычаи?
ученик .Обычаи –это также общепринятые, исторически сложившиеся в процессе эволюции (развития) правила и нормы, регулирующие поведение людей в определённой области общественной жизни.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа. Казахские обычаи и традиционные праздники , отражают казахский национальный характер – открытый, гостеприимный и стремящийся жить в согласии с окружающим миром.
Учитель:- Какие традиции и обычаи вы знаете?
Гостеприимство, уважение к старшим, почитание стариков и женщин, стремление уступать место старшим
Учитель: - А только ли у казахского народа есть традиции и обычаи? (ответы)
-А какие традиции и обычаи русского народа вы знаете? (Крещение, Рождество, Троица, Пасха, Масленица, свадебные обычаи и ещё много других традиций)
- Ребята, традиций, обычаев и обрядов у каждого народа очень много. Но мы сегодня познакомимся с некоторыми традициями казахского народа.
Послушаем выступление группы, которая приготовила Традиции и обычаи, связанные с рождением ребёнка. (№5, презентация)
2 группа (Дмитриев Д). – Традиции и обычаи, связанные с рождением ребёнка. (бесікке салу, тусаукесу)
Показ презентации
1. Шилдехана - традиционный той в честь новорожденного. На этот праздник, как правило, собирается молодежь. Гости поздравляют родителей малыша и желают ребенку долгих лет жизни, говоря: «Счастья тебе, малыш. Долгих лет жизни тебе. За дастарханом молодежь поет песни, играет на домбре. Все веселятся до утра. По древнему поверью, так гости отгоняли злых духов от ребенка и сторожили его. Традиция проведения шилдеханы в несколько измененном виде сохранилась до сих пор.
2.Через несколько дней после рождения ребенка родители устраивают праздник укладывания новорожденного в колыбель. Родственники со стороны матери ребенка или многодетная мать дарят родителям деревянную колыбель. Это символизирует желание видеть многодетной семью сегодняшнего малыша. Ритуал укладывания ребенка в колыбель поручается женщине, подарившей колыбель. После этого она стелет маленькие подушки и одеяла. Укладывает ребенка в колыбель и пеленает его. Специально сшитыми лентами крепко прикрепляет ребенка в трех местах.
3. родители стремятся дать своему ребенку звучное, значимое имя. Родители, радуясь рождению сына могут назвать его именем «Куаныш», что означает «радость». Если ребенок рождается в дни айта, его могут назвать «Айтбаем» и т.д.
4.Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал. В понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». После купания стригут волосы и ногти ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает нога человека.
5.Малышу, который только научился ходить, перевязывают ноги полосатой веревкой. Разрезать эту веревку поручают человеку с красивой походкой и доброй душой. Это делалось для того, чтобы ребенок перенял для себя эти качества.
Вывод: Вы послушали несколько традиций. Традиции связанные с рождением ребёнка свидетельствуют о том огромном внимании, которое уделяется в казахской семье новорожденному.
3 группа (Гавришева П.) приготовили выступление: Традиции и обычаи, связанные с приёмом гостей (№6, презентация)
Ученица: Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней, является гостеприимство.
Показ презентации
Вывод о гостеприимстве
Казахи не утратили древних законов гостеприимства, напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике,- русские, немцы, татары, белорусы, уйгуры, корейцы…
Обобщение и подведение итогов
Вы узнали только некоторые традиции и обычаи.
Повторим , традиции- что это?
А обычаи?
Вывод : - Почему нужно знать традиции, обычаи и обряды своего народа? (чтобы воспитывать своих детей, в них заложена народная мудрость, воспитывать нравственные качества).
А как передаются традиции? (традиции передаются из поколения в поколение)
Оцените объективно свою работу на уроке.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Учитель: Ребята, а вот у греков танец «Сиртаки» исполняют во время всех праздников. Греки в Казахстане расселены в основном по югу республики.
Сейчас мы вместе с гостями посмотрим как вы танцевали этот танец. (№7, видео)
Рефлексия.
Учитель:Урок наш подходит к концу. Ребята, у вас на столах лежат шаблоны казахских орнаментов . Напишите своё отношение к уроку и прикрепите на доски.
1.Было интересно и легко на уроке 2.Я хочу узнать ещё больше нового и интересного 2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
Учитель: Прочитаем ваше мнение о уроке.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан. (раздать карточки)
Вы сегодня хорошо поработали, необходим небольшой отдых. Тренинг проведём. Встаньте в круг.
На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
Д/з. Изучить самостоятельно материал об одной любой другой традиции народов населяющих Казахстан.
материал музея позволяет нам окунуться в другую эпоху, делает материал более доступным, повышает любовь к родному краю,