Технология проведения | Деятельность учителя и учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные и метапредметные УУД |
I. Организационный этап Цели: - формирование готовности к выполнению учебной деятельности; -уточнение типа урока (2,5 мин) | – Прозвенел звонок! А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! - Улыбнитесь нашим гостям. Садитесь. – Откройте тетради и запишите дату, классная работа – Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач. Но А.Нивен сказал: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится. – Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное) - Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.) – Помогать при исследовании нам будут научные книги: наши учебники. Исследовать тему мы будем по этапам: Зарядка для ума. Определение темы, цели. Практический этап. Работа с книгой. Проблемный этап. Итоги исследования. -На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока. | Уметь ориентироваться в тетради. | Личностные: воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: организовывать свою деятельность Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |
II. Мотивации к учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - формулирование темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися ( 8 мин) | I этап. Зарядка для ума. 1) - Проверим таблицу умножения и деления. - Возьмите карточку учета знаний, запишите только ответы (взаимопроверка) - Оцените свою работу в листе самооценки. 2) - Решите задачи: - Лошадь рысью проходит за 1 час 13 км. Сколько км она пройдет за 3 часа? - Карандаш стоит 2 руб. Сколько стоят 30 таких карандашей? - Стороны прямоугольника 5 и 8 см. Найдите площадь прямоугольника? - Булка хлеба стоит 20 руб. Сколько стоит половинка булки? - Что значит “половина”? (Целое разделим на две равные половины и возьмем одну часть) 3) – Решите примеры и расшифруйте слово (дети решают пример на карточке, переворачивают ее, получается слово «мандарин») М - 60:10 А - 6*7 А - 42*1 Р - 90*0 Н – 17 : 17 И - 7*8 Д – 40 : 5 Н - 45:45 – Вы скажете, при чём тут мандарин, когда у нас урок математики? А он нам поможет назвать тему урока. – Вот у меня мандарин. Я его очистила. Когда мы начинаем его есть, то мы его делим на что? (На дольки) – Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из …. - Где в окружающем мире еще встречаются доли? – Приходилось ли вам делить что-то на части? – А целое? – А как по-другому называют части?
II этап. Определение темы, цели. - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Ребята, вы молодцы! Тема нашего урока «Доли». (Слайд 1) -Какую цель перед собой поставим? (Узнать что такое доля.) -Узнаем, как образуются, называются и записываются доли. (Слайд 2) - Перейдем к следующему этапу исследования | Знать таблицу умножения и деления; уметь решать простые задачи; уметь решать примеры на внетабличное умножение и деление; уметь формулировать ответы на вопросы | Личностные: проявлять интерес к учебному процессу, выполнять самооценку. Познавательные: обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт Регулятивные: осуществлять самоконтроль, учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта. Коммуникативные: слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции. |
III. Актуализация знаний Цели: актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала - организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии; -анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения; - организация постановки цели урока учащимися (6 мин) | III этап. Практический. -Ребята, а как это - разделить на доли? - Что такое доля? (Доля – это часть) (Беру яблоко и говорю): -С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части) -Я взрослая, отрежу себе побольше, а Саша маленькая, ей можно поменьше. -Правильно я поступила? (Нет) -Получились доли? (Нет) - Почему? (Части неравные) -А как правильно разрезать? (разделить на равные части) -Какой вывод можно сделать? (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.) Что такое доля? (Одна из равных частей). -Значит, как второе яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам) - Возьму целое яблоко, делю его на части. -На сколько равных долей разрезано яблоко? (На 2) - Одну такую долю (часть) яблока дам Саше, другую Тимофею. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше? (мнение детей). (Одну долю из двух, половину) - А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем) – У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг) – Сложите круг пополам. – Разверните. – Сколько равных частей получили? (2) – Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части. – Как они называются? (Половинки) Половина – это часть целого числа. Закрасьте половину круга. - Еще на столе у вас лежит полоска бумаги. Она целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? (На 4 части) - Заштрихуйте одну долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? (Не знаем). - Как же мы можем это узнать? (Из учебника) | Знать понятия: целое, доля целого; уметь делить целое на доли; знать, как называются доли | Личностные УУД: учиться принимать другую точку зрения; уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества. Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя; Регулятивные: оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
IV. Первичное усвоение новых знаний (6 мин) | IV этап. Работа с книгой - Верный ответ мы найдем в учебнике на стр.76. Прочтите про себя, что написано в рамке. - А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник. (Слайд 3-5) - Дан отрезок. Мы его принимаем за целое. На сколько частей он поделен? Какая часть выделена? Как она называется на языке математики? -Как записывается половина целого ? (Аналогично проводится работа с , долями.) - Какую же долю взяла себе Саша? Как это записать? - Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. – На уроках рус.языка мы изучаем приставки. - Как пишутся приставки со словом? - Какая приставка обозначает половину? - Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, … приведите еще примеры таких слов (полбулки, пол арбуза, пол яблока, пол листа). - Вернемся к нашей полоске бумаги. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать? Запишите на штрихованной части. – Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю. - В первых учебниках математики (в XVII веке) доли назывались - «ломаные числа». Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время доли считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”. - Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что доли не смогут нас поставить в трудное положение. - Оцените в листе самооценки, как вы поняли новый материал. | Знать, как образуются, называются и записываются доли целого Знать, что такое приставка и как пишется приставка со словом | Личностные УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию. Познавательные: извлекать информацию из иллюстраций, текстов учебника; перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; ориентироваться на развороте учебника; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь инструкциями учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться представлять результат учебной деятельности другим |
Физминутка (2 мин) Цель: -снять физическое и эмоциональное напряжение | - Прочитайте числа: 1/2, 1/6, 1/4. – Если показываю 1/2, то приседаете, Если – 1/6, – прыжки, Если 1/4 – игра в ладоши с соседом. Ловушка – погрозить пальчиком. 1/2, 1/6, 1/4, 1/2, 1/3, 1/4,1/6. | Уметь читать и различать доли | Регулятивные: организовывать свою деятельность |
V. Первичная проверка понимания (4 мин) | V этап. Проблемный 1)Работа с учебником. Стр. 77 №3 - Прочтите и объясните, как образовалась доля целого. 2) Назови долю (Слайд 6-10 ) - На экране вы видите фигуру, разделенную на доли. Вам нужно правильно назвать долю. 3) Работа по карточке – У вас на карточке прямоугольники, которые разделены на доли. – Какого цвета доля? (Розового) – Какого цвета доля? (Синего) – Какого цвета доля? (Зелёного) – Какого цвета доля? (Жёлтого) | Уметь объяснять, как образуются доли; уметь называть доли; уметь различать доли | Личностные УУД: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций; на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: организовывать свою деятельность высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для аргументации своей позиции
|
VI. Первичное закрепление (6 мин) | Работа в парах. Карточки: изображено 10 фигур, каждая разделена на доли: на 3, 8, 2, 4, 6,12 и т.д. Надо подписать закрашенную долю: ,, , , , и т.д.. - Оцените свою работу в паре в листе самооценки. Работа в группах. - Работая в группе, заполните пустые строки в таблице доля | название | 1 2 | | | одна четвертая | 1 3 | | | одна шестая | 1 12 | | Проверка по эталону. (Слайд 11) - Оцените свою работу в листе самооценки. | Уметь обозначать доли; уметь называть и записывать доли | Личностные УУД: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам. Метапредметные УУД: Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; делать выводы в результате совместной работы в паре, группе. Регулятивные: организовывать свою деятельность осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия в соответствии с инструкциями учителя. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим |
Физминутка Цель: -снять физическое и эмоциональное напряжение (1,5 мин) | Игра “Найдите пару”. ( По классу развешаны рисунки фигур, их нужно открепить и соотнести с записью доли на доске) “Ловушка” - фигура разделена на четыре неравные части. Найдется ли ей пара? - Оцените свою работу в листе самооценки. | Уметь различать доли и соотносить их с записью | Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности |
VII. Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель: - применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач; -организация выполнения самопроверки, самооценки (2 мин) | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа по учебнику, стр. 77 №4. Проверка. (Слайд 12-16 ). - А сейчас проверим то, что сделали, по образцу на экране. Проверьте свою работу и очень честно оцените её в листе самооценки. - Увидели свои трудности, ошибки? - Над чем нужно поработать? | Уметь различать и записывать доли целого | Личностные: сформированность познавательного интереса и учебной мотивации; осуществление самооценки Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; оценивать результат Регулятивные: выполнять учебные действия в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению (1,5 мин) | - А теперь познакомимся с домашним заданием. Я приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности. - Зеленая – самое легкое задание: определить и записать доли; жёлтая – задание посложнее: указать доли, решить примеры (с.81 № 6); белая – указать доли, подобрать числа так, чтобы получились верные равенства (с.77 № 7)
| | Личностные: самоопределяться при выборе индивидуальных заданий |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности (5,5 мин) | 1. Повторение сведений о долях. - Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке? - Что мы должны были узнать? (Что такое доля) – Что такое доля? (Часть целого) - Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть и записывать доли.) - Достигли мы поставленных целей? - Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое) - Что показывает число над чертой? (Взята одна доля) Осознание учащимися своей учебной деятельности - Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений: Я знаю… Я умею… Я научился… -Что вам больше всего понравилось на уроке? 3.Самооценка учениками своей учебной деятельности - Давайте вместе приготовим для гостей шуточный пирог из долек. У вас на партах лежат три цветные доли пирога. Если вам было интересно на уроке и если в листах самооценки у вас набрано много баллов, то есть вы всё поняли, не допускали ошибок, то выберите желтую долю. Если возникали затруднения, то синюю; если осталось много непонятного, то красную. Давайте посмотрим, что у нас получилось. – Каких долек больше? Что это значит? – Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?
Работа в группах. - Задание на смекалку: разделите головку сыра на 8 равных долей, сделав только 3 разреза. МОЛОДЦЫ! - Благодарю всех за работу! | Знать, что такое доля; что обозначают числа в записи доли целого; уметь делить целое на доли | Личностные: осуществлять самооценку. Познавательные: уметь сравнивать цель и результат. Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в группе; соблюдать простейшие нормы школьного этикета. |
2015 г.