kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «В царстве грибов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока: урок – путешествие

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Предметные:

  • дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением  и использованием человеком.

Метапредметные:

  • развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;
  • формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;

Прогнозируемые результаты:

  • третьеклассники познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать  съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами;

Формирование УУД:

1. Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому материалу;
  • проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
  • развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;

2. Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • учиться высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией;

3. Познавательные:

а) общеучебные:

  • учить ориентироваться в многообразии грибов;
  • работать с информационным материалом на компьютере;

б) логические:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «В царстве грибов»»

Тема урока: «В царстве грибов»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – путешествие

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Цели урока:

Предметные:

  • дать представление о наиболее распространенных видах грибов, как о части окружающего мира, познакомить с их строением и использованием человеком.

Метапредметные:

  • развивать наблюдательность, способность дифференцировать объекты по различным признакам;

  • формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • формировать эстетическое восприятие обычных предметов окружающего мира;

Прогнозируемые результаты:

  • третьеклассники познакомятся с тем, какими бывают грибы и узнают строение шляпочных грибов, будут уметь различать съедобные и несъедобные грибы; познакомятся с необычными грибами;

Формирование УУД:

1. Личностные:

  • проявлять интерес к изучаемому материалу;

  • проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;

  • развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;

2. Регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;

  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

3. Познавательные:

а) общеучебные:

  • учить ориентироваться в многообразии грибов;

  • работать с информационным материалом на компьютере;

б) логические:

  • анализировать, сравнивать грибы, находить общее и отличия во внешнем виде

в) воспитательные:

  • формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать;

4. Коммуникативные:

  • читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях;

  • умение высказать свою точку зрения;

  • умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах);

  • соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

Материалы к уроку:

презентация, карточки с видами грибов, памятка «Правила сбора грибов», календарь сбора грибов, корзинка,.

Оборудование:

мультимедийная установка, экран, компьютер для учителя,



Ход урока


  1. Организация класса

-Окружающий нас мир интересно познавать!

-Его тайны и загадки мы готовы разгадать.

Будем отвечать активно!

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!


Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок.


  1. Стадия вызова.


Вы любите путешествовать? А зачем люди путешествуют? Сегодня я хочу предложить вам совершить увлекательное путешествие, а куда – скажите сами.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг…(природа)

- Итак, куда мы отправляемся? (на природу).

- Вспомните, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека).

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

+ Это кластер, но грозди пустые.

- Используя ваши знания, нужно заполнить грозди кластера.

Какая бывает природа? (Живая и неживая)

-Вспомните: что отличает живую природу от неживой?

-Итак, перечислите признаки живой природы (живые существа дышат, питаются, приносят потомство, умирают).

-Всё живое ученые-биологи делят на большие группы, какие: государства, королевства, царства? (царства)

-Какие царства живой природы можете назвать?

-Итак, какой ваш ответ? (растений, животных, бактерий и грибов (СЛАЙД 2)











Формулирование темы, постановка цели.

-Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.

(слайд Царство грибов)

Землю пробуравил

Грибницу оставил,

На ножке явился,

Шляпкой прикрылся.

-О чём идёт речь? (о грибах)

А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.

Спрогнозируйте тему нашего урока?

Тема нашего урока: Царство грибов. Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового.

-А что бы вы хотели узнать об этом царстве?

Составим кластер: Гриб – строение – виды или классификация – сбор – значение - охрана

-Итак, ребята, вы сами определили проблемные вопросы.

(5 слайд Цели) Какое строение имеют грибы? – Какие они бывают?

– Как правильно собирать грибы? - Какое значение имеют грибы?

–Какие грибы нужно охранять.

-На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.


-Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвёртые – лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.


III. Стадия осмысления.


– Сегодня ребята, вы будете сами взаимообучаться, работая в группах. – Все вы в группе получили разные тексты. Поскольку разобраться одному сложно, вы и будете работать сегодня сообща. учиться слушать и слышать друг друга, оценивать ответы товарищей.

Вы объединитесь в группы по одинаковому тексту, что говорит цвет кружочка на листке и на столе.

– Что вы делаете в группе?

  1. Вам надо прочитать текст; ( Приложение 1)

Здесь используйте приём «ИНСЕРТ»

2. Понять смысл прочитанного;

3. Перевести (вместе) эту информацию в графическую форму – в виде таблицы, схемы, рисунка, в виде чего – решите сами.

А когда будет выполнена работа с текстом, заполнена таблица, ответственный группы будет обучать своих товарищей из других групп и из всех полученных знаний составите одну схему, таблицу, рисунок.

– Задание понятно? Приступайте к работе. Самостоятельная работа детей.

УЧИТЕЛЬ ЗАДАЁТ ВОПРОСЫ:

- Кто отметил «V» - информация мне известна?

- Какую информацию ты уже знал?

- А для кого это было новым?

- А для кого другая информация была новой?

- Кто до знакомства с текстом думал иначе?

- Кто отметил информацию «хочу уточнить»


Вот на всю эту информацию вы сейчас получите исчерпывающие ответы в виде отчёта по группам.


ОТЧЁТ ПО ГРУППАМ


1 группа

Существует более 100000 разновидностей грибов. При этом человеку нужны примерно 500 видов. Вы все ходите в лес за грибами, скажите мне:


-Какие части гриба вы можете назвать? (шляпка, ножка)

-А что скрыто от глаз под землей? (грибница)

--Что такое грибница? Зачем она нужна?

Точнее можно узнать из приложения №1. Прочитайте, чтобы было понятно всем.

-Кто готов ответить? (Ответы ребят)


-Как связаны грибы с деревьями? (Прочитайте)


- ВЫВОД: Проведя небольшое исследование, мы узнали как связаны между собой грибы и деревья. Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.


ФИЛЬМ ПРО РОСТ ГРИБОВ


Ребята, а хотите увидеть как растут грибы?

Так смотрите!


Сначала появляется грибница. А на ней образуются маленькие клубеньки. Клубеньки увеличиваются, вылезают из земли и превращаются в грибы.


-(ПОСЛЕ ФИЛЬМА)


-Так почему же, придя в лес, нельзя вырывать грибы с грибницей? (НАРУШАЕТСЯ ГРИБНИЦА). Если запомнить урожайное место, то можно несколько раз за лето приходить сюда и уносить домой богатую добычу.



ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)

А В ГРУППЕ ПРИКЛЕИВАЮТ СМАЙЛИК В УГОЛОК ТАБЛИЦЫ






ОТЧЁТ 2 группы


Классификация грибов

-На какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)

( слайд и ПЛАКАТ) съедобные и несъедобные грибы

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие несъедобные грибы вы знаете?

-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.

Грибы – двойники (белый, желчный)

1)У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? (по цвету, по срезу)

-Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.

-По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)

(9 слайд) Грибы – двойники (опята – ложные опята)

2)У осенних опят тоже есть двойник – ложный опёнок.(читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)

Ложный опёнок – ядовитый гриб.

-По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)

(10 слайд) Грибы – двойники (шампиньон - бледная поганка)

3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)

-Чем они похожи? (формой)

-Чем отличаются? (по цвету, по строению)

Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов ,человеку стало плохо?( вызвать скорую помощь)

-По какому признаку нашли отличие? (по строению)

-Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов? (НА признаки)

( слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов

(цвет, срез, запах, форма)

-А нужны ли грибы животным и зачем? (Предположения)


Да, действительно, почти 150 представителей этого царства употребляются в пищу. Шляпочные грибы очень питательны. Содержат витамины, белки и другие полезные микроэлементы. Ими питаются белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева. А ещё грибы – лекари. Заболевшие сороки и лоси лечатся мухоморами.

- А нужны ли грибы человеку?

-Да, нужны. В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо –необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые грибы.



ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)



3 группа Правила сбора грибов


Ребята, вы внимательно прочитали как собирать грибы. Расскажите и нам об этом.

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?

- Почему нельзя собирать большие старые грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог, предприятий и скверов?

-Когда начинается грибная пора? (Ответы ребят)


Давайте посмотрим в таблице КАЛЕНДАРЬ СБОРА ГРИБОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)


-Какие грибы появляются ранней весной?

-Какие грибы собираем последними?

-Какие грибы собираем весь сезон с весны и заканчиваем осенью?


- Я хочу загадать вам загадки про грибы. Интересно, узнаете вы их?


1.Этот гриб живет под елью,

Под её огромной тенью,

Мудрый бородач, старик,

Житель бора - … (боровик или белый гриб)


2.Под осиной – мужичок,

На нем - красный колпачок.(Подосиновик)


3.Под березкой серый гриб

На одной ноге стоит. (Подберезовик)


4.Под сосной стоят ребятки,

Очень липкие - …(маслятки или сосновики)


Задание на соответствие для всех групп (Приложение 3)


Определите: под каким деревом, какой гриб растет?


ВЗАИМОПРОВЕРКА


-Почему у них такие названия?



-Какие грибы любите собирать? Когда за ними пойдем в лес?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА,


Ну а теперь пойдем в лес по грибы.


Выберите, что для этого нужно. (Даны: пакеты, корзинки, вилки, ложки, ножи).


Отправляйтесь на поиски съедобных грибов.


(На столах карточки с изображением съедобных, несъедобных, ядовитых, редких и неизвестных грибов)

Взаимопроверка с учителем.

-Что из них приготовите?


ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)



4 группа Грибы, занесённые в Красную книгу.

- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять. Грибы важны и для людей, и для животных, и для деревьев. Поэтому к ним надо относиться бережно.

Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.

-Расскажите, что вы узнали о редких грибах?


-Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)

-Эти грибы нуждаются в особой охране.


ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ ГРУППЫ (Дети показывают смайлик)


Закрепление нового материала.

А теперь, ребята, давайте проверим наши новые знания.

-Проверка будет походить в виде тестов. ( Приложение № 4 )

Вам предлагается 5 вопросов. Работаем дружно группой!

1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,

б) срезать и взять с собой,

в) сбить ногой.

-Какой правильный ответ?

2. Назовите самый ядовитый гриб.

а) желчный гриб,

б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.

3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,

б) ножка,

в) корень.

-Что же у грибов вместо корня?

4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,

б) с деревьями,

в) с животными.

5. Найди лишний гриб.

А) подосиновик,

Б) боровик,

В) мухомор

ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДАМ


3 этап урока. Рефлексия

Обобщение

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром..

_-Что нового узнали на уроке?

ПОМОЩЬ: КЛАСТЕР НА ДОСКЕ


Справились ли мы с проблемными вопросами?


-Где применить ваши знания?


- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить

синквейн о грибах.


Грибы

Вкусные, ядовитые

Живут, растут, питаются,

Грибы нуждаются в охране

Царство (жизнь, мусорщики)



Грибы

Съедобные, ядовитые, полезные

Дружат, помогают, разрушают

Мир грибов разнообразен и удивителен!

Это богатство!





А теперь я предлагаю оценить работу групп.

СМАЙЛИК ВЫБРАТЬ


Путешествие наше подошло к концу, а вот закончились ли тайны окружающего нас мира? Тайну мы будем открывать на следующих уроках.


Домашнее задание.

.

Составить кроссворд «Грибы».

- За вашу хорошую работу на уроке хочу вам подарить каждому календарь сбора грибов и раскраску про грибы.


-СПАСИБО ЗА УРОК!




ПЕСНЯ ПРО ГРИБОЧКИ



III. Стадия осмысления.


Чтение текста с пометами (прием «Инсерт»)

- Возьмите в руки карандаши. Ознакомьтесь с текстом с помощью приёма «Инсерт»

«V» - информация мне известна

«+» - узнал что-то новое

«--» - думал иначе

«?» - хочу уточнить (спросить)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «В царстве грибов»

Автор: Сухарева Таиса Васильевна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация  урока биологии :"Царство Грибы. Общая характеристика".6 класс "
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiia-uroka-biologhii-tsarstvo-griby-obshchaia-kharaktieristika-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119899"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413549399"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии по теме "Живые царства. Грибы" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-zhivyie-tsarstva-griby"
    ["file_id"] => string(6) "158059"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421683066"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок по биологии "Царство грибы". "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-po-biologhii-tsarstvo-ghriby"
    ["file_id"] => string(6) "189040"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426788880"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация к уроку окружающего мира на тему "В царстве грибов"."
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiakurokuokruzhaiushchieghomiranatiemuvtsarstvieghribov"
    ["file_id"] => string(6) "322229"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461527726"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация к уроку окружающего мира на тему "В царстве грибов"."
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiiakurokuokruzhaiushchieghomiranatiemuvtsarstvieghribov1"
    ["file_id"] => string(6) "322230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461527733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства