МБОУ Болтинская СОШ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по окружающему миру
2 класс
тема «ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ»
Подготовила: учитель начальных
классов Попкова О.Ю.
2014 год
Тема: «Правила вежливости»
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, работа в парах.
Цели урока:
Предметные:
Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;
дать понятие «культура поведения»
Метапредметные:
Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
продолжить работу по формированию коммуникативных умений и навыков;
развивать речь учащихся ,обогащать их словарный запас.
Личностные:
1. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям;
2. развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность;
3. учить анализировать и оценивать речь, поведение людей.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать вежливые слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.
Оборудование:
Учебник А. А, Плешакова «Окружающий мир» 2 класс (часть 2), рабочая тетрадь часть 2; презентация к уроку, тест, карточки с правилами, трубки телефонов, оценочная линейка.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
Только прозвенел звонок
Начинается урок.
Все готовы? Всё в порядке?
Что ж тогда начнём, ребятки!
У каждого на парте есть сердечко .Подарите друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение на уроке. (Дарим по кругу).
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Ребята, вспомним, о чём мы говорили на предыдущем уроке? О поведении в школе. У вас на столе есть тест. Заполните его.
(Самостоятельная работа учащихся)
Ребята, сравните с ответами на Слайде и исправьте ошибки. Оцените на оценочной линейке свою работу
Слайд 2.
Постановка темы урока
Ребята, у вас на столе карточки с буквами. Расположите из по порядку и прочитайте тему урока первое слово жёлтое, а второе - зелёное .
(Дети составляют тему урока)
Пожалуйста, прочитайте тему урока.
Совершенно верно, тема нашего урока «Правила вежливости».
Слайд 3
IV. Работа по теме урока
Работа с учебником.
Ребята, прочитайте, пожалуйста, подсказку Муравьишки- Вопросика.
(работа по учебнику стр. 52)
- Ребята, составим план работы на уроке:
У вас на столе карточки, расставьте их по порядку и сравните по слайду.
(Работа детей)
Зачитаем план работы.
(Чтение плана вслух)
ПЛАН РАБОТЫ НА УРОКЕ
1.Узнать что такое «вежливые слова».
2.Значение вежливых слов в жизни человека.
3.Использование вежливых слов в различных ситуациях.
4.Итог урока.
Слайд 4
– Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
- Как вы, думаете, какие слова называют волшебными? Почему?
- Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.
- В каких случаях мы используем эти слова?
- Какие вежливые слова вы знаете?
- А какие слова приветствия употребляют люди? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, приветствую вас.)
Слайд 5
- Какое слово чаще всего используют люди, приветствуя друг друга?
- А кто помнит от какого слова произошло слова произошло слово «здравствуйте»
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
- Какие слова используют люди при прощании?
До свидания – приветствие при прощании
Слайд 6, 7
- Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
Слайд 8
- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.
V. Физкультминутка.
Раз присядка, два присядка.
Это заячья зарядка.
А волчата спину выгнут
И тихонечко подпрыгнут,
А щенята как проснутся
Любят сладко потянуться.
Только мишка косолапый широко разводит лапы.
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Белки скачут очень быстро, машут хвостиком пушистым.
Целый час играют в прятки.
Это беличья зарядка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр. 53. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?
( Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Помни:
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго.
Слайд 9
2. Практическая работа
Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.
-А сейчас проверим, опираясь на схему разговора, правильно ли вы составили телефонные диалоги?
«Алло».
Приветствие.
Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.
Благодарность.
Прощание.
Слайд 10
3.Работа с текстом
Но, чтобы быть культурным человеком, мало использовать вежливые слова, нужно ещё и делать вежливые поступки. Послушай рассказ. (Чтение учителем) Обсуждение текста.
Выполнение задания в рабочей тетради.
Стр.34 №2, 3
Ребята, для чего мы используем вежливые слова? Чтобы быть культурным.
Ребята, посмотрите на слайд и скажите, кто поступает правильно? (Слайд 11)
Что же такое культура поведения?
- Культура поведения – это вежливые поступки. А чтобы быть культурным человеком, вежливым, нужно запомнить правила.
(Формулируют правила вместе с учителем)
Слайд 12.
- А теперь сами составьте правила вежливости.
Работа в паре. (Составляют правила из полосок со словами)
Правила вежливости:
1.При встрече - здоровайся.
2.Уходя - прощайся.
3.Если тебе помогли – скажи «спасибо».
4.Извиняйся за свои проступки.
5.Если о чём-то просишь, то не забывай сказать «пожалуйста».
Слайд 13
VI. Рефлексия.
- Растает ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо)
- Зеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день)
-Мальчик вежливый и развитый
Говорит ,встречаясь … (здравствуйте)
-Когда нас бранят за шалости
Говорим…(простите, пожалуйста)
- В России и во Франции
В Германии и в Дании
На прощание говорят…(до свидания)
Слайд 14
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Выполнили ли план работы?
- Чем занимались на уроке?
_ Что узнали нового?
Оцените себя по оценочной линейке.
Всем спасибо. До новых встреч!
Оформление доски.
План урока 12 марта. Дом. задание.
1. Узнать что такое «вежливые слова». Проблема урока: не знание
2. Значение вежливых слов правил вежливости .
в жизни человека.
3.Использование вежливых слов Вежливые слова
в различных ситуациях.
4. Итог урока.