Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Цели урока:
Предметные:
дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением и использованием человеком.
Метапредметные:
развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;
Прогнозируемые результаты:
третьеклассники познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами;
Формирование УУД:
1. Личностные:
проявлять интерес к изучаемому материалу;
проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
2. Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
3. Познавательные:
а) общеучебные:
учить ориентироваться в многообразии грибов;
работать с информационным материалом на компьютере;
б) логические:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «В царстве грибов»»
Тема урока: «В царстве грибов»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – путешествие
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Цели урока:
Предметные:
дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением и использованием человеком.
Метапредметные:
развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;
Прогнозируемые результаты:
третьеклассники познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами;
Формирование УУД:
1. Личностные:
проявлять интерес к изучаемому материалу;
проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
2. Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
3. Познавательные:
а) общеучебные:
учить ориентироваться в многообразии грибов;
работать с информационным материалом на компьютере;
б) логические:
анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде
в) воспитательные:
формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;
4. Коммуникативные:
читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;
умение высказать свою точку зрения;
умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);
соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
Материалы к уроку:
презентация, карточки с видами грибов, памятка «Правила сбора грибов», календарь сбора грибов, корзинка,.
Оборудование:
мультимедийная установка, экран, компьютер для учителя,
Ход урока
Организация класса
-Окружающий нас мир интересно познавать!
-Его тайны и загадки мы готовы разгадать.
Будем отвечать активно!
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.
Стадия вызова.
Вы любите путешествовать? А зачем люди путешествуют? Сегодня я хочу предложить вам совершить увлекательное путешествие, а куда – скажите сами.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг…(природа)
- Итак, куда мы отправляемся? (на природу).
- Вспомните, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека).
- Посмотрите на экран. Что вы видите?
+ Это кластер, но грозди пустые.
- Используя ваши знания, нужно заполнить грозди кластера.
Какая бывает природа? (Живая и неживая)
-Вспомните: что отличает живую природу от неживой?
-Итак, перечислите признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, приносят потомство, умирают).
-Всё живое ученые-биологи делят на большие группы, какие: государства, королевства, царства? (царства)
-Какие царства живой природы можете назвать?
-Итак, какой ваш ответ? (растений, животных, бактерий и грибов (СЛАЙД 2)
Формулирование темы, постановка цели.
-Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.
(слайд Царство грибов)
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
-О чём идёт речь? (о грибах)
А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
Спрогнозируйте тему нашего урока?
Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.
-А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
Составим кластер: Гриб – строение – виды или классификация – сбор – значение - охрана
-Итак, ребята, вы сами определили проблемные вопросы.
(5 слайд Цели) Какое строение имеют грибы? – Какие они бывают?
– Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы?
–Какие грибы нужно охранять.
-На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
-Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые – лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.
III. Стадия осмысления.
– Сегодня ребята, вы будете сами взаимообучаться, работая в группах. – Все вы в группе получили разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы и будете работать сегодня сообща. учиться слушать и слышать друг друга, оценивать ответы товарищей.
Вы объединитесь в группы по одинаковому тексту, что говорит цвет кружочка на листке и на столе.
– Что вы делаете в группе?
Вам надо прочитать текст; ( Приложение 1)
Здесь используйте приём «ИНСЕРТ»
2. Понять смысл прочитанного;
3. Перевести (вместе) эту информацию в графическую форму – в виде таблицы, схемы, рисунка, в виде чего – решите сами.
А когда будет выполнена работа с текстом, заполнена таблица, ответственный группы будет обучать своих товарищей из других групп и из всех полученных знаний составите одну схему, таблицу, рисунок.
– Задание понятно? Приступайте к работе. Самостоятельная работа детей.
УЧИТЕЛЬ ЗАДАЁТ ВОПРОСЫ:
- Кто отметил «V» - информация мне известна?
- Какую информацию ты уже знал?
- А для кого это было новым?
- А для кого другая информация была новой?
- Кто до знакомства с текстом думал иначе?
- Кто отметил информацию «хочу уточнить»
Вот на всю эту информацию вы сейчас получите исчерпывающие ответы в виде отчёта по группам.
ОТЧЁТ ПО ГРУППАМ
1 группа
Существует более 100000 разновидностей грибов. При этом человеку нужны примерно 500 видов. Вы все ходите в лес за грибами, скажите мне:
-Какие части гриба вы можете назвать? (шляпка, ножка)
-А что скрыто от глаз под землей? (грибница)
--Что такое грибница? Зачем она нужна?
Точнее можно узнать из приложения №1. Прочитайте, чтобы было понятно всем.
-Кто готов ответить? (Ответы ребят)
-Как связаны грибы с деревьями? (Прочитайте)
- ВЫВОД: Проведя небольшое исследование, мы узнали как связаны между собой грибы и деревья. Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.
ФИЛЬМ ПРО РОСТ ГРИБОВ
Ребята, а хотите увидеть как растут грибы?
Так смотрите!
Сначала появляется грибница. А на ней образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.
-(ПОСЛЕ ФИЛЬМА)
-Так почему же, придя в лес, нельзя вырывать грибы с грибницей? (НАРУШАЕТСЯ ГРИБНИЦА). Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)
А В ГРУППЕ ПРИКЛЕИВАЮТ СМАЙЛИК В УГОЛОК ТАБЛИЦЫ
ОТЧЁТ 2 группы
Классификация грибов
-На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
( слайд и ПЛАКАТ) съедобные и несъедобные грибы
-Какие съедобные грибы вы знаете?
-Какие несъедобные грибы вы знаете?
-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
Грибы – двойники (белый, желчный)
1)У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)
-Чем они похожи? (формой)
-Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
-Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
-По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
(9 слайд) Грибы – двойники (опята – ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник – ложный опёнок.(читаем)
-Чем они похожи? (формой)
-Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок – ядовитый гриб.
-По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов ,человеку стало плохо?( вызвать скорую помощь)
-По какому признаку нашли отличие? (по строению)
-Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов? (НА признаки)
( слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов
(цвет, срез, запах, форма)
-А нужны ли грибы животным и зачем? (Предположения)
Да, действительно, почти 150 представителей этого царства употребляются в пищу. Шляпочные грибы очень питательны. Содержат витамины, белки и другие полезные микроэлементы. Ими питаются белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. А ещё грибы – лекари. Заболевшие сороки и лоси лечатся мухоморами.
- А нужны ли грибы человеку?
-Да, нужны. В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо –необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые грибы.
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)
3 группа Правила сбора грибов
Ребята, вы внимательно прочитали как собирать грибы. Расскажите и нам об этом.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старыегрибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог, предприятий и скверов?
-Когда начинается грибная пора? (Ответы ребят)
Давайте посмотрим в таблице КАЛЕНДАРЬ СБОРА ГРИБОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
-Какие грибы появляются ранней весной?
-Какие грибы собираем последними?
-Какие грибы собираем весь сезон с весны и заканчиваем осенью?
- Я хочу загадать вам загадки про грибы. Интересно, узнаете вы их?
1.Этот гриб живет под елью,
Под её огромной тенью,
Мудрый бородач, старик,
Житель бора - … (боровик или белый гриб)
2.Под осиной – мужичок,
На нем - красный колпачок.(Подосиновик)
3.Под березкой серый гриб
На одной ноге стоит. (Подберезовик)
4.Под сосной стоят ребятки,
Очень липкие - …(маслятки или сосновики)
Задание на соответствие для всех групп (Приложение 3)
Определите: под каким деревом, какой гриб растет?
ВЗАИМОПРОВЕРКА
-Почему у них такие названия?
-Какие грибы любите собирать? Когда за ними пойдем в лес?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА,
Ну а теперь пойдем в лес по грибы.
Выберите, что для этого нужно. (Даны: пакеты, корзинки, вилки, ложки, ножи).
Отправляйтесь на поиски съедобных грибов.
(На столах карточки с изображением съедобных, несъедобных, ядовитых, редких и неизвестных грибов)
Взаимопроверка с учителем.
-Что из них приготовите?
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)
4 группаГрибы, занесённые в Красную книгу.
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять. Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
-Расскажите, что вы узнали о редких грибах?
-Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)
-Эти грибы нуждаются в особой охране.
ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)
Закрепление нового материала.
А теперь, ребята, давайте проверим наши новые знания.
-Проверка будет походить в виде тестов. ( Приложение № 4 )