Просмотр содержимого документа
«Тема: «Свет памяти, сиянье детства».»
Урок –путешествие. Тема: «Свет памяти, сиянье детства». (Творчество А. Л. Барто)
Тема: «Свет памяти, сиянье детства».
Цели:
расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Оборудование: портрет А.Л. Барто, выставка книг, стихотворение «Снегирь», аудиозапись стихов поэтессы.
Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.
Учитель. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Что вы узнаете нового, как называется страна, в которой мы побываем, вы скажете в конце путешествия.
Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! ( Автобус)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
Учитель. Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус или самолет, в зависимости от того, что выбрали учащиеся. Дети имитируют средство передвижения.)
1 остановка.
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:
В ней поселились мудрецы
В застекленные дворцы.
В тишине наедине
Они откроят тайны мне.
Учитель. Сейчас мы отправимся в путешествие в школьную библиотеку.
Перед дверью, ведущей в школьную библиотеку, дети останавливаются и прочитывают табличку. Выясняется значение слова «библиотека». В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.
Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?
Дети. А.Л. Барто писала стихи для детей.
Учитель. Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?
Рассматривание портрета писательницы.
Учитель. Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова:“ Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!” Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.
«Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: "Почитать тебе Барто?" - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи Это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить.(С. Михалков)»
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
Учитель. Перенесемся в другую библиотеку.
Дети имитируют передвижение.
Учитель. 1925 год. Библиотека балетной школы.
Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал , поблагодарил и с улыбкой сказал:
-А еще у вас стихи есть? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи – веселые и смешные.
-Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.
Это была А. Л. Барто и народный комиссар просвещения Луначарский.
Прошло три года и в 1928 году на большом концерте Барто читала свое стихотворение «Снегирь».
Учитель. Прочитайте самостоятельно стихотворение про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.
Дети читают стихотворение, текст, которого есть у каждого.
Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили…..(дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем тоже есть детский сад.
( Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)
Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?
(Учитель включает аудиозапись с циклом стихов «Игрушки» А. Л. Барто и предлагает детям послушать и, если есть желание, читать вместе с детьми, чье чтение записано на аудиокассету. После чтения учитель просит ребят вспомнить, когда они впервые услышали эти стихи, какие воспоминания связаны с ними, какое настроение они у них вызывают.)
Физкультминутка. Инсценировка отрывка из стихотворения «Веревочка»
3 остановка. «Школа».
Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.
Дети отгадывают загадку.
(На доске появляется надпись «Школа».)
Учитель. Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.
Учитель. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?
Учитель. А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.
Учитель. Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто – это «незаметное воспитание»?
Физкультминутка.
4 остановка «Переулок знатоков»
Учитель. Готовясь к сегодняшнему путешествию, мы с вами прочитали и запомнили много стихов А. Л. Барто. Приглашаю вас принять участие в конкурсе чтецов.
Дети читают понравившиеся стихи наизусть, объясняя, почему выбрали то или иное стихотворение.
Учитель. Сегодня прозвучало много стихов А. Л. Барто. Вы побывали и в роли слушателей, и в роли исполнителей. Давайте посмотрим, кто был самым внимательным.
(Избирается жюри из 3-х человек . Можно пригласить старшеклассников или родителей.)
Учитель. Работать будем в группах по 6 человек. У каждой группы текст викторины.
Как зовут мальчика, героя стихотворения «Буква Р»?
Что потеряла девочка в театре (стихотворение «В театре)
О чем мечтает Маша в стихотворении «Первоклассница»? Кого было жалко Наташке в стихотворении «Не одна»?
Как звали резиновую куклу, которую герои стихотворения мыли бензином?
Как звали девочку-ревушку?
Он – мальчик лет 8, ему бабушку купила пугач, но не отдала в руки.
Герой стихотворения «Мама или Я?»
Девочка, которая «тронь ее нечаянно, сразу «Караул!»
Как зовут мальчика, который выручил бабушек, стал старшим братом, у него похудела черепаха, он вытряс из Андрюшки хитрости.
«Устала болтать, помогите остановиться». От кого могла прийти такая телеграмма?
«Таблицу умножения выучил». От кого могла прийти такая телеграмма?
«Я не сижу на скамейке, а помогаю полоть сорняки, поливать растения». От кого могла прийти такая телеграмма.
Жюри подводит итог викторины.
Учитель. Подходит к концу наше путешествие. Возвращаемся в свой класс.
( Дети имитируют движение)
Учитель. Как называется страна, по которой мы путешествовали?