Просмотр содержимого документа
«Тема: «Первое сентября»»
Урок 1. М. Бородицкая «Первое сентября»
Цель: 1. Познакомить учащихся с новым предметом и учебником. Рассказать о важности чтения в жизни каждого человека.
2. Развивать выразительное чтение, умение отвечать на вопросы.
3. Воспитывать любовь к литературе.
Организационный момент.
Работа с тренажерами. + интерактивная доска.
1. Вводная часть.
- Какие книги вы прочитали летом?
Знакомство с новой книгой для чтения.
- Как называется наш учебник? (Дети называют фамилию автора и заглавие.)
- Как вы думаете, почему так названа эта книга?
- Кто нарисован на переплете? Откуда эти персонажи? Кем написаны эти произведения? (Мальвина и пудель Артемон из сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»; Карлсон из книги Астрид Линдгрен «Три повести о Карлсоне, который живет на крыше»).
- Кого из персонажей этих произведений вы еще можете назвать? Что вы помните о персонажах названных произведений?
2. Знакомство с текстом.
Откройте учебники на с. 3 и прочитайте стихотворение.
3. Обсуждение прочитанного:
- Какое это стихотворение по настроению?
- Чем оно вам понравилось?
Физминутка
4. Перечитывание и работа с текстом.
Второклассники молча готовятся к выразительному чтению стихотворения. Им дается установка: передать при чтении радостное, бодрое настроение.
Двое-трое учащихся по очереди исполняют стихотворение. Качество чтения анализируется прежде всего с точки зрения верной передачи настроения.
5. Подготовка к восприятию.
Детям предлагается рассмотреть с. 5 и ответить на вопросы:
- Что нарисовано на с. 5? (Лесная школа, урок чтения...)
- Как называется первая часть учебника? Что следует из ее названия?
Прочитав пословицы на с. 5, дети отвечают на вопросы:
- Что написано ниже? (Пословицы.)
- Что такое пословица? (Поучительное высказывание.)
- Какие пословицы были известны вам ранее?
- Как вы понимаете смысл каждой пословицы?
- Какая из написанных здесь пословиц нравится вам больше других? Почему?
1) Прочитай слова.
а
у
СЕСТР ица
ицу
2) Читай внимательно несколько раз.
ПРОСТИ - ПРОЙТИ - ПРОЧТИ.
3) Читай плавно, целыми словами.
ЧИТАТЬ - ПОЧИТАТЬ - ПРОЧИТАТЬ
4) Читай первый раз плавно, по слогам, второй раз - слитно, целыми словами.
- От чьего лица обращается к нам писатель? От своего или от лица ребенка, который недавно научился читать?
вопросы и задания на с. 6 учебника.
- Какие слова нужно выделить голосом в первой строчке? («Хорошо», «читать»). Почему? (Они наиболее важны в этой строчке и во всем стихотворении, а наиболее важные слова выделяются голосом - произносятся громче, с усилением голоса.)
- Какие еще слова, которые нужно выделить голосом? («К маме», «бабушку», два слова «прочти», «сестрицу», «почитай», «звать», «ждать», «взять», «почитать».)
Дети (несколько человек по очереди) декламируют стихотворение, стараясь убедить слушателей в том, что написано автором.
- Любите ли вы читать? Почему? А слушать, когда читают другие?
- Назовите свои любимые книги, желательно с фамилиями тех, кто их написал. За что вы любите именно эти книги?
2. Подготовка к восприятию.
Сегодня мы познакомимся с первым разделом «Читая - думаем».
- Так чему же мы будем учиться, знакомясь с произведениями этого раздела?
Дидактический материал каждой строки читается сначала одним учеником по вызову учителя, затем повторяется хором. При выполнении упражнения № 2 (наращивание) возможно проведение соревнования по рядам. При выполнении задания № 3 дети отвечают на вопрос:
- Как вы понимаете выражение: «Мать - святорусская земля»?
Далее проводится небольшая беседа по теме предстоящего чтения.
Учитель предлагает прочитать название произведения (с. 7) и рассмотреть рисунки, находящиеся на этой странице.
По названию делается предположение о теме произведения:
- О чем произведение, которое мы будем читать?
- Как вы понимаете слово «Отечество»? (Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Оно говорит о том, что место, где родился человек, где родился его отец, а также отец отца, является таким же родным, как и ближайшие родственники.)
- Как еще называют место, где родился и вырос человек?
(Родина.)
- Что изображено слева от названия произведения? (Российский флаг.)
- Что находится справа от названия? (Герб России.)
- Герб России - главный символ, знак нашей страны. Двуглавый орел, изображенный на гербе, - сильная и гордая птица, одна голова которой смотрит на запад, а другая - на восток. Ведь Россия расположена в двух частях света - Европе и Азии.
Желательно показать детям названные части света на карте. Если имеется такая возможность, учитель предлагает детям послушать российский гимн, главную торжественную песню нашей страны, выражающую идею государственного единства.
Примечание: учитель при желании может более подробно рассказать о символике России, однако на уроке чтения в начале 2 класса более детальное рассмотрение этого вопроса необязательно ввиду его тщательного изучения на четвертом году обучения.
3. Знакомство с текстом.
Рассказ К. Ушинского лучше читать вслух: учитель вызывает по очереди хорошо читающих детей. Первый абзац желательно читать двоим учащимся (1 -е и 2-е предложения - один ученик, 3-е - другой); второй и третий абзацы читают следующие два ученика по очереди.
Физминутка
4. Перечитывание и работа с текстом проводится по материалам заданий учебника, расположенных на с. 8.
При выполнении первого задания важно, чтобы дети четко определили границы ответов, разбив первый абзац на три части таким образом:
1) «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши»;
2) «Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное...»;
3) «...матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов, а когда мы уснем навеки, она прикроет и кости наши».
Обсуждая пословицы (задание 2), дети приходят к выводу, что все они соответствуют содержанию прочитанного на уроке, однако, поскольку в произведении К. Ушинского не идет речи о защите Родины, первая пословица подходит в меньшей степени, чем остальные. Больше других пословиц выражает главную мысль произведения «Наше Отечество» последняя пословица.
5. Домашнее задание: дети перечитывают произведение; ищут, читают и приносят в класс книги о Родине.
Урок З. В. Орлов «Родное»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; О. Дриз «Загадка».
Цель: 1. Познакомить учащихся со стихотворениями, учить находить сходства стихотворений и их отличия друг от друга, т.е. учить самостоятельно анализировать произведения.
2. Развивать умение выразительно читать стихотворения, отгадывать загадки, а также развивать связную речь учащихся.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Организационный момент.
Работа с тренажерами. + интерактивная доска.
1. Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию.
Выставка книг о Родине составляется на перемене перед уроком чтения, дети знакомятся с книгами, принесенными товарищами по классу.
2. Знакомство с текстом.
Учитель читает стихотворение В. Орлова «Родное».
3. Обсуждение прочитанного.
- Какие картины природы вы представили, когда слушали стихотворение?
4. Перечитывание и работа с текстом.
- Какие рисунки можно сделать к этому произведению?
Возможно проведение словесного рисования одной из картин природы, описанной в стихотворении. При этом обсуждается, что будет нарисовано на переднем плане картины, что вблизи, что - поодаль. Определяется размер «рисуемых» изображений, уточняются их детали, описывается цвет каждого компонента картины, а в конце «рисования» обсуждается общий колорит (светлый, нежных тонов).
- Посмотрите на рисунок художника. Соответствует ли он стихотворению? Подтвердите строчками из текста.
- Прочитайте стихотворение про себя и определите, при помощи каких слов автору удалось передать свою любовь к Родине.
В целях работы над выразительностью чтения педагог предлагает послушать стихотворение еще раз и обратить внимание на то, какие наиболее важные слова будут им выделены при чтении голосом. (Слова «огромная родня» и «мое, родное»).
- Как нужно читать это стихотворение, чтобы выразить свою любовь к родному краю? (Не спеша, с нежностью, радостно.)
Сообщив о том, что это стихотворение учащиеся будут учить дома наизусть, учитель, если считает необходимым, еще раз напоминает, как нужно заучивать:
• сначала запомнить первые две строчки, повторяя их;
• к двум строчкам добавить следующие четыре короткие строчки и повторять уже не две, а шесть строк;
• когда выучатся первые шесть строк, к ним нужно добавить последние строки и повторять все стихотворение целиком, пока оно не запомнится.
5. Знакомство с текстом.
Учащиеся самостоятельно читают про себя задание в верхней части с. 10 к двум следующим стихотворениям и знакомятся с ними молча.
6. Обсуждение прочитанного.
Учитель спрашивает о том, что общего в прочитанных стихотворениях. Свои ответы учащиеся подкрепляют чтением соответствующих строк.
Физминутка
7. Перечитывание и работа с текстом.
Выполняются оба задания тетради к стихотворению Г. Ладонщикова и задания учебника, расположенные на с. 11.
8. Домашнее задание: учат наизусть стихотворение В. Орлова «Родное»; читают произведение О. Дриза «Загадка»; рисуют иллюстрацию к одному из стихотворений, прочитанных на уроке.
Урок 4. Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалка»; М. Юдалевич «Три плюс пять».
Цель: 1. Познакомить учащихся со стихотворениями, содержащими счёт.
3. Воспитывать любовь к учебным предметам посредством стихотворений.
Организационный момент.
Работа с тренажерами + интерактивная доска.
1. Проверка домашнего задания.
Проводится конкурс чтецов: 5-8 учащихся декламируют стихотворение В. Орлова «Родное».
2. Подготовка к восприятию.
- Посмотрите на иллюстрации учебника к трем следующим стихотворениям (до с. 15) и определите, о чем они.
- Обратите внимание на то, что вместо заглавий после фамилий авторов даны схемы предложений. В конце схем предложений нет точек, потому что обычно после заголовков литературных произведений точки не ставятся. То, что вместо заголовков даны схемы, говорит о том, что нам предстоит работа по озаглавливанию. Но сначала нужно познакомиться с этими произведениями, посвященными счету, математике.
В первом стихотворении нам встретится выражение «на пари». Что оно означает?
(Слово «пари» пришло из французского языка. Оно означает, что спорящие люди договорились о том, что проигравший спор обязан выполнить какое-либо обязательство.)
3. Знакомство с текстами.
Стихотворение Б. Заходера читается учащимися несколько раз отдельными строфами. Стихотворение Р. Сефа один-два раза читается целиком. Третье стихотворение можно прочитать комбинированным способом: первые четыре строки исполняет учитель, следующие - хорошо читающая ученица.
4. Обсуждение прочитанного происходит в процессе работы над блоком вопросов, расположенных в учебнике под номером один.
Физминутка
5. Перечитывание и работа с текстом.
Перед выполнением второго задания учебника проводится уточнение понимания детьми содержания прочитанных произведений.
- Что вы узнали о герое стихотворения Б. Заходера? Умеет ли герой стихотворения Р. Сефа считать до ста? Как вы догадались об этом? - О ком говорится в третьем стихотворении? - Правильный ли ответ получился у Таи? В чем причина ее ошибки? Найдите и прочитайте объяснение Таи в тексте. (Дети читают четыре последние строки стихотворения.)
- Права ли девочка? Можно ли так поступать? Почему? А что же нужно сделать Тае, чтобы у нее был правильный ответ? (Ей нужно научиться писать цифру 8.)
Выполняется второе задание. Правильность выполнения проверяется по содержанию учебника.
6. Домашнее задание:учащиеся выполняют третье задание учебника.
Урок 5. В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку».
Цель: 1. Познакомить учащихся с биографиями и произведениями авторов.
2. Развивать связную речь учащихся.
3. Воспитывать любовь к окружающему миру, умение слушать своих одноклассников.
Организационный момент.
Работа с тренажерами+ интерактивная доска.
1. Проверка домашнего задания.
Проверка качества заучивания детьми наизусть стихотворений проводится в форме конкурса чтецов.
2. Подготовка к восприятию.
- Сейчас вы услышите стихотворение, в конце которого не
хватает одного слова. Ваша задача - угадать, что это за слово,
и добавить его, когда я закончу чтение.
3. Знакомство с текстом.
Стихотворение В. Левина читает учитель.
4. Обсуждение прочитанного.
- Как вы догадались, что речь идет об арбузах?
5. Перечитывание и работа с текстом.
- Как тетя Варя назвала арбузы? Почему?
Физминутка
6. Подготовка к восприятию.
- Сейчас вы прочитаете еще два небольших текста, которые надо дополнить угаданным словом. Но сначала нужно выполнить подготовительные упражнения, расположенные в рамочке. Вы заранее прочитаете трудные слова из рассказов, и потом вам будет легко их читать.
Учащиеся фронтально выполняют упражнения: сначала очередная строка читается одним ребенком, затем перечитывается всеми хором.
7. Знакомство с первым текстом С. Иванова можно провести как в форме чтения вслух, так и в форме чтения про себя. Последнее предпочтительнее в достаточно подготовленном классе. Отгадав последнее слово (снеговик), дети поднимают руки, а не выкрикивают с места.
8. Перечитывание и работа с текстом.
- По каким словам вы догадались, что речь идет о снеговике?
- Найдите и прочитайте ту часть текста, в которой описано, как дети лепили снеговика.
9. Знакомство со вторым текстом С. Иванова лучше провести в форме чтения про себя.
10. Перечитывание и работа с текстом.
- Найдите и прочитайте часть текста, в которой написано, чем Ваня кормил птиц.
О каком времени года идет речь в обоих рассказах? (О зиме.)
- Как вы определили? Подтвердите свое мнение строчками из текстов.
11. Домашнее задание: учащиеся готовятся к выразительному чтению
всех трех прочитанных на уроке произведений, выполняют задание тетради к рассказу С. Иванова. Тем, кто пожелает, педагог советует сделать рисунок не в тетради, где мало места, а на альбомном листе бумаги, используя или фломастеры, или краски, или технику аппликации. Желающие могут вылепить снеговика из пластилина или глины.
Урок 6. А. Шибаев «Кто слово найдет?»
Цель: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. Шибаева.
3. Воспитывать интерес к литературному чтению посредством отгадывания концовки стихотворений.
Организационный момент.
Работа с тренажерами+ интерактивная доска.
1. Проверка домашнего задания.
Учащиеся исполняют произведения, подготовленные ими для выразительного чтения.
Рассматриваются крупные рисунки, выполненные детьми на альбомных листах, и, если имеются, поделки.
2. Знакомство с текстом и работа с ним.
Произведение учащиеся читают вслух, по вызову учителя, строфами (ни в коем случае не отдельными строчками). Класс хором в рифму досказывает незаконченные слова. Учитель задает вопросы относительно того, почему подходит одно слово и не подходит другое, которое тоже произносится в рифму, «складно». Учащиеся аргументируют свой выбор, опираясь на смысл прочитанного.
- Почему закончили прочитанный фрагмент не словами «в карман», а словами «в капкан»? Почему не «в сапог», а «в сачок»; не «в бороде», а «в борозде»; не «коза», а «коса» и т. д.
Физминутка
3. Перечитывание и работа с текстом. Проводится выборочное чтение отдельных строф по заданиям учителя, например:
- Найдите и прочитайте про ослика, про слона, про верблюда и т. п.
Будет хорошо, если учитель принесет на урок книгу с аналогичными произведениями А. Шибаева или другого автора и почитает их детям.
4. Домашнее задание: учащиеся готовятся к выразительному чтению прочитанного произведения. Желающие могут попытаться придумать свое произведение для игры «Угадай слово», необязательно в стихах.
Урок 7. В. Берестов «Если хочешь пить», «Гололедица».
Цель: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством В. Берестова.
2. Развивать умение правильно трактовать пословицы, умение делать выводы.
3. Воспитывать сочувствие и умение помогать обездоленным людям.
Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Игра «Угадай слово» по придуманным детьми текстам.
2. Подготовка к восприятию.
- Прочитайте задание и пословицы в рамочке на с. 20.
- О чем все эти пословицы? (О дружбе.)
- Какие пословицы о дружбе вы знаете? (Старый друг лучше новых двух; Не имей сто рублей, а имей сто друзей...)
- Оба стихотворения, с которыми вы познакомитесь на уроке, написал один автор. Кто именно?
(Справочный материал.
ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ БЕРЕСТОВ (1928-1998)
Родился Валентин Берестов в небольшом, тихом городке в семье учителя. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сумел привить сыну страстную любовь к чтению. «Когда мне было четыре года, - признался позже поэт, - в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати... С тех пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей...»
С самого раннего детства рядом с Берестовым были замечательные книги. Любопытно, что одно время он даже учился в селе с литературным и довольно странным названием - Лев Толстой.
Способности к сочинению стихов обнаружились у мальчика очень рано. К сожалению, первый писательский опыт закончился для начинающего поэта печально. За дразнилки на одноклассников восьмилетнего Берестова побили его товарищи по классу. Но это не остановило его. Теперь он записывал стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это в 1942 году в Ташкенте, где во время войны в эвакуации жила семья Берестовых. В этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Юный Берестов познакомился здесь с поэтами Анной Андреевной Ахматовой, Самуилом Яковлевичем Маршаком. Но особую роль в литературной судьбе Берестова сыграл Корней Иванович Чуковский. Ему четырнадцатилетний поэт решился показать свои стихи. Чуковский не только помог развиться поэтическому дару Берестова, но и спас Берестову жизнь, когда тот серьезно заболел.
Отец Берестова - учитель истории - привил сыну любовь к своей науке, и тот, окончив Московский университет, стал археологом. Археолог Берестов принимал участие в раскопках древних городов, писал очерки, повести. А потом родилась дочка - и появились стихи для детей.
Сегодня трудно найти ребенка, незнакомого со стихами Валентина Дмитриевича Берестова. При жизни он часто встречался со своими юными читателями, учил их понимать поэзию и даже сочинять стихи.)
- Теперь вы знаете и о писателе, который написал следующее стихотворение, и о чем оно.
3. Знакомство с текстом. Стихотворение читает учитель.
4. Обсуждение прочитанного.
- Что вы можете сказать об этом стихотворении?
5. Перечитывание и работа с текстом.
- Прочитайте стихотворение про себя и выполните задание к нему.
Дети выбирают предпоследнюю пословицу как наиболее точно выражающую главную мысль стихотворения. (Живи для людей, поживут и люди для тебя.)
Физминутка
6. Подготовка к восприятию следующего произведения проводится при помощи вопросов, расположенных перед ним.
Не следует опасаться противоречивости ответов учащихся на два последних вопроса. Ответы на них неоднозначны, потому что у большинства людей гололед вызывает опасения, а некоторых могут позабавить наблюдения за людьми, которые пытаются удержаться на ногах, передвигаясь по скользкой поверхности.
7. Знакомство с текстом. Стихотворение дети читают про себя.
8. Обсуждение прочитанного происходит в виде ответа на вопрос, сформулированный в стихотворении.
9. Домашнее задание: учащиеся готовятся к выразительному чтению стихотворений, первое из них учат наизусть.
Урок 8. Б. Заходер «Как волк песни пел».
Цель: 1. Познакомить учащихся с понятиями «сказка» и «рассказ». Рассказать о классификации сказок. Учить отличать сказку от рассказа по основным признакам.
2. Развивать связную речь учащихся, увеличивать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать ответственное отношение к учебе, умение слушать своих одноклассников и учителя.
Организационный момент.
Работа с тренажерами+ интерактивная доска.
1. Проверка домашнего задания.
Дети выразительно читают стихотворение В. Берестова «Гололедица», исполняют выученное наизусть стихотворение В. Берестова «Если хочешь пить».
Проверяется правильность выполнения задания в тетради: учащиеся читают пословицы, получившиеся в результате соединения их фрагментов.
2. Подготовка к восприятию.
Техническая подготовка проводится при помощи упражнений, расположенных перед текстом, а эмоциональная и тематическая - при выполнении задания на прогнозирование характера текста, который детям предстоит читать. При определении жанра не следует добиваться от детей обстоятельных аргументов, будет достаточно, если они обоснуют свои предположения о сказочном характере произведения тем, что в реальной жизни не бывает такого, чтобы волк пел, поэтому произведение, скорее всего, является сказочным.
Попутно с выполнением упражнений выясняется значение некоторых слов, вошедших в подготовительные задания.
(Справочный материал.
Голодуха - длительное недоедание из-за отсутствия пищи. Разбой - вооруженное нападение с целью ограбления. Весть - известие, сообщение. Спросонья - не совсем проснувшись. Пас (пасти) - присматривать за животными, добывающими себе корм в природных условиях.
Пастух - работник, который пасет скот. Мчать, мчаться - очень быстро ехать, бежать. Угомониться - успокоиться, утихнуть.)
При выполнении третьего задания учитель может спросить:
- Как вы понимаете смысл слов: СЕСТЬ - СЪЕСТЬ?
- Чем отличаются эти слова по значению? А по буквенному составу? Какой можно сделать вывод? (Из-за одной буквы может измениться смысл слова.)
3. Знакомство с текстом.
Сказку учащиеся читают вслух небольшими фрагментами или цепочкой по предложениям.
4. Обсуждение прочитанного.
- Подтвердились ли ваши догадки о характере этого произведения или нет?
Физминутка
5. Перечитывание и работа с текстом проводятся по вопросам и заданиям учебника и тетради.
На уроке дети выполнят столько заданий учебника, сколько успеют. (Правильный ответ на первый вопрос - последний.)
После домашней подготовки, на втором уроке, посвященном данному произведению, учащиеся отвечают на оставшиеся вопросы и выполняют не сделанные ими на первом уроке задания учебника, а также участвуют в игре «Радиотеатр» по материалам тетради.
6. Домашнее задание: подготовиться к пересказу сказки Б. Заходера «Как волк песни пел».
Урок 9. С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка».
Цель: 1. Познакомить учащихся с произведением С. Прокофьева.
2. Развивать умение слушать своих одноклассников, умение самостоятельно работать, проводить сравнительный анализ произведения, связную речь учащихся.
3. Воспитывать интерес к живой природе, любовь к добру и негативное отношение к злу.
Организационный момент.
Ход урока:
Работа с тренажерами+ интерактивная доска.
1. Проверка домашнего задания.
При пересказе произведения Б. Заходера «Как волк песни пел» основное внимание уделяется полноте и последовательности изложения детьми событий, а также правильному образованию и использованию языковых единиц.
2. Подготовка к восприятию.
Учащиеся выполняют упражнения подготовительного характера, расположенные перед текстом, читая их сначала про себя, а затем вслух.
Затем выполняются задания, формирующие умение прогнозировать характер произведения по его заглавию.
3. Знакомство с текстом.
Сказку учащиеся читают вслух - небольшими фрагментами или цепочкой по предложениям.
Физминутка
4. Перечитывание и работа с текстом.
Работа в тетради: автор, название, жанр.
Выбери подходящие по смыслу половицы:
«Один за всех, а все за одного» и «Сам погибай, а товарища выручай».
5. Домашнее задание: чтение на с.26-27, задание на с. 27