kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Бюджет семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка включает в себя календарный план на 1 день по познавательному развитию, конспект совместной деятельности педагога и детей по теме "Бюджет семьи" и проект РППС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Бюджет семьи»»

Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Бюджет семьи»



Календарно-тематический план ОО «Познавательное развитие»

Группа 6-7 лет

Тема «Бюджет семьи»


Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды)

Взаимодействие

с родителями/ социальными партнерами

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Утро

Утренняя гимнастика

Чтение стихотворения Ш. Галиева «Три копейки на покупку» Цель: воспитывать у детей умение экономно и рационально тратить деньги.

Рассматривание предметных картинок: «Потребности и семейный бюджет» Цель: закрепить понятия "потребности", «семейный бюджет".

Игровая ситуация «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет» Цель: формировать у детей основы планирования семейного бюджета.


Прогулка

Подвижные игры: «Выбор профессии»

Дидактические игры: «Какие бывают доходы», «Доход - расход» Цель: развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.


Обед

Беседы: «Как приходят деньги в семью, азбука доходов» Цель: формировать представления детей о семейном бюджете и его основных источниках (заработная плата, стипендия, пенсия)

«Потребности и расходы» Цель: формировать умения детей разделять все потребности и расходы на две категории: необходимые и желаемые.


Вечер

Опытно-экспериментальная деятельность: "Хочу" и "надо" Цель: обобщить знания детей о потребностях человека, финансовом планировании семьи, разумных покупках.

Чтение худ. литературы: отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Вместе за покупками» Цель: Закрепить представления детей о семейном бюджете, воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.


Актуальная среда


Цветные таблицы с изображением модели семейного бюджета



















Карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы.

Картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда.







Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», «Семья».



Рекомендации для родителей

«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»




















Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности».

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей

по теме «Бюджет семьи»


Возрастная группа: 6-7 лет

Образовательные задачи:

           - Формировать представления детей о понятии «Семейный бюджет» и его составляющими: пенсия, стипендия, заработная плата.

- Формировать представления о доходах семьи и расходах семейного бюджета.

- Заложить основы планирования семейного бюджета.

Развивающие задачи:

- Развивать умения детей определять источники доходов и расходов, устанавливать зависимость между доходом и расходом семьи.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги.


Материалы и оборудование.

1.Дидактический материал:

- детские деньги, кошелек, плакат с изображением домика «Доход и Расход».

2. Раздаточный материал:

Картинки с изображением членов семьи; картинки, изображающие расходы.

3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

ноутбук, проектор, экран, презентация к ООД, магнитная доска.


Методы и приёмы:

Словесные:

- Беседа «Из чего состоит семейный бюджет»

Наглядные:

- Показ игрушки Гнома-Эконома

- Демонстрация презентации

Практические:

- Дидактическая игра «Доходы семьи»

- Игра-упражнение «Кто в домике живет»



Конструктор совместной деятельности педагога и детей


Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Проблемная ситуация: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Гном – Эконом. Он услышал, как мама и папа обсуждали «Семейный бюджет». Это новое для него слово и он просит нас помочь ему разобраться, что же оно значит. Мы поможем Гному – Эконому?


Соглашаются помочь

Основная

Беседа с просмотром презентации на тему «Из чего состоит семейный бюджет»

- Где можно взять деньги? Расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

- Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, так как каждый труд должен оплачиваться. Кем же работают ваши родители?

- Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их прошлый труд выплачивает им деньги. Как называются эти выплаты, кто-нибудь знает?

- А у кого-то в семье есть старший брат или сестра, как у Гнома – эконома?

- После окончания школы они учатся в училище, техникуме или институте, там им тоже выплачивают каждый месяц деньги за хорошую учебу. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

- А если сложить все вместе — зарплату папы и мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то что получается?

- Деньги, которые приходят в семейный бюджет- это доход семьи

Дидактическая игра «Доходы семьи»

Раздает детям карточки с изображением мамы и папы, бабушки и дедушки, старшего брата и сестры. Задает детям вопросы и просит поднимать нужную карточку:

- Кто получает зарплату? (в кошелек кладет «деньги», это зарплата мамы и папы)

- Кто получает пенсию? (добавляет деньги, это пенсия дедушки и бабушки)

- Чей доход называется стипендия? (в кошелек добавляет стипендию старшего брата и сестры)

- В кошельке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи. Вот как складывается семейный бюджет. (Достает деньги и показывает детям)

Физминутка «Маленький гном»

Жил-был маленький гном

У гнома был маленький дом

Гномик кашу варил

И всем – всем - всем говорил

«Все мы, и ты, и я – друзья!

В гости ко мне прибегайте

Ноги вытирайте!

Садитесь за стол

Кашей угощайтесь! И друг другу – улыбайтесь!

Игра – упражнение «Кто в домике живет»

- Давайте разделимся на команды: «Доходы» и «Расходы». Дети команды «Бюджет», получают монетки и складывают свои монетки под крышу дома называя источник дохода (зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия брата, сестры). Дети команды «Расходы» берут эти монетки и расселяют их по этажам: квартплата, продукты питания на месяц, плата за детский сад и учебу, кредит в банк, покупка новых вещей, развлечения и т. д.

- Достаточно нашего бюджета на расходы?

- Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не появляются просто так, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить и оплатить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.


Участвуют в беседе, отвечают на вопросы:

- Папа и мама работают.


Называют профессии своих родителей






- Пенсия







- Семейный бюджет.










Поднимают необходимые карточки








Выполняют движения физминутки

(приседают, встают)

(делают руками «крышу»)

(«помешивают» кашу)

(показывают друг на друга)

(касаются плеча соседа)

(бег на месте)

(«вытирают» ноги)

(приседают)

(улыбаются)


Играют в игру, распределяют монетки










Заключительная

- Ребята, вы поняли, что такое семейный бюджет, из чего он состоит? Давайте еще раз повторим, чтобы Гном – Эконом запомнил.

- А сейчас давайте расположим картинки с изображением расходов, и попробуем правильно их разместить на нашем плакате.

- Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить деньги в первую очередь?

- Гном благодарит вас за то, что вы так много ему рассказали о семейном бюджете и научили правильно его распределять.

Выбирают картинки и размещают их на магнитной доске, объясняют свой выбор






















ПРОЕКТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Название центра (микро-центра)

Материальный компонент среды

Организационный

компонент среды

(ГДЕ и КАК

ПРЕДСТАВЛЕНЫ?)

Личностный компонент среды

(ЧТО ДЕЛАЮТ?)

Перечень материалов

(ЧТО?)

Характеристика материалов

(КАКИЕ?)

Центр сенсорики

муляжи овощей, фруктов, продуктов питания

Пластмассовые, восковые

На стеллаже в корзинах. лоточках

Используют в дидактической игре «Товары первой необходимости»

Центр коммуникации

Дидактическая игра «Хочу и надо»

Карточки из картона

В коробке на полке

Рассматривают картинки, играют

Центр сюжетно-ролевых игр

Атрибуты для с-р игр «Семья», «Супермаркет»

Бумажные, тканевые

В коробках на полке

Используют в организации сюжетно-ролевых игр

Центр Познания

Муляжи монет и купюр разных номиналов

Металлические, бумажные

В кошельке

Считают деньги, используют в сюжетно-ролевых играх

Театральный центр

Куклы бибабо для драматизации «Как старик корову продавал»

Резиновые, тряпичные

В коробке

Используют в театрализованной деятельности

Центр ИЗО

Альбом «Деньги будущего»

Бумажный

В папке на полке

Рассматриваю, изучают, придумывают свои варианты денег.

Центр книги

Экономические сказки: «Хранители бюджета», «Домашнее хозяйство», «Копилка»

Бумажные

На стеллаже

Читают, рассматривают картинки


Литература:

1.Программа « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С. Комарова, М.А. Васильева. -М.: Мозаика- Синтез, 2010.- 304с.

2. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

3. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика»/А.Д. Шатова – Москва, 2018.

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/04/07/proekt-po-formirovaniyu-finansovoy-gramotnosti-detey


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кивалкина Алена Венедиктовна,

Дата: 28.04.2023

Номер свидетельства: 630542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства