Актуализация знаний и постановка проблемы | «Что ни сутки по минутке, День короче, длиннее ночь. Потихоньку, полегоньку Убегает лето прочь» Почему лето убегает? Какие природные явления встретились в этом тексте? О чем будем говорить на уроке? - что мы хотели узнать об осени? - какими качествами должен обладать человек, изучающий природу? - что будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Значит нам предстоит стать исследователями. А кто такие исследователи? Какие вопросы вас заинтересовали? Итак- осень это…. - изменения в неживой природе - изменения в жизни растений - изменения в жизни животных - в жизни птиц | Ответы детей Чтобы тайны все узнать, Все загадки отгадать, будем вместе развивать качество внимательность. А еще поможет нам наша любознательность. Люди, которые что-то исследуют Погода осенью Растения осенью Животные осенью Птицы осенью | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Совместное открытие новых знаний | 1. «осень за моим окном» Какие же признаки осени вы можете назвать? Назовите лишний месяц: сентябрь, ноябрь, март, октябрь Что вы знаете про осенние месяцы 2. Как эти признаки повлияли на растения? О чем вы узнали во время экскурсии? «Экскурсия в школьный сад. Какое дерево сбрасывает листья? Почему листья на деревьях краснеют? Найдите ответ в тексте Вывод: Что же скрывает этот куст? 3. Жизнь грибов Все ли из увиденных грибов нужно собирать? Почему так происходит? Оказывается деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание и деревья лучше растут, если грибы рядом. Почему у грибника палка в руках и как правильно собирать грибы? Как поступить с грибами, которые опасны для человека? | Миновало лето, осень наступила. На полях и в рощах пусто и уныло. Поспевает брусника, стали дни холоднее. И от птичьего крика в сердце стало грустнее. Признаки осени Март-весенний месяц Сентябрь совмещает лето и осень. Осинки стали оранжевыми. Березки полыхают желтым золотом. Горят костры рябины. Осыпается листва и засыпает дорожки. В древности называли ЖОВТЕНЬ- за желтый цвет листвы. Октябрь- суровый месяц. Дуют холодные ветры, идут частые дожди. По народному календарю октябрь называют ГРЯЗНИК- на дорогах груды грязи. Ноябрь- суровый и хмурый месяц. Света белого мало. Снег вперемешку с грязью. Стынет речка. В народе ноябрь называют по разному – СТУДЕНЬ, ЛИСТОГНОЙ. Беседа биолога Решетниковой И.Б. - однолетние и многолетние растения (сбор семян) - деревья лиственные и хвойные (сбор листьев) - кустарники Лиственница Профессор биологии лондонского университета в ходе исследований пришел к выводу, что изменением цвета листьев растения пытаются защитить себя от ряда опасных вредителей. Профессор установил, что тля и прочие насекомые вредители опасаются красного цвета и откладывают личинки на листьях желтого и зеленого цвета. Красные листья- защита от вредителей. - кустарник ЛОХ - грибы Работа в парах. 1 ряд: Выбрать только съедобные 2 ряд: отделить несъедобные 3ряд- поработать с текстом Н. Сладкова «По опушкам среди берез прячутся в траве крепкие подберезовики. В сухом бору среди дубов- гриб- боровик. Боровичок- мужичок толстой ногой уперся в землю, поднатужился и поднял головой целый ворох листиков и хвоинок. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито бурый боровик. Идем вдоль ручья, а там осинки. Под осинками- подосиновики, бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник вьется лесная тропа петляет, виляет, а куда ведет не знает. И вдруг вижу среди сосен- маслята, будто маслом намазаны. А дальше опенки- ноги тонки, на старых пнях разместились. Люблю грибы собирать! (где какие грибы растут) Правил сбора грибов - срезать ножом - оставь в лесу для животных | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные- формирование познавательной цели. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: контроль Коммуникативные: согласование действий с партнером Проверка: какие грибы принесли домой Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
4. Первичное закрепление | Продолжите мои предложения: - грибы бывают….. - грибы растут….. - грибы нужно….. - несъедобные грибы…. ФИЗМИНУТКА 4. Итак, вы сказали, что грибы необходимы животным. В каких источниках вы искали информацию? На какие вопросы вы искали ответы? Какой мех особенно ценится? 5. Только ли из- за отсутствия зверей в лесу так тихо? Назовите причину отлета птиц Какие птицы улетают последними? Как же быть птицам, которые остаются зимовать? | Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу, В стороны руки, плавно помашем- птицы к югу летят Как они тихо садятся покажем- Весною вернутся назад. Энциклопедии - как живут с приходом осени - какие готовят запасы на зиму - где и как устраивают жилища - меняют цвет шкурки - зимний -улетают птицы - насекомые спрятались -- собраны зерновые - утки, гуси, журавли- пока не замерзнут водоемы Помощь зимующим птицам | Познавательные: рефлексия |
Итог урока | Наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали? С какой целью мы исследовали осенние изменения? Перед вами тест. Ответив на вопросы вы покажете как вы хорошо поработали, готовясь к уроку. Выбрав правильные ответы , вы назовете ключевое слово. Какое слово у вас получилось? | 1 отметь лишний месяц А) октябрь С) сентябрь Л) январь К) ноябрь 2. какое дерево не сбрасывает листья осенью? Б) осина И) сосна Д) береза О) тополь 3. у какого дерева бывают красные листья? С) клен П) дуб Т) липа Е) ель 4. подчеркни перелетных птиц В)воробей Т) скворец Ж) голубь З) синица 5. подчеркни зимующих птиц К) ласточка Л) журавль О) снегирь С) скворец 6. чем запасается медведь Г) зерно Д) грибы и орехи Э) ветки деревьев П) жир 7. самое заметное изменение в неживой природе В) яркое солнце Ы) цветут цветы А) похолодание Ю) собирают ягоды 8. какое время года следует за осенью Т) лето В) осень Д) зима Н) весна листопад | Регулятивные: самооцнека |