- У вас на столах лежат листы со стихотворением. Прочитайте.
Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый. И пустился вместе с ветром путешествовать по свету. Закружилась голова у зеленого листа. Ветер нес его и нес, бросил только на мосту. В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу. Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем “Не хочу” - парашютист, головой качает… Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова, Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом.
- Обратите внимание на выделенные слова. Что общего у этих слов?
(Это прилагательные, общее значение, род и число)
- А какие отличия? Почему? (Разные окончания, т.к.употреблены в разных падежах)
Тренировка в склонении прилагательных.
Давайте просклоняем словосочетания:
1ряд – вкусная вода
2ряд – вкусный сироп
3ряд – вкусное яблоко
Выделим окончания.
Ж.р.
М.р.
С.р.
И.п. вкусная вода
вкусный сироп
вкусное яблоко
Р.п. вкусной воды
вкусного сиропа
вкусного яблока
Д.п. вкусной воде
вкусному сиропу
вкусному яблоку
В.п. вкусную воду.
вкусный сироп
вкусное яблоко
Т.п. вкусной водой
вкусным сиропом
вкусным яблоком
П.п. о вкусной воде
о вкусном сиропе
о вкусном яблоке
- Можно ли по окончанию прилагательного определить падеж?
- Как же нам определить падеж имени прилагательного? (По падежу существительного).
4. Работа по учебнику
IV. Физкультминутка.
Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы поднимаете руки вверх.
Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.
V. Закрепление
1. Работа в карточках
Просклоняй словосочетание, выдели окончания имен прилагательных.
И. П.(какие?) высокие горы
Р.П. (каких?)
Д.П. (каким?)
В.п. (какие?)
Т.п. (какими?)
П.п. ( о каких?)
Просклоняй имена прилагательные мужского рода с ударными и безударными окончаниями. Выдели окончания имен прилагательных.