Тема: Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
Тема: Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
Тема: Детство Л. Н. Толстого
(из воспоминаний писателя)
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством великого писателя Л. Н. Толстого; развивать технику чтения; воспитывать чувства доброты и толерантности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) »
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Открытый урок по литературному чтению
на тему: «Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)
Урок подготовила и провела учитель начальных классов Сергеева Надежда Николаевна
Тема: Детство Л. Н. Толстого
(из воспоминаний писателя)
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством великого писателя Л. Н. Толстого; развивать технику чтения; воспитывать чувства доброты и толерантности.
Ход урока.
I Организационный момент
- Вначале урока проверим домашнее задание – чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень».
После этого ознакомимся с жизнью и творчеством великого русского писателя.
II. Проверка домашнего задания.
III. Введение в тему урока.
– Послушайте и угадайте, о ком идет речь.
- За каменной оградой густо зеленел старинный парк. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
Крестьянским ребятишкам запрещалось входить в усадьбу. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! Зачем?! Оказалось, что граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому. Двухэтажный дом показался им огромным: ведь сами-то они выросли в низеньких избах с соломенными крышами. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели. Но граф улыбнулся и сразу вся робость прошла. С первой же встречи началась их дружба. А потом возникла любовь к учителю, которая у многих ребят осталась на всю жизнь в их сердцах. Учитель был графом, его полагалось звать «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.
- Зовите меня просто по имени-отчеству, - говорил он. – Как звали этого учителя?
- А как вы догадались, что зовут этого учителя Лев Николаевич Толстой?
2. – Что вы еще узнали об этом великом человеке и великом русском писателе на уроках чтения в 1 и 2 классах?
А) 1) Он родился и всю жизнь прожил в Ясной Поляне.
2) Он прожил долгую жизнь – 82 года. И всю свою жизнь посвятил литературе.
3) Его книги переведены на многие языки. Их читают во всем мире.
4) Он очень любил детей. Л. Н. толстой открыл в Ясной Поляне школу. Написал учебник для детей и сам учил их.
Б) – А какими произведениями великого писателя вы познакомились раньше, помните?
(«Старый дед и внучек», «Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Ученый сын», «Котенок», «Филиппок», «Как меня в лесу застала гроза»)
– Сегодня вы узнаете еще много нового и интересного об этом удивительном и замечательном человеке.
Л. Н. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина. 1887 год.
- Рассмотрите внимательно портрет писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут очень много рассказать о самом человеке.
- Каким кажется вам Л. Н. Толстой?
- Послушайте о нем рассказ.
(Рассказывают ученики)
Лев Николаевич Толстой (1823-1910 гг.)
- Он принадлежал к древнему русскому роду. Его был сподвижником Петра I.
(сподвижник – это помощник в деятельности на каком-нибудь поприще).
Л. Н. Толстой находился в родстве с А. С. Пушкиным; их прабабушки были родными сестрами.
- Лев Николаевич рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в Казанский университет – один из лучших университетов того времени. Он был поразительно способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством. Много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.
- В 1851 г. Толстой поступил на военную службу и уехал на Кавказ. Там он хотел испытать себя, проверить, храбрый ли он человек.
- В 1855 г. во время Крымской войны Толстой командовал батареей в Севастополе.
(батарея – это артиллерийское подразделение из нескольких орудий и средств управления, а также позиция, которую занимает такое подразделение).
В окопах, под пулями он написал свои знаменитые «Севастопольские рассказы». Толстой в течение 11 месяцев осады города был для многих примером мужества и бесстрашия.
- После окончания войны Толстой подал в отставку и решил посвятить свою жизнь литературе. Поселившись в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Он отпускает крестьян на волю, защищает их интересы в суде, организует школу для крестьянских детей.
- В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудиться, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.
- Толстой работал ежедневно. Он был великим тружеником. Его полное собрание сочинений составляет 90 томов!
- 10 ноября 1910 года Л. Н. Толстой в возрасте 82 лет умер от простуды.
4. Слово учителя.
- Чтобы поверить в добро, надо начать делать его,- говорил Л. Н. Толстой.
- Как вы понимаете эти слова?
- Откуда же берет начало это добро, как вы думаете? Когда оно поселилось в его сердце? Наверное, у него были очень добрые родители (отец, мать), братья и сестры, да?
- Сегодня вы узнаете об этом из воспоминаний самого писателя.