Просмотр содержимого документа
«Тема. Знакомство с библиотекой Ученого Кота»
У р о к 1.
Тема. Знакомство с библиотекой Ученого Кота
Цели: познакомить с учебником «Литературное чтение», 2 класс; формировать представление о том, что сказки бывают народные и авторские.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные: находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический,фразеологический);
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Личностные: познавательная мотивация учения
Оборудование: выставка книг; карточки с материалами по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Вновь мы учебник открываем.
Что же ждет нас впереди?
Какие тайны мы узнаем?
От предвкушенья замирают
Сердца, горящие в груди!
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Мы вновь отправляемся в литературную страну, и нашим путеводителем будет учебник «Литературное чтение» (часть 1) для 2 класса Н.А. Чураковой.
(Учитель выставляет учебник на доску.)
Если вы правильно ответите на вопросы викторины, то узнаете тему наших первых уроков. Выберите из вариантов ответов правильный. За каждый верный ответ вы получите карточку со словом.
– Какое из произведений относится к устному народному творчеству?
• докучная сказка;
• рассказ;
• стихотворение.
(Учитель вывешивает на доску первую карточку.)
Ученого
– Рифма – это:
• созвучие концов строк;
• созвучие начала строк;
• созвучие середин строк.
(Учитель вывешивает на доску следующую карточку.)
Кота
– Назовите эту часть книги.
(Учитель показывает обложку учебника «Литературное чтение».)
• содержание;
• обложка;
• иллюстрация.
(Учитель вывешивает на доску следующую карточку.)
У
– Кто из авторов писал рассказы о детях?
• Николай Носов;
• Самуил Маршак;
• Ирина Пивоварова.
(Учитель вывешивает на доску следующую карточку.)
В гостях
– Составьте название первой главы. Какую тему мы будем
изучать?
(Ученики отвечают.)
В гостях у Ученого Кота
III. Работа по теме урока
– Положите перед собой учебник «Литературное чтение» для 2 класса (1-ю часть).
Ты на обложку посмотри,
Найди на ней друзей,
Все, что знакомо, назови,
И в путь пойдем скорей!
– Что вы видите на обложке? Узнаете героев? Из каких они произведений?
– Расскажите, что видите.
– Откройте первую страницу. Кто знает, как она называется? (Титульный лист.)
Титульный лист – это первая страница книги, на которой помещено ее заглавие, имя автора.
– Какие сведения можно найти на титульном листе? (Фамилию, инициалы автора; название учебника; номер класса; издательство; название программы; иллюстрацию.)
– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите? (Машу и Мишу, Барсука, который одет в японскую национальную одежду – кимоно.)
– Переверните страницу.
– Рассмотрите условные обозначения. Что они обозначают?
Вы неоднократно встретитесь с ними на страницах нашего учебника.
– Откройте содержание учебника. Прочитайте названия глав.
(«В гостях у Ученого Кота», «В гостях у Незнайки», «В гостях у Барсука», «В гостях у Ежика и Медвежонка».)
– Как вы поняли, что ожидает нас и наших героев?
Главу мы первую начнем,
К Коту Ученому пойдем,
Интригу вместе прочитаем,
И цель урока мы узнаем.
– Откройте учебник на с. 5.(Учитель читает текст в учебнике.)
– Где находятся Миша и Маша? (В гостях у Ученого Кота в домашней библиотеке.)
– Какое у Кота увлечение? (Он собирает сказки народов мира.)
– Как называют таких людей? (Коллекционерами.)
– Сказки каких народов мира вы читали?
– Какие книги из коллекции Ученого Кота привлекли внимание Маши? («Русские народные сказки», «Сказки Китая», «Японские сказки».)
– Кто читал сказки этих народов?
– На какие книги обратил внимание Миша? (На книги, у которых есть автор.)
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 6 и расскажите, какие книги взял с полок Миша.
– Что общего в книгах, которые рассматривают Маша и Миша? (Это сказки.)
– На какие две группы можно разделить эти сказки?(Учитель вывешивает на доску карточку.)
Авторские и народные
На плакатик
Летучей Мыши взгляни,
Важные сведения
Там ты найди.
– Прочитайте строчки, записанные на плакате Летучей Мыши (с. 5).
– Какие произведения встретятся нам в этом разделе? (Сказки о животных и волшебные сказки.)
IV. Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны,
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
V. Продолжение работы по теме урока
(Учитель продолжает читать текст на с. 6.)
– Помогите Мише уточнить название сказки Александра Пушкина. Посмотрите в содержание учебника. Правильно ли он ее назвал? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
– Какие еще сказки А. Пушкина вы знаете? Перечислите.(Если учащиеся затрудняются с ответом, то учитель рекомендует им открыть в тетради для самостоятельной работы № 1 задание 1 на с. 3.)
– Рассмотрите рисунки к сказкам А. Пушкина. Покажите, к какому рисунку подходит сказка, – поставьте в кружок нужный номер.
– Какой сказки не хватает? («Сказки о царе Салтане».)
– Вам знакома эта сказка? Кто ее герои?
VI. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– С какими видами сказок познакомились?
VII.Домашнее задание. Найти и прочитать «Сказку о царе Салтане»
Урок №1
Тема. Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны. Толковый словарь.
Цели:учить работать со словарями; показать необходимость хорошо ориентироваться в алфавитном столбике; научиться читать словарную статью и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают словари; учить работать в группах; создать условия для вовлечения каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
Предметные результаты. Знатьструктуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка.Научитьсяориентироваться в странице содержание;выполнять практическую работу со словарями.
Личностные . Осознание языка, как основного средства человеческого общения.
Познавательные. Использует язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач
Регулятивные. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умениезадавать вопросы.
Оборудование: толковый словарь
Ход урока.
I.Организация класса.
II.Сообщение темы урока
III.Вступительная беседа.
1).Знакомство с учебником.
-Перед вами, ребята, книга(учебник)Рассмотрите её. Кто автор ?
-Открой страницу СОДЕРЖАНИЕ учебника “Русский язык. Часть1.с.5-6. Чтение статьи и беседа по прочитанному.
- Открой страницу СОДЕРЖАНИЕ учебника “Русский язык. Часть 2”». Потом открывают с. 4 второй части.
-Словарь —это ДРУГАЯ книга
Информация для учителя
По определению Большого энциклопедического словаря «СЛОВАРЬ – это справочная книга, которая содержит слова, расположенные в определённом порядке, объясняет их значения, даёт различную информацию о них или их перевод на другой язык, либо сообщает сведения о предметах, обозначаемых этими словами».
Непосредственными предшественниками словарей являются глоссы, т.е. объяснения значений отдельных слов на полях и в тексте древних рукописных книг. Сборники глосс – глоссарии – были первыми словарями.
Самый старый из дошедших до нашего времени русских глоссариев – словарик, приложенный к Кормчей книге 1282 года. В нём всего 174 слова.
Среди древне-русских словарей выделялись словари собственных имён, словари славяно-русские, толкующие непонятные слова книжной речи (преимущественно церковно-славянских книг), словари-разговорники – первые переводные словари, например, «Речь тонкословия греческого».
В 16 – 17 веках увеличивается объём лексики и возникает необходимость удобного для пользования распределения слов. Слова всё чаще располагают в строго алфавитном порядке, откуда возникают новые названия словарей – азбуковники.
В это время на Руси наибольшее распространение получили учебные азбуковники. Они содержали сведения по русской и греческой грамматике, арифметике, статьи по всеобщей и русской истории. В занимательной форме азбуковники сообщали сведения по естествознанию.
Так начиналась история словарей. И если в первом словаре было всего 174 слова, то в современных словарях их число доходит до ста семидесяти тысяч.
Издано и издаётся великое множество разных словарей: больших и маленьких, толстых и тонких, однотомных и многотомных, одноязычных и многоязычных.
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё»
Словари делятся на две большие группы: энциклопедические и лингвистические.
Энциклопедические словари описывают мир, объясняют различные понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах и т.д., т.е. говорят о предмете.
Энциклопедические словари разделяют на универсальные, отраслевые и региональные. Примерами таких словарей могут быть «Большой энциклопедический словарь», «Античный мир», «Африка».
А лингвистические словари посвящены собственно языку. Начав изучать иностранный язык, каждый ученик знакомится с двуязычным словарём, который позволяет делать перевод с одного языка на другой, например, с русского языка на английский и наоборот.
Каждый из нас хоть раз сталкивался с одноязычным словарём. В них расположены сведения о правильном написании слова (орфографический словарь), его значении (толковый словарь), произношении (орфоэпический словарь). Происхождение слова, его путь в языке описывается в этимологическом словаре. Словарь может охватывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов: таковы словари синонимов, антонимов.
Толковые словари – это лингвистические словари, в которых объясняются (толкуются) значения слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого языка.
Словарные статьи помимо толкования значения слова содержат сведения о его написании, особенностях произношения, о месте ударения, о грамматических и словообразовательных свойствах и т.д.
Толковые словари отражают словарный состав языка на определённом этапе его развития и являются важными источниками для изучения русского языка в его истории и современном состоянии.
Самый выдающийся из толковых словарей — «Толковый словарь живого великорусского языка » Владимира Ивановича Даля.
Даль начал собирать слова для своего словаря еще восемнадцатилетним юношей и трудился над ним до последних дней жизни. Даже за неделю до смерти, прикованный болезнью к постели, Владимир Иванович Даль поручает дочери внести в рукописи словаря четыре новых слова, услышанных им от прислуги.
53 года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. В основу словаря он положил живой великорусский язык — язык народный со всеми областными наречиями и говорами.
Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, писал для школьников учебники. И где бы ни ездил Даль, чем бы ни занимался, он всегда собирал слова. Владимир Иванович Даль говорил о словаре: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка»
Словарь Даля включает более двухсот тысяч слов. Из них 80 000 слов он собрал самостоятельно. Примерно 120 000 слов и выражений он извлек из предшествующих словарей. Приводятся и объясняются тысячи словосочетаний и устойчивых оборотов речи. Около тридцати тысяч пословиц и поговорок можно встретить в словаре Даля.
Толкуя то или иное слово, Даль подбирает множество синонимов, показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка, сопровождает их пословицами и поговорками.
Многие словарные статьи у Даля – это маленькие рассказы о быте народа и о его труде, о ремёслах и промыслах, об орудиях труда и предметах обихода, о народных обычаях и нравах – о народной жизни, которую хорошо и подробно знал Владимир Иванович Даль.
Академик Грот писал: «Словарь Даля – книга не только полезная и нужная, это – книга занимательная: всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного, и сколько нового, любопытного, назидательного?»
Словарь Даля периодически переиздаётся. Первое издание вышло ещё при жизни Даля в 1863 – 1866 г.г., второе издание было посмертным (1880-1882 г.г.). Последующие издания перерабатывались, дополнялись, но народный дух, живой русский язык оставался неизменным.
И по-прежнему словарь остаётся настоящей сокровищницей меткого народного слова, спутником всякого образованного человека, интересующегося русским языком.
Толковые словари отражают словарный состав языка на определённом этапе его развития, а потому в начале 20 века вышел в свет новый «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова в четырёх томах. Он включал в себя свыше 85 тысяч слов (85 289). Словарь толкует слова, сообщает их правильное ударение, произношение, даёт краткую справку о происхождении слова, если оно заимствовано из другого языка. Словарь Ушакова был очень популярным в своё время, но и хорошие словари стареют. Им на смену приходят новые.
«Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова вышел в свет в 1949 году. В первом издании словаря было около 57 тысяч наиболее употребительных слов. В последующих изданиях количество слов оставалось прежним, но их состав изменялся – исключались устаревшие слова, вводились новые. При жизни автора вышло шесть изданий словаря.
После смерти Сергея Ивановича Ожегова работу над редактированием словаря продолжила его ученица Наталия Юльевна Шведова. В 1992 году на основе словаре Ожегова выходит в свет «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Этот однотомный словарь включает 80 000 слов и фразеологических выражений.
Самый большой толковый словарь современности это семнадцатитомный академический «Словарь современного русского литературного языка». В нём объясняется 120 000 слов.
Существует ещё очень много разных словарей, и они нужны всем: школьникам и учителям, учёным и писателям, всем культурным людям.
Физминутка.
По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Присели, собрали И дальше пошли.
Можно также регулировать темп физминутки - замедлять или ускорять.
IV.Актуализация знаний.
1)Прочитайте во второй части внизу с. 4, какие словари есть в этом томе.
- Вернёмся к первой части учебника.Ч.1 стр. 6
-Предположи, чему посвящен «Толковый словарь»? ( прогнозируют, чему посвящен этот словарь, подыскивают синонимы для слов ТОЛКУЙ, ТОЛКУЕТ, учатся им пользоваться, отыскивая в нем конкретное слово ЛУКОМОРЬЕ.)
2). Работа с тетрадью на печатной основе (ТПО). С. 3 упр. 1,2
Физминутка.(для глаз)
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино.
3). Учебник ч.1. стр. 6-7
-Обратите внимание, что в словаре — алфавитный принцип расположения слов: ему необходимо открыть словарь на букву Н и посмотреть, какие там слова.
-Посчитайте слова: всего их 12. Прочитайте толкования слов.
-откройте с. 3 первой части учебника и посмотрите, каким же значком обозначается Толковый словарь: этот значок будет встречаться часто, и школьник должен научиться понимать его значение.
4)Работа в ТПО стр. 3-4 упр. 3
-Расшифруйте запись. Запишите её на свободной строке.
№2 Запишите новые слова. Запомните их правописание. Вставьте пропущенные слова в предложение
- Самостоятельная работа:
В упражнении №3 вставьте буквы на свои места. Проверка-фронтальная.
V.Итоговая рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
- Какую задачу решали на уроке?
- Какие трудности были?
- Задача урока выполнена?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Какую задачу поставим на следующий урок?(познакомиться с обратным словарём)
Предметные: научиться вести счѐт в прямом и в обратном порядке;выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Регулятивные:определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные:ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Вы уже знаете, что есть город Математика. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по этому городу. (На доске висит карта города Математики.)
– В этом городе происходит что-то странное – все перепуталось. Без нашей помощи жителям города не обойтись.
Но прежде чем отправляться на помощь, мы должны выполнить разминку. Как известно, математика – это гимнастика ума.
III. Устный счет.
1. Задачи в стихах.
Было в коробке четыре пера,
2 подарил я соседу вчера,
3 в магазине сегодня купил,
Я их в коробку свою положил.
Пятеро входят знакомых ребят.
«Дайте нам перья!» – они говорят.
Тут же я выполнил просьбу друзей.
Сколько осталось в коробке моей?
(Ноль.)
Алеша на руку надел рукавицы,
И пальцы-умельцы попали в темницу.
Спокойно сидели б они взаперти,
Да брата большого не могут найти.
Живет он отдельно в своем терему,
И братья не знают дороги к нему.
Сколько братьев у большого пальца?
(Четыре.)
Возле грядки две лопатки,
Возле хатки три лопатки.
Если всех их сосчитать,
Будет их, конечно… (пять).
2. Работа по таблице.
– Определите закономерность и заполните пропуски.
IV. Работа по теме урока.
1. «Прогулка» по аллее Плюсов и Минусов.
– Что такое аллея? (Дорога с рядами деревьев по обеим сторонам.)
– В городе Математике вместо деревьев на аллее растут примеры: с одной стороны аллеи должны расти примеры на вычитание, а с другой стороны – на сложение. Как вы успели заметить, примеры «стоят» вперемешку. Наша задача – помочь им правильно занять свои места.
4 … 2 = 6 9 … 2 = 7
7 … 1 = 8 8 … 3 = 5
1 … 6 = 7 7 … 4 = 3
5 … 5 = 10 5 … 5 = 0
3 … 6 = 9 5 … 2 = 3
2. Работа по учебнику.
Учащиеся выполняют задания 1, 2, 3.
При выполнении задания 2 учитель открывает таблицу на доске:
3. «Работа» на улице Неравенств.
– Мы приближаемся к улице Неравенств. (Дома на улице нарисованы без крыш, а на домах написаны неравенства, в которых не хватает знаков.)
– Что вы заметили? (Дома без крыш.)
– Верно. Расставив правильно знаки «больше» или «меньше», мы «построим» на домах крыши. Жители города решили, что дома, в которых живут неравенства со знаком «меньше», будут иметь красные крыши, а со знаком «больше» – зеленые. Решить-то они решили, а расставить правильно знаки не смогли. Так и стоят теперь дома без крыш. Поможем жителям города?
– Теперь на домах появились крыши, можно ехать дальше.
4. Работа по учебнику. Задание 4.
5. «Остановка» на Геометрическом перекрестке.
– Что необычного увидели на перекрестке? (Светофор в виде треугольников, а «зебра» в виде кругов.)
– Поменяйте местами фигуры, «потерявшие» свое место.
– Сосчитайте, сколько на перекрестке треугольников, кругов, прямоугольников. Сколько всего фигур?
6. «Минутки» на проспекте Задач.
– Добрались мы до проспекта Задач. Если мы правильно решим все задачи, то узнаем, что хотят сказать нам жители города Математики.
1) Вот один самолет поднялся уж в полет.
А рядышком два догоняют облака.
Посчитайте, друзья, сколько самолетов у меня.
(3 – ум, 4 – хо, 5 – пло.)
2) Пять ворон на крышу сели,
Да еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело.
(9 – хо, 7 – ни, 9 – ро.)
3) Пять щенят плюс мама-лайка.
Сколько будет? Сосчитай-ка!
(6 – ки, 4 – шо, 5 – ны.)
Из слогов дети складывают слово: умники.
7. Работа по учебнику. Задание 5.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Среди предложенных выражений выпишите то, которое является решением задачи. Вычислите и запишите ответ задачи.
Цели: 1) образовательная: познакомить учащихся с учебником; показать значение языка как важнейшего средства общения; рассказать о видах общения;
2) развивающая: развивать мышление детей, способность мыслить и сопереживать;
3) воспитательная: прививать интерес к русскому языку, воспитывать чуткость, отзывчивость.
Предметные: осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности; знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.
Метапредметные: использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приемы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вести самостоятельный поиск информации в СМИ; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста; извлекать фактуальную информацию из текстов; вычитывать информацию , представленную в схеме; работать в группах.
Оборудование: Учебник.Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.]. – М.:Просвещение, 2013.
Х о д у р о к а
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя.
– Ребята, возьмите в руки учебники. Наш учебник русскогоязыка составили учителя Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов и Лидия Александровна Тростенцова.
Давайте познакомимся с ним поближе.Как у любой другой книжки, у него есть переплёт. А переплёт, если вы не знаете, – это обложка-крышка из картона, в которую вклеиваются все книжные листы. Переплёт у нас зелёного цвета.
Отогните переплёт. Вот он – форзац. Это плотный двойной лист, который склеивает картонный переплёт книги с другими страницами. Форзац защищает их от загрязнений. Здесь мы видим примеры тех правил, которые будем изучать с вами в течение всего года. На заднем форзаце уже другие примеров.
Перелистните. Теперь мы видим титульный, то есть главный,лист. На его оборотной стороне найдите оранжевую рамочку. В этой рамочке есть условные обозначения – значки и рисунки, а рядом с ними – пояснения к ним. Посмотрите внимательно. Если вдруг мы где-то в учебнике, рядом с упражнением, встретим, на-пример, этого весёлого мальчика, значит это интересное упражнение, упражнение-игра.
- А если встретим кружок? Что это будет значить? (Дети отвечают, что это задание, которое предполагает повторение ранее изученного или дополнительное задание. Желательно пояснить детям все обозначения, так как при самостоятельном знакомстве со значками они могут понять не все слова. Так же поступить со звёздочкой и цифрами над словами.)На странице 295 в помощь поместили памятки: как готовить-
ся к диктанту и изложению, как писать сочинение и некоторые другие. Дальше вы увидите раздел «Пиши правильно!», - там указаны слова, которые нужно запомнить, чтобы не ошибиться при их написании. А в разделе «Произноси правильно!» нам по казывают, как надо говорить без ошибок.
Есть в учебнике небольшой толковый словарик. Что такое «толковый словарь»? Это словарь, в котором дается толкование слов. Вот услышали вы какое-то незнакомое, непонятное слово – загляните в этот словарь и прочитайте, что оно значит. «Толковать» - значит «объяснять», отвечать на вопрос «что такое?».А теперь найдите алфавитный указатель и содержание. Они очень похожи друг на друга, но всё-таки различны. В содержании учебника темы указываются по порядку, так, как они идут вучебнике – одна за другой. А вот в алфавитном указателе темы расположены по алфавиту – от А до Я. Очень хорошо. Знакомство с учебником русского языка прошло успешно. Зная, что и где в нём находится, мы не потеряемся
в его страницах. Сейчас отложите его в сторону. Продолжим разговор о языке.
Уроки русского языка могут быть очень интересными. И в этом вы очень скоро убедитесь сами.
Сегодня (но только сегодня!) мы писать не будем. Мы поговорим и по рассуждаем о языке.
Язык… Вы когда-нибудь задумывались, что это такое? Язык– это не только то, что находится у нас во рту. Язык – это ещё и то, что помогает нам общаться и понимать друг друга. Лишь только мы родились, мы тут же слышим ласковую мамину речь. Мы растём – и учимся языку, учимся понимать слова, учимся
говорить. Но не все дети становятся такими, как мы с вами. Есть на свете те, которые всё же не умеют разговаривать и не понимают никакого языка. Таких детей называют «детьми-маугли».
- Кто-нибудь из вас, ребята, смотрел мультфильм «Маугли» или читал о нём книгу? Кем он был? (Дети отвечают, что Маугли вырос в джунглях и воспитывали его волки и другие звери;
он разговаривал на зверином языке и обладал звериными повадками.)
Правильно. А я расскажу вам две истории: одна из них произошла у нас в России, а другая – в Киргизии.
Первая история случилась в городе Чита. Там нашли пятилетнюю девочку, которую воспитывали не мама с папой, а кошки и собаки. Она никогда не была на улице и не умеет разговаривать с людьми. Эта девочка лает, как собачка, и лакает еду измиски. Несмотря на то, что девочка проживала дома вместе с отцом, бабушкой и дедушкой, она почти не разговаривает, хотя понимает человеческую речь.Когда к ним пришли милиционеры, девочка стала кидаться на них, как собака.
А в Киргизии мальчик, родители которого уехали на заработки в Россию, восемь лет прожил в полузаброшен-ном сарае среди овец. Его нашли, когда мальчику исполнилось уже 14 лет. Оказалось, что его родители уехали, оставив ребенка на попечение больной, немощной бабушки. С тех пор он жил в сарае высоко в горах и почти не общался с людьми. Конечно, сначала он пытался выходить из своего убежища и спускался в ближайший поселок, но дети дразнили и избивали его, и он совсем перестал выходить к людям.
О ребенке вспомнили только после смерти старушки. Мальчик почти забыл человеческую речь, ходил босиком, ел руками и давно не мылся. Врачи говорят, что он может так и не научиться читать и писать.
(Здесь уместно будет дать детям высказаться. Как показывает практика, эти рассказы производят на них огромное впечатление.)
3. Работа с учебником.
1. Чтение учеником теоретического материала на стр. 3.
- Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?
(Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям. Чтобы детям сталоболее понятно, учитель может привести пример такого содержания: «Я – учитель. Я учу вас. Учу тому, чему когда-то научили меня. То есть сейчас я передаю вам накопленный мной
опыт».)
2. Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух двумя-тремя учениками.
- Ответьте на вопрос, заданный к упражнению: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык? (Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизньчеловека неразрывно связана с языком.)
- Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом? (Выделенные слова – это всё, посредством чего человек общается с себе подобными. Сказки, прибаутки,книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)
3. - Язык изучает наука лингвистика. Запомните, что лингвистика – это наука о языке. Лингвистика говорит нам о том,что общение бывает двух видов – устное и письменное.
Рассмотрите рисунки на с. 4. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?
(Дети отвечают. Здесь можно сказать детям, что письменность появилась значительно позднее устной речи. Первыми изобретателями письма были древние египтяне, которые писали свои тексты иероглифами, т. е. фигурными знаками, рисунками, а такое письмо ученые называют иероглифическим. Сле-
ды такого письма в наше время сохранились в математике. Это знаки +, –, = и некоторые другие.
А вообще самым первым видом письма было предметное письмо. И чтобы передать какое-либо сообщение на далекие расстояния, использовали различные предметы. Например, существовала легенда о персидском царе Дарии I, который получил послание от скифов. Послание включало в себя четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец сказал, что ничего больше сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Как же понять это послание скифов? Царь думал, что скифы отдают себя в его власть и в знак своей покорности принесли ему в дар землю, воду и небо, ведь мышь означает землю, лягушка – воду, птица – небо, а стрелы отказ скифов от сопротивления. Но один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание по-другому: «Если вы, персы, как птицы, не улети-те в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то погибните от наших стрел». Как потом оказалось, мудрец оказался прав.
Русский язык, как и все другие современные мировые языки,использует буквенное письмо, т. к. имеет алфавит. С помощью алфавитов устную речь мы переводим в письменную.)
4. Упр. 4.
5. Упр. 5. (Отвечая на вопрос, почему слова «говорение –слушание» и «письмо – чтение» соединены двойными стрелками, дети должны понять, что в обоих ситуациях присутствуют двое - говорящий и слушающий говорящего, пишущий и читающий написанное).
6. Упр. 6.
4. Подведение итогов.
Подвести итоги урока можно чтением теоретического материала на стр. 5: «На уроках русского языка (как и на другихпредметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также слушать и читать. Таким образом вы учитесь выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию». Это же можно
передать своими словами. Для урока нам нужно завести тетради для контрольных и речеведческих работ, а также о необходимости завести тетрадь для «Грамматического сундучка»
6. Домашнее задание. Упр. 3.
Урок 1.
Тема. Биология — наука о живой природе
Задачи урока: сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;
раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека; познакомить учащихся с методическим аппаратом учебника и правилами работы с ним.
Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.
Оценивают роль биологической науки в жизни общества.
Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.
Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познавае-мости и объяснимости на основе достижений науки.
Ход урока I. Организация класса
II.Сообщение темы урока
III.Актуализация знаний 1. Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, разнообразии живых организмов (повторение материала 5 класса).
Как вы понимаете предложенный эпиграф к уроку?
В чем проявляется изобретательность и упорядоченность природы?
В чем отличие живой и неживой природы?
Что изучает наука биология?
Назовите основные признаки живых организмов?
IV.Ознакомление учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним (рассказ учителя).
V.Изучение нового материала 1. Раскрыть понятие «биосфера», используя рисунок 1 на с. 9 учебника (рассказ учителя с элементами беседы). 2. Дать определение роли живых организмов в природе и жизни человека (рассказ учителя с элементами беседы).
3.Значение биологии в жизни
С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище растениями. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он и обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, спасают от городского шума.
В лечебных целях очень важно, что фитонцидная активность комнатных растений проявляется в зимне-весенний период, т.к. именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний.
-Культурные растения играют важнейшую роль в жизни человека, однако ученые утверждают, что и дикорастущие растения являются богатством на Земле. Насколько правомерно подобное утверждение?
-Из всего многообразия видов ныне встречающихся растений только небольшая часть используется человеком в пищу. Почему?
4.Краткая характеристика царств живой природы с последующей записью в тетради
Сочетают признаки растений и животных, питаются готовыми органическими веществами.
Состоят из одной клетки и не имеют ядра.
Имеют хлорофилл и образуют на свету органические вещества, выделяя кислород.
Питаются готовыми органическими веществами и способны к передвижению.
5.Раскрыть понятие «фенология» VI.Обобщение и коррекция ответов учащихся. Запись выводов по уроку в тетради:
1. Биология – наука о живой природе.
2. Ботаника изучает особенности строения бактерий, грибов и растений, которые относятся к разным царствам живой природы.
3. Растения имеют большое значение в природе и жизни человека.
VII.Выполнение заданий
А) Заполните пропуски.
Из трех царств живой природы самое крупное и многообразное – царство _____________. Велико значение в природе _______и________.
С древних времен человек начал выращивать ___________растения.
Самая многообразная группа растений – __________________.
Б) Тест
1. Что не является царством живой природы:
а) растения
б) животные
в) грибы
г) насекомые
2. Ботаника она из древнейших биологических наук. Она возникла в
а) III в. до н.э.
б) Х веке
в) I в.
г) V веке
3. Возбудителями туберкулеза являются
а) паразитические животные
б) бактерии
в) грибы
г) ядовитые растения
В) Заполните таблицу
Использование растений
Пищевые
Декоративные
Лекарственные
Технические
Масличные
VIII.Домашнее задание Изучить статью «Как работать с учебником» и § 1 «Биология — наука о живой природе». Ответить на вопросы в конце параграфа (устно), выполнить задания в рабочей тетради.
А) Заполните пропуски.
Из трех царств живой природы самое крупное и многообразное – царство _____________. Велико значение в природе _______и________.
С древних времен человек начал выращивать ___________растения.
Самая многообразная группа растений – __________________.
Б) Тест
1. Что не является царством живой природы:
а) растения б) животные в) грибы г) насекомые
2. Ботаника она из древнейших биологических наук. Она возникла в
а) III в. до н.э. б) Х веке в) I в. г) V веке
3. Возбудителями туберкулеза являются
а) паразитические животные б) бактерии в) грибы г) ядовитые растения
В) Заполните таблицу
Использование растений
Пищевые
Декоративные
Лекарственные
Технические
Масличные
А) Заполните пропуски.
Из трех царств живой природы самое крупное и многообразное – царство _____________. Велико значение в природе _______и________.
С древних времен человек начал выращивать ___________растения.
Самая многообразная группа растений – __________________.
Б) Тест
1. Что не является царством живой природы:
а) растения б) животные в) грибы г) насекомые
2. Ботаника она из древнейших биологических наук. Она возникла в
а) III в. до н.э. б) Х веке в) I в. г) V веке
3. Возбудителями туберкулеза являются
а) паразитические животные б) бактерии в) грибы г) ядовитые растения
В) Заполните таблицу
Использование растений
Пищевые
Декоративные
Лекарственные
Технические
Масличные
А) Заполните пропуски.
Из трех царств живой природы самое крупное и многообразное – царство _____________. Велико значение в природе _______и________.
С древних времен человек начал выращивать ___________растения.
Самая многообразная группа растений – __________________.
Б) Тест
1. Что не является царством живой природы:
а) растения б) животные в) грибы г) насекомые
2. Ботаника она из древнейших биологических наук. Она возникла в
а) III в. до н.э. б) Х веке в) I в. г) V веке
3. Возбудителями туберкулеза являются
а) паразитические животные б) бактерии в) грибы г) ядовитые растения