Урок русского языка для 1 класса на тему «Тематические группы слов. «Вежливые» слова»
  Цель: развивать умения классифицировать и объединять слова по их значению, употреблять в речи «вежливые» слова.
  Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, использовать в речи «вежливые» слова.
  Ход урока
  I. Организационный момент
  II. Актуализация знаний
  1. Беседа
  — Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать их окрас, размер, повадки и т. д.
  • Заяц (какой?) ..., ..., ... .
  • Лисица (какая?) ..., ..., ... .
  • Волк (какой?) ..., ..., ... .
  • Медведь (какой?) ..., ..., ... .
  — На какой вопрос отвечают слова: заяц, лисица, волк, медведь? (Кто?)
  — Что они называют? (Предметы.)
  — Что называют слова, которые вы добавили? (Признаки предметов.)
  — Что ещё могут называть слова? (Действия предметов.)
  — На какие вопросы они отвечают?
  2. Тест
  (Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 9, 10).)
  III. Самоопределение к деятельности
  (На доске запись.)
  СИ СПА БО
  — Составьте из этих слогов слово. (Спасибо.)
  — Что означает это слово? Когда мы так говорим?
  — Как называют такие слова? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?
  — Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О «вежливых» словах.)
  Сегодня на уроке будем говорить не только о «вежливых» словах, но и будем учиться распределять слова по их значению в группы.
  IV. Работа по теме урока
  1. Работа по учебнику
  Упр. 11 (с. 24).
  — Прочитайте слова.
  — Найдите лишнее слово в каждой строке. Объясните, почему оно лишнее.
  — На какой вопрос отвечает лишнее слово? А остальные слова?
  — Выполните задание.
  (Проверка.)
  — Прочитайте сведения о языке.
  — Какие слова отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.
  Упр. 12 (с. 24).
  — Прочитайте слова.
  — Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?
  — Назовите слова, которые отвечают на вопрос что?
  — А сейчас объединим слова в тематические группы. Подумайте, какие слова подойдут в группу «Люди». Назовите их. (Ученик, врач, художник.)
  — А в группу «Мебель»? Назовите их. (Стол, диван, кресло.) (По аналогии разбираются остальные группы.)
  — Слова каких тематических групп отвечают на вопрос кто? А на вопрос что?
  — Выполните задание.
  2. Самостоятельная работа
  — Распределите и запишите данные слова в три столбика. Ученик, берёза, слон, жираф, сосна, лётчик.
  — По каким трём группам распределили эти слова? («Люди», «Животные», «Растения».)
  — Слова каких групп отвечают на вопрос кто? («Люди» и «Животные».)
  — На какой вопрос отвечают слова группы «Растения»? (Что?)
  V. Физкультминутка
  Зайцы скачут:
  Скок-скок-скок!
  Да на беленький снежок.
  Приседают, слушают,
  Не идёт ли волк.
  Раз — согнуться, разогнуться,
  Два — нагнуться, потянуться.
  Три — в ладоши три хлопка,
  Головою три кивка.
  VI. Закрепление изученного материала
  1. Работа по учебнику
  Упр. 13 (с. 25)
  — Прочитайте.
  — Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать?
  — Какие слова-приветствия вы ещё знаете? Запишите их.
  — А какие слова говорят, когда прощаются? Как называются такие слова?
  Упр. 14 (с. 25)
  — Прочитайте «вежливые» слова.
  — Когда употребляют эти слова?
  — Для чего нужны «вежливые» слова?
  (Ученики разыгрывают сценку в парах по ролям.)
  — Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова? (Воспитанный.)
  Упр. 15 (с. 26)
  — Прочитайте.
  — Выполните задание.
  — Почему словарь называется толковым?
  — Что означает слово невежа? (Грубый, невоспитанный человек.)
  — Что означает слово невежда? (Малообразованный человек.)
  2. Работа над значением слов
  — Прочитайте о происхождении слов здравствуйте и благодарю на с. 29.
  — Что желали люди, произнося эти слова? (Быть здоровым, блага и добра.)
  3. Выполнение заданий в рабочей тетради
  Упр. 4 (с. 13)
  — Рассмотрите внимательно рисунки с витринами магазинов.
  — Найдите «лишние» предметы в каждой витрине. (Стол, пенал, чайник.)
  — Выполните задание.
  Упр. 5 (с. 14)
  — Прочитайте слова. Как они называются?
  — Когда вы употребляете эти слова?
  Упр. 6 (с. 14)
  — Прочитайте стихотворение.
  — Выполните задание.
  (Учитель может использовать задания из пособия (см. Тр., задания на с. 13).)
  VII. Рефлексия
  (На доске записаны слова.)
  Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.
  — Найдите лишнее слово. (Завтра.)
  — Как называются все остальные слова?
  — Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?
  — Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?
  — Как называют грубого, невоспитанного человека?
  — А кто такой невежда?
  — Послушайте стихотворение.
  Малыша обидел Витя.
  Перед школою в строю
  Витя просит:
  — Извините,
  Я ошибку признаю.
  На урок пришёл учитель,
  Положил на стол журнал,
  Следом Витя:
  — Извините,
  Я немного опоздал.
  — Тихомиров!
  Покажите
  Нам на карте город Псков.
  — Извините, —
  Шепчет Витя, —
  Я к уроку не готов.
  Мы поспорили с Наташей:
  Вежлив Витя Или нет?
  Разберитесь в споре нашем
  И пришлите нам ответ!
  И. Антонов
  — А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя? (Ответы детей.)
  — Составьте два предложения, используя слова вежливого общения.
  — Какие предложения вам понравились больше всего?
  — Оцените свою работу на уроке.
  VIII. Подведение итогов урока
  — Какие слова отвечают на вопрос кто?
  — Какие слова мы называем «вежливыми»?