kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить”.

Эдисон

                 Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Традиционно школы знакомили учеников с «продуктами» мышления, но редко демонстрировали «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены. Возникает вопрос: как сделать так чтобы ученики могли не только получать готовые «продукты» мышления, но и сами добывали необходимые знания?

Ответ состоит в  следующем: для того, чтобы ученик мог сам добывать необходимую информацию, его необходимо научить мыслить критически. А в чём же состоят преимущества критически мыслящего человека?

Для того чтобы научить детей мыслить критически, необходимо применять технологию развития критического мышления школьников средствами чтения и письма.

Данная технология предполагает равные партнёрские отношения как в плане общения. Так и в плане конструирования заданий, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель престаёт быть главным источником информации, и, использует приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Таким образом, когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования.Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо. »









Технология развития критического мышления через чтение и письмо.







Подготовила: учитель начальных классов

Мицуля Елена Андреевна.







Оглавление.

Введение.

1.История возникновения технологии критического мышления.

1.1 Понятие технологии критического мышления через чтение и письмо (КМЧП).

2. Психологический аспект технологии.

3. Сущность технологии КМЧП.

3.1 Этапы формирования технологии КМЧП.

3.2 Методы и приемы технологии КМЧП.

Содержание уроков.

Заключение.

Список используемой литературы.





























ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить”.

Эдисон

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Традиционно школы знакомили учеников с «продуктами» мышления, но редко демонстрировали «процессы», с помощью которых эти «продукты» были получены. Возникает вопрос: как сделать так чтобы ученики могли не только получать готовые «продукты» мышления, но и сами добывали необходимые знания?

Ответ состоит в следующем: для того, чтобы ученик мог сам добывать необходимую информацию, его необходимо научить мыслить критически. А в чём же состоят преимущества критически мыслящего человека?

Для того чтобы научить детей мыслить критически, необходимо применять технологию развития критического мышления школьников средствами чтения и письма.

Данная технология предполагает равные партнёрские отношения как в плане общения. Так и в плане конструирования заданий, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель престаёт быть главным источником информации, и, использует приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Таким образом, когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования.Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования – потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.


Объект исследования – технология критического мышления.

Предмет исследования – технология развития критического мышления средствами чтения и письма в образовательном процессе современной школы.

Цель работы – исследование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в образовательном процессе современной школы.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть историю возникновения технологии критического мышления через чтения и письмо.

  2. Описать психологические аспекты технологии.

  3. Выделить методические приёмы технологии критического мышления.

  4. Применение технологии на практике.





























1.История возникновения технологии критического мышления.

Критическое мышление — это поиск смысла: как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, это умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Что важно:

  • выявить предубеждения;

  • передать знания друг другу;

  • влияние данных знаний для решения данной проблемы.

Критически мыслящий человек задается вопросами:

·         Что я знаю?

·         Что я узнал нового?

·         Как изменились мои знания?

·         Что я буду с этим делать?

Критическое мышление определяется Американской философской ассоциацией как: «целеустремленное, саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, а также объяснением очевидных, концептуальных, методологических, или контекстных соображений, на которых основано это суждение. …

Идеальное критическое мышление человека обычно связано:

  • с любознательностью,

  • хорошей осведомленностью,

  • причиной доверия,

  • непредубежденностью,

  • гибкостью,

  • справедливостью в оценке,

  • честностью в столкновении с личными предубеждениями,

  • благоразумием в суждениях,

  • желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы,

  • тщательностью в поиске нужной информации,

  • разумностью в выборе критериев,

  • постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.

Эта комбинация, связывающая развитие умения критического мышления с пониманием основ рационального и демократического общества» [По Ruminski,andHanks,1997]. 
 Темпл Ч., Мередит К.,  Стил Дж.: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизмсомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К.,  Стил. Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).
 

Д. Клустер выделяет следующие параметры критического мышления  (См. ст. Клустера «Что такое критическое мышление?» в журнале «Перемена» 2001, № 4):

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.

  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.

  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

  5. Критическое мышление есть мышление социальное.

Брюшинкин В.Н.: «Критическое мышление – последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний, с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям. … Существуют уровни критического мышления, для каждого из которых есть свой вид аргументации, характеризующийся различными соотношениями логической и когнитивной компоненты: 1)эмпирический уровень – критическая проверка фактов; 2) теоретический уровень – критическая проверка теорий; 3) метатеоретический уровень – критическая проверка норм и ценностей» [Брюшинкин,2003].


1.1 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП)

Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт & Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил., Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». 
  Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее:

  • ·         соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом,

  • ·         а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.

Так что учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д. 
С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. 
  Можно сказать, что в ТРКМЧП синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности(Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм., К. Роджерс., а также идеи эвристического обучения и довели их до уровня технологии. 

КМЧП  может быть использована в различных предметных областях:

словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы, др. И для учащихся разных возрастных групп: начальная школа, средняя школа, ВУЗы, учреждения повышения квалификации. 
  Это, прежде всего, подход, являющийся способом «разукрасить» урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Это универсальная, проникающая, «над предметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, представляющая собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, а также базовые навыки человека  открытого информационного пространства. Она развивает качества гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие.
  Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач:

обучающих, воспитательных и развивающих.

В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять. 

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни:

умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.

 





































2. Психологический аспект технологии критического мышления.



 Стремительное развитие науки и техники на современном этапе привело к резкому росту количества информации. Возникла потребность в её критическом осмыслении и анализе. Поэтому одним из важнейших направлений развития философских, психологических и педагогических школ стало изучение критического мышления как способа восприятия и обработки полученной информации.

В.И. Брюшинкин выделяет два структурных элемента критического мышления. Первым из них является установка на поиск несоответствий фактам, нормам или ценностям (критическая установка). Вторым элементом является критическая аргументация - аргументация, направленная на обоснование этих несоответствий. Также В.И. Брюшинкин выделяет уровни критического мышления, каждому из которых соответствует определенный тип аргументации:

1)эмпирический уровень – критическая проверка фактов;

2) теоретический уровень – критическая проверка теории;

Антиманипулятивные качества Уязвимые для манипуляции качества  
Рефлексивность Рефлекторность (социальный автоматизм)
Личностная автономия Конформизм
Конструктивная (активная и перспективная) Ситуационное (пассивное и сиюминутное)
Адаптивность Приспособленчество
Способность к объективному познанию Субъективность восприятия реальности
Самокритика и общая критичность Самообман и вера в иллюзии
Изменение и развитие (лабильность, динамичность, эластичность) Стереотипность (инертность, инерционность, ригидность)
Гибкость и сложность Потребность в однозначной определенности
Самостоятельность Ориентация на авторитеты
Конструктивная конфликтность Ориентация на поведение большинства
Свобода Зависимость
3) метатеоретический уровень– критическая проверка норм и ценностей.

Эти возможности определяются личностным и индивидуальным своеобразием мыслительной деятельности. Среди этих особенностей следует выделить такие понятия как «внушаемость» и «критичность». Е.Н.Волков выделил ряд антиманипулятивных качеств, которые характеризируют критичность и проманипулятивных (уязвимых для манипуляции) качеств, которые характерны для внушаемых личностей

Анализ приведенных данных позволяет характеризовать критически мыслящие личности как психологически и социально независимые, обладающие высокой подвижностью мыслительных процессов. В контексте психологии мышления «критичность» можно трактовать как одно из свойств ума и определять как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности человека. Б.М.Теплов определял критичность как «умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы «за» и «против» намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке .

Противоположностью «критичности» как характеристики личности является «внушаемость». В соответствии с приведенными Е.Н. Волковым характеристиками проманипулятивные личности в своем мышлении характеризуются зависимостью от устоявшихся стереотипов, значительными сложностями в перестройке установившихся понятий, ориентацией на мнения лиц, которые воспринимаются ими как авторитеты, безоговорочное подчинение воле большинства.

Учёт этих психологических характеристик позволяет индивидуализировать педагогический процесс. У личностей со склонностями к критичности мышления процесс обучения изначально будет строиться на субъект – субъектных отношениях между обучающимся и обучаемым. При обучении личностей с преобладающими проманипулятивными качествами процесс взаимодействия между преподавателем и обучаемым будет носить преимущественно субъект – объектный характер, так как обучаемые не способны критически анализировать получаемую информацию и воспринимают её как аксиому. В силу своих личностных характеристик для личностей такого типа представляется сложным оценка себя как субъекта.

 Таким образом, анализ понятия критического мышления с точки зрения психологии позволяет заключить, что процесс формирования личности на различных этапах обучения и развития её творческих способностей не может быть реализован без выработки критического мышления. Формирование будущего личности предполагает развитие его личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности и возможность адаптации к меняющейся социальной среде в динамике развития.

3.Сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников и студентов эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.
 С помощью письма человек рефлексирует, размышляет о тех сведениях, которые он получил при чтении, поэтому эффективность этих двух процессов взаимозависима. Практикующие учителя знают, как тяжело школьники соглашаются писать, даже если речь идет не о творческой работе, а о банальном записывании информации из источников. И даже если ученики соглашаются писать, по их конспектам вряд ли можно составить полное представление о том, что они читали или слушали.  

Базовыми философскими аспектами технологии РКМЧП являются идея открытого общества и  современное понимание культурыпредполагающее активность ее субъектов, актуальность взаимоотношений между ними и существование различных мировоззрений при отсутствии единой, жестко заданной нормы восприятия и поведения.
 Из этого положения вытекают понимание множественности смыслов текста и того, что его интерпретация зависит от читательских контекстов и формы организации групповой работы в классе. Такой подход дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения.

Понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Задачи технологии РКМЧП

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

  • Развитие аналитического, критического мышления:

— научить школьников выделять причинно-следственные связи;

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

— отвергать ненужную или неверную информацию;

— понимать, как различные части информации связаны между собой;

— выделять ошибки в рассуждениях;

— уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

— избегать категоричности в утверждениях;

— быть честным в своих рассуждениях;

— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

— уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения 
и личного мнения;

— подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения  важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

 Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:

- активность субъектов в образовательном процессе; - организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- идея ценности личности;

- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни.

При построении каждого занятия важно удерживать следующие этапы совместной работы:

1.      Актуализация знаний по поводу предложенной темы (инвентаризация имеющейся информации по данной теме, так называемый анамнез, чтоб выявить ресурсы ребенка и группы, и в работе группы учитывать опыт каждого ребенка).

2.      Мотивация (осуществить вызов, соблазнить идеей занятия, пробудить интерес к предлагаемой теме, сформулировать вопросы, поставить цель предстоящей деятельности).

3.      Активизация учащихся (договор о будущем характере и правилах работы, предъявление четкого алгоритма будущих действий).

4.      Осмысление материала (собственно деятельность: чередование индивидуальной, парной, групповой работы с целью знакомства с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей)

5.      Рефлексия (суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка новых вопросов и постановка новых целей учебной деятельности).

Образовательные результаты

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • решать проблемы;

  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  • брать на себя ответственность;

  • участвовать в совместном принятии решения;

  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:

    • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

    • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

    • есть возможность повторения, усвоения материала;

    • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

    • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

    • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

    • обостряется любознательность, наблюдательность;

    • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

    • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

    • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

    • развивает активное слушание;

    • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

    • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия и функции (стадии).

3.1 Этапы (стадии) формирования технологи КМЧП.

  Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.

Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и

расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Описание техник технологии РКМЧП

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задаю вопросы, на которые хочу получить ответ.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

– Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;

– систематизируют информацию до ее изучения;

– задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

– строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенных слов и т.д.;

– публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохраняю интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально – парами – группами.

– Читают или слушают текст, используя предложенные мной активные методы чтения;

– делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).

– Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Стадия рефлексии

Возвращаю учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно– следственных связей между блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах

– Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

– классифицируют и систематизируют, рождение новых целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

– своими словами выражают новые идеи и мысли;

– обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения;

– анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

– самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации.

Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:

– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
– учитель должен верить в способности каждого ученика.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.

3.2 Методы и приемы развития критического мышления

Название метода или приема

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Вызов

“Верные и неверные утверждения”


Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вызов

Рефлексия

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?







Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему
- 3 глагола, характеризующих действие
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

?– фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Тонкие ?

Толстые ?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?



Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.



Токсономия вопросов:

Простые /фактические/
Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /
Объясняющие / «Почему?»/
Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./
Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/
Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/
Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):

2. 1 этап – мозговой штурм (идеи)
     2 этап – систематизация, оформление в кластер
     3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.
3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

Осмысление

«Двухчастный дневник»

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/

Осмысление

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

“Ключевые слова”

Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Осмысление

“Лови ошибку”



Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Вызов

“Письмо по кругу”



Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Осмысление

«Психорисунок»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки.

Рефлексия

Таким образом, технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.















Заключение


Подводя итог моей работы, хочется отметить, что процесс приобретения знаний превращается в стартовую, но не в конечную точку мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении, класс превращается в лабораторию демократического диалога и демократического общества, что важно для каждого человека, живущего в нем. Важно отметить, что стратегии и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей. Их ценность состоит в том, что они систематизированы и проверены.

Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени школы, средних и высших учебных заведений. Повышается успеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное – повышается мотивация ребят к учению! На мой взгляд, это наибольшая проблема современной школы, которая с успехом может быть разрешена. Также, то, что проблема развития критического мышления является чрезвычайно важной, свидетельствует огромное количество различного материала, тезисов, тренингов, семинаров, методик, а также многочисленных апробаций этих методик в реальной жизни.

На всё воля учителя, и ему выбирать, какой дорогой пойдет он сам и его ученики.

















Список используемой литературы.



    1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс «Дельта», 2003

2.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 

3.      Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003  

4.      Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.

5. Давыдов А.В. , Психологические аспекты критического мышления.

6.Учебная программа курса «Технологии компетентностно- ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

7.Столбунова С.В. Лекция №1,3 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».

























































15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Автор: Мицуля Елена Андреевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Технология развития критического мышления через чтение и письмо  при обучении русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhiiarazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismopriobuchieniirusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "297080"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456140327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(136) "ispol-zovaniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "253606"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447611557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства