Учебный предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 |
Тема урока | Растения и животные |
УМК | Школа России |
Тип урока | Открытие нового знания |
Вид урока | Проблемный |
Цель урока | Создание условий для формирования у учащихся умения различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных |
Задачи | Сформировать умения видеть признаки живых организмов | Развивать умение сравнивать группы животных и растений | Содействовать формированию логического мышления, самостоятельности, умения выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения |
Планируемые результаты | Предметные умения | УУД |
На основе знаний будут уметь: находить различия и сходства царства животных и растений | Личностные: - развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий; - рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими; - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Регулятивные: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний; - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и на уроке. |
Основные термины, понятия | Различия группы живых организмов, общие и специфические особенности растений и животных |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Информатика | Индивидуальная, фронтальная | Учебник: Техническое оборудование: - ноутбук. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап. «Орг. Момент» | Приветствие, вступительное слово в виде стихотворения: «Начинаем наш урок Надеюсь, он пойдет вам впрок. Постарайтесь все понять, Ответы верные давать». Проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Вспомните день недели, месяц, число. Оформление записей в тетради. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настройка на плодотворную работу. Правильная посадка учеников. |
2 этап. «Актуализация знаний» | Учитель загадывает загадки о представителях царства животных и растений. (иллюстрации отгадок появляются на доске) -Детям предлагается задание поделить на группы. | Фронтальная работа -делят на группу животных и растений. |
3 этап. «Создание проблемной ситуации» | - Ребята на прошлом уроке мы с вами пришли к выводу о том, что царство растений и животных - это живые организмы. Давайте с вами вспомним признаки живых организмов. На доске схема: медведь как представитель животного царства и ромашка – представитель растительного царства. - Посмотрите ребята на медведя. В центре надпись живой организм. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свою версию. - Ребята, а теперь посмотрите на ромашку, вы с вами узнали с прошлого урока, что растение тоже живой организм. Значит у него такие же признаки? Как вы думаете? Тогда возникает вопрос: « Почему растения и животные выделены в разные царства?» - Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас? - Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте поставим себе цель и приступим к работе. | Фронтальная работа. Дети работают со схемами в группе, затем результат обсуждается, выдвигают свои доказательства, определяя признаки животного как живого организма: растёт, питается, дышит, размножается, приносит потомство, умирает – сходства; выдвигают предположения, дополняют признаками царство животных. Предполагают что признаки одинаковые. -Нет |
4 этап. «Постановка цели и задач урока» | - Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? Какая сегодня цель нашего урока? | Тема урока – «Растения и животные» Цель: найти отличия между царствами животных и растений. |
5 этап. «Открытие нового знания» | - Итак, приступим к исследованию нашей проблемы. - Откройте учебники на стр. 51. И посмотрите на весёлые рисунки. Постарайтесь, глядя на них найти отличительные признаки растений и животных. - Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму: -сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу; -затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему и начнёте её заполнять. РАЗЛИЧИЯ | Животные | Растения | Любого цвета. Питаются растениями, насекомыми и слабыми животными Активно двигаются (бегают, прыгают, ползают, плавают). Поглощают кислород (не умеют выделять кислород) | Как правило, зелѐного цвета. Питаются солнечным светом, водой и воздухом, в которых растворены питательные вещества. Двигаются, но не умеют передвигаться (не умеют ходить, бегать, прыгать). Выделяют в воздух кислород; | Мы ответили на свой вопрос? - Нашли отличия животных от растений? - Можем ли мы ответить, почему растения и животные выделены в разные царства. Учитель дополняет или уточняет ответы детей: Растениям не нужно передвигаться как животным для того чтобы найти себе питание. Они добывают пищу из окружающей среды листьями и корнями. А ещё ребята растение является «кормильцем для животных. Все живые организмы на земле дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, лишь только растения на свету выделяют кислород. | Работа в группах. - работа с информацией в учебнике. - обсуждение, заполнение шаблонами схему - после работы в группе формулировка выводов Животным требуется пища другая - растения, насекомые, животные, более мелкие и слабые, чем те, которые ими питаются. Растениям, чтобы жить, нужны такие продукты питания: нежнейший воздух, изумительная вода, вкуснейшие солнечные лучи. Это их еда. Учащиеся формулируют ответ |
6 этап. «Физкультминутка» | Потрудилась детвора - Отдыхать пришла пора! Хороша физкультминутка: В ней улыбка, солнце, шутка! Будем весело шагать, От друзей не отставать. Мы руками хлоп-хлоп, Мы ногами топ-топ. Раз - сюда, два - туда, Посмотрите, господа! Не робей, не зевай, Выше плечи поднимай! Вправо- влево наклонись И соседу улыбнись. А теперь мы Ваньки-Встаньки, Не нужны нам даже няньки, Раз - наклон, два - наклон, Тётю лень прогоним вон! Побежим теперь вприпрыжку, Не догонят нас мальчишки, Не обгонят нас девчонки, Мы поскачем им вдогонку. | Выполняют двигательную гимнастику |
7 этап. «Первичное закрепление. Практическое исследование» | - Ребята, а теперь давайте попробуем подтвердить наши выводы по решению проблемы опытным путём. Задание №1 - Что необходимо, чтобы растения жили дольше? - Для того чтобы убедиться в этом, возьмите разрезанный лист алоэ и надавите около среза. Рассмотрите, обсудите в группе, что произошло. - Что вы увидели? - О чём это говорит? -Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней? - Почему? -Что нужно делать, чтобы растения не засыхали? Задание №2 - Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные отверстия. - А у растений есть нос? - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. 1.Положите лист, кладут на предметный столик. 2. Посмотрите сверху через линзу. 3. Рассмотрите лист под микроскопом в группе по очереди. 4.Зарисуйте то, что увидели? Обсудите в группе, и сделайте вывод, как же они дышат? Задание №4. - Рассмотрите рисунок. - Обсудите в группе, что можете сказать о растениях на этом рисунке? Что необходимо растению для жизни? | Вода Сок, жидкость Растение состоит из воды Засохнет Вода испаряется Поливать Нет Вывод: чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух (таблица «Лист под микроскопом» на доске). Работают в группе -растёт, даёт потомство, умирает. Работа в группе С какой стороны светит солнышко, в ту сторону растение поворачивается. Свет. |
8 этап. «Подведение итога урока, рефлексия» | С какой темой познакомились сегодня на уроке? Добились ли поставленной цели и задач на уроке? Узнал ли ты что-то новое для себя на уроке? Показалось ли что на уроке вам трудным? Что было интересно выполнять? Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: - урок полезен, все понятно; - лишь кое-что чуть-чуть неясно; - еще придется потрудиться; - да, трудно все-таки учиться! - Урок закончен. | Вспоминают и называют тему урока. Анализируют достижения цели и выполнение задач урока. Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою работу на уроке. Аспект – оценка собственного продвижения. |
9 этап «Домашнее задание» | - Ребята домашнее задание у вас сегодня будет по группам. | |