1. Мотивация к учебной деятельности Цель: проверка готовности обучающихся, и настрой на дальнейшую работу | - Добрый день. - Сегодня необычный день. Взгляните в окно. Что там происходит? Дует ветер, светит солнце. Наконец пришла весна! Так охота выйти в поле, И в футбол гонять с утра. Заряжаюсь позитивом - Ведь работать мне не лень! На уроке о природе Буду ровно я сидеть. Подниму повыше руку, Чтоб оценку получить. Много новых нужных знаний - Я сумею раздобыть! - На такой позитивной ноте я предлагаю начать наш удивительный урок в мир природы. | - Приветствуют учителя. - На улице весна, светит солнце. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в среде. | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. |
Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Цель: подведение детей к формулированию темы урока. | - Начнётся наше путешествие с игры. Она называется «А что если…» - Я буду говорить фразу: «А что если » и добавлять ситуацию, ваша задача ответить на неё. Например: А что, если на Земле исчезнут растения? А вы мне отвечаете, что будет с планетой. - Всем понятно? - Тогда начнём. А что если… На планете днём температура будет равна + 100 градусам? Исчезнут грызуны, насекомые? Земля покроется ледяной пустыней? Будет дуть сильный ветер? Кислород превратится в воду? Каждый человек перестанет понимать друг друга? - Скажите, а может ли на самом деле произойти всё то, о чём мы только что говорили? - А почему? - Скажите, есть ли возможность избежать отрицательных изменений в природе? - Что для этого нужно? - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? - Последний вопрос. Всегда ли человек отрицательно относится к природе? - Именно это и станет темой нашей встречи. | - Да. - Будет жарко, люди не смогут жить. - Не чем будет питаться животным. - Люди замёрзнут, не чего будет есть. - Ветер разрушит почву, здания. - Нам нечем будет дышать, воды будет много. - Мы не сможем ничего сделать вместе. Поодиночке мы погибнем. - Не всё, но может. Кислород в воду не превратится. А всё остальное может произойти. - Если человек будет не хорошо относиться ко всему, что его окружает. - Да, возможно. - Человек должен заботиться о природе и других людях. - Мы будем говорить о влиянии человека на природу. - Нет, не всегда. Человек также охраняет природу. | Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. | Коммуникативные: Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей. Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: |
3. Изучение нового материала. Цель: выявления обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. 4.Подведение итогов Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | - Для того чтобы ближе познакомиться с темой нам понадобится учебник. Откройте страницу 62. - Теперь закройте книги. Они вам не понадобятся. Сейчас я проверю, все ли внимательно слушали. В этом поможет кроссворд. По горизонтали: Охраняемые территории, в древности назывались священными. (Заповедник) Измайловский и Сокольнический … (лесопарк) У человека постоянно растёт потребность в … (древесина) Что учредил Международный Союз охраны природы в 1963 году? (Красная книга) По вертикали: Кто издал указ, запрещающий свободную добычу полезных ископаемых? (Пётр Ι) Где находится Сокольнический лесопарк? (Москва) Что спасал Пётр Ι от загрязнения? (Реки) Международная организация, которая борется за чистоту окружающего мира. (Гринпис) Параллельно с отгадыванием кроссворда задаю дополнительные вопросы. - Очень хорошо. Как вы думаете, сколько заповедных зон на нашей планете? В настоящее время в мире существует более тысячи национальных парков и десятки тысяч охраняемых территорий. По приблизительным оценкам их около 70000, и занимают они примерно 10% всей суши. В России существуют 101 заповедник и 35 национальных парков, которые вместе занимают площадь 40 млн. га (около 2% площади Российской Федерации). - А какие заповедные места вы знаете? - Чем отличается заповедник от заказника, парка? - А я слышала про Ростовский заповедник. Как вы думаете, где он находится? - Показываю на карте Ростовский заповедник. Площадь заповедника около 75000 гектаров земли. Здесь обитает около 40 видов млекопитающих. Самыми знаменитыми являются мустанги. - Вы слышали такое название раньше? Кто такие мустанги? - Обитают в заповедники и птицы. Ярким представителем является – степной орёл. Сейчас он взят под природоохранный проект. Эти птицы весят до 5 килограмм и могут жить до 50 лет. - Ещё одним редким зверьком заповедника стал перевязка. Это хищник, питается сусликами, мелкими грызунами. Перевязки ленивы, они ни когда не делают своих нор. Им проще выгнать из уже готовой хозяев и заселиться самим. Зверьки маленькие всего 30 – 40 см. хвост может достигать 20 см. Весят чуть более 0.5 кг. - На самом деле можно очень долго рассказывать о Ростовском заповеднике. Каждый его житель заслуживает отдельного внимания. - Я предлагаю вам поработать в паре. Сейчас я раздам вам материал. На доске план. Я строила свой рассказ по нём. Вы уже увидели образец. От вас требуется то же самое, но уже по своей заповедной зоне. Работая в паре вы определяете местонахождение своего заповедника, парка. Даёте краткие сведения. Сколько занимает площади, какие растения животные обитают. Затем выбираете одного представителя заповедника и описываете его. Если это птица или млекопитающее, то говорите как выглядит, чем/кем питается, сколько живёт, чем опасно. Если вы выберите растение, то расскажите, где растёт, что любит (влагу, солнце), чем полезно или опасно. Высота растения, продолжительность жизни. Всё это указано в журналах. - Для начала я даю вам минутку для знакомства с изданием, а затем вы приступите к выполнению мини-проекта. Работать необходимо вместе. - Слово «мустанг» в древности обозначало любое заблудившееся животное. Мустанг – это одичавшие домашние лошади. На озере Маныч-Гудило уже более 50 лет живёт табун мустангов. Люди заботятся о них и подкармливают в тяжёлые для животных времена. - Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них поближе. - Работа в паре. - Оцениваю ответы учащихся совместно с детьми. - Итак, с какими заповедными зонами мы успели познакомиться? - Сейчас я буду показывать животных, а вы определите, где он обитает. - Остался самый главный вопрос. Так зачем же нам нужно заботиться о природе? - Помните, в начале встречи мы заряжались позитивом. Сейчас мне хочется узнать, не уменьшился ли его уровень за время урока. Для этого я каждому раздаю градусники настроения. Каждый может поставить свою черту на той шкале, на которой у него находится настроение. - Спасибо вам за вашу искренность. Мне приятно было с вами работать. Сейчас откройте дневники. Домашнее задание: хорошо отдохнуть на каникулах! До новых встреч! | - Читают текст. - Заполняют кроссворд. - Предполагают. - Рассказывают. - Отвечают. Заповедник - здесь оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Заказник - охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды. Национальный парк - охраняемый участок территории (акватории) с малонарушенным природным комплексом, часто с уникальными объектами (водопады, каньоны, живописные ландшафты и т.п.) - Отвечают. - Мустанги – дикие лошади. - Выполняют. - Выступают с мини-докладом. - Остальные слушают. Задают вопросы. - Перечисляют. - Называют по картинкам название и место обитания. - Природа нам помогает в жизни. Мы часть природы. Если мы сделаем ей плохо, то будет плохо и нам. - Выполняют. Объясняют свою метку. Делятся впечатлениями об уроке. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде. | Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Формулировать собственное мнение и позицию. Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |