Пипко И.Н.
Предмет | математика |
Клaсс | 2 |
УМК | «Школа России» |
Тема урока | «Уравнение. Решение уравнения способом подбора». |
Тип урока | Урoк открытия новых знаний. |
Цель урока | Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (способом подбора числа). |
Задачи урока | 1.Развивать логическое мышление. 2.Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. 3.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, работа в парах, малых групп. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Уравнение, равенства, неравенства, буквенные выражения, задача. |
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (способом подбора числа). Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства. | - Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. -Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
| Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник И.И. Моро, Г.В. Бельтюкова «Математика, 2 класс». |
Название этапа урока | Цель этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы работы | Результат (формируемые УУД) |
Мотивация к учебной деятельности | Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. - Включаются в учебную деятельность. | Коллективная | Л. - умение слушать и понимать речь других К. - уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей, организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | На какие группы можно разделить эти математические записи? 4 + 5, 6 - 3 (выражения) 3 6 (неравенства) 2 + 8 = 9 (равенство) - Прочитайте эти выражения? (сумма чисел …, первое слагаемое…, второе слагаемое…; разность чисел …, уменьшаемое …, вычитаемое …) - Какие ещё есть математические равенства, знаете? - Хотите узнать? Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - Прочитайте текст. Является ли он задачей? - Заполните схему и запишите решение. Групповая проверка, представление верного решения на ИД. – Как найти неизвестное слагаемое? На доске: + 3 = 7 (Равенства с неизвестным числом.) - Что такое равенство (Когда левая часть равна правой) - Каким образом будем считать? ( Методом подбора.) - Подберите неизвестные числа | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Контролирует работу в группах. Организует обобщение актуализированных знаний, выполнение учащимися пробного учебного действия. | Слушают и отвечают. Выполняют задание в группах. Представляют работу группы у доски с самооценкой. Проговаривают, что повторили. Отвечают на вопрос. Вставляют неизвестные числа в клеточки. | | П. -уметь читать математические выражения, неравенства, равенства уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Р. - уметь проговаривать последовательность действий на уроке. К. - уметь оформлять свои мысли в устной форме , ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя |
Постановка учебной задачи | Выявить место (шаг, операция) затруднения, зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | На доске: 3+ Х = 10 Y-3=7 - Посмотрите на эти равенства. - Что здесь необычного? (Какие-то иностранные буквы). -А знаете ли вы как по другому оно называется на математическом языке? - В каком месте возникло затруднение? (При назывании математических записей). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, что это за записи). - Какую цель ставим? (Узнать, как называется эта математические записи). | Организует выявление места затруднения, фиксирование во внешней речи причины затруднения. Организует постановку цели урока. | Под руководством учителя выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Ставят цель урока. | | П. – уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя. К. - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) | Реализовать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи и знаках, организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | - Наметим наш план действий. - Сами попробуем выполнить задание: узнать, как называются равенства. - Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. - Устраним затруднение. - Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Физкультминутка - Давайте найдём по учебнику, как же называются эти математические записи. Стр. 80 Введение понятий: «уравнение», «решить уравнение». - Что обозначают данные буквы? (Наверное, какие-то числа). - Вы знаете, какие числа нужно подставить вместо букв, чтобы получилось верное равенство? (Будем пользоваться методом подбора.) (Посмотрим на образец в учебнике) Стр. 80 Оформление решения. затруднения. - Как называются эти математические записи? (Уравнение). | Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы рока. | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | | П. - уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р. - уметь проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану. К. - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Проверим умение решать уравнение. стр.80, № 1 (1,2 столбик) Что значить решить уравнение? | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Выполняют задание на доске с объяснением и в тетрадях. | | Р. - уметь проговаривать последовательность действий на уроке К. - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | Стр. 81 Выбери, запиши и реши уравнение. Эталон для самопроверки. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком слове ошибки? - В чём причина? Самооценка по алгоритму. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму | | Р. - уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь выполнять работу по предложенному плану, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Л. - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Что узнали нового? Какое “открытие” сделали? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Д/з (по выбору) 1.Составить свои уравнения. 2.Пофантазируйте, как можно изобразить неизвестный компонент. 3. стр.80 № 1 (3,4 столбик) | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. | | Р. - уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Л. - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |