Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?
Цели деятельности учителя: познакомить с разнообразием бытовых электроприборов, их ролью в быту, с правилами безопасного обращения с электроприборами; проследить пути прихода электричества в наш дом.
Тип урока: конструирование способа действия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; получат возможность научиться: анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; собирать простейшую электрическую цепь; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Откуда в наш дом приходит электричество?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1217/; элементы питания, кусок проволоки, куклы, слайды (лучина, свеча, электростанция), батарейки, магнитофон.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
а) Подготовка рабочего места.
б) Повторение изученного материала.
Учитель. О чем говорили на прошлом уроке?
Ученики. О воде. Откуда приходит вода в наш дом, куда потом уходит.
II. Объяснение нового материала.
1. Беседа.
Учитель. Что значит вода для всего живого?
Ученики. Воду пьет человек, она нужна полям, лесам. Без нее не могут жить ни люди, ни птицы, ни звери. По морям и океанам днем и ночью плывут корабли, перевозят грузы.
Учитель. У воды есть еще одна способность – она добывает электричество, электрический ток, работая на электростанциях. (Включает свет.) Посмотрите, как в классе стало светло, когда включили электрическую лампочку. Но так было не всегда. (Показ слайдов – лучина в крестьянской избе, работа поэта при свечах.) Посмотрите, чем раньше, до появления электрической лампочки, люди освещали свои жилища?
Ученики. Свечой, лучиной.
Учитель. Дома у нас у всех есть электричество. Мы знаем, что оно освещает нам комнату, чтобы было светлее. А как еще нам дома помогает электричество?
Ученики. Электрический чайник греет воду, пылесос убирает квартиру, стиральная машина стирает белье.
2. Работа по учебнику (с. 62–63).
Учитель. Возьмите красный карандаш и закрасьте те предметы, которые работают от электричества. Назовите их.
Ученики. Электромясорубка, пылесос, стиральная машина, электрочайник, электроплита.
Учитель. Составьте пары рисунков, соединив их линиями.
Но помните, ребята, мы с вами говорили и о том, что эти приборы могут быть не только друзьями, но и врагами, если с ними обращаться неправильно или неосторожно.
Послушайте, какой вывод советует нам прочитать Мудрая Черепаха.
Чтение вывода (с. 62 учебника).
Физкультминутка
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу,
Влезу сам в большую ванну,
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку,
И веснушки на носу,
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!
III. Беседа по новому материалу.
Учитель. Ребята, а кто знает, откуда в наш дом приходит электричество?
Муравей. А я вам подскажу некоторые слова – электростанция, плотина, электрические провода.
Ученики. Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.
IV. Сочинение сказки «Как Муравьишка работал электриком».
Ученики сочиняют сказку.
Перегорела однажды в домике у Муравья лампочка. Как же быть без света? Побежал Муравьишка к проводу, попросил у него света, а провод привел его к плотине, на которой стояла электростанция. Попросил Муравьишка свет у электростанции, отослала она его к плотине, а плотина – к воде. «Так вот кто дает нам свет», – обрадовался Муравьишка. «Да, это я его даю, вода», – важно ответила вода.
Понял Муравей, какая огромная сила работает на электричество. (Показ слайда – работа электростанции.)
Однажды Муравей решил взять с собой на прогулку магнитофон. Но где же в лесу найти розетку?
Мудрая Черепаха. Эй, Муравей, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них – в батарейках.
Учитель показывает батарейки, включает магнитофон на батарейках.
Учитель. Ребята, а есть ли в классе предметы, которые работают на батарейках?
Ученики. Часы.
Физкультминутка.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
V. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.
Соединить линиями предметы, работающие от розетки и работающие от батареек.
VI. Рефлексия
Учитель. Что нового узнали на уроке? Откуда же к нам в дом приходит электричество?
Ученики. Вырабатывается на электростанциях или в батарейках.
Предполагаемые результаты: научиться находить домашние электроприборы; усвоить, что электричество вырабатывается на электростанциях или в батарейках.
Рекомендации родителям: еще раз обратить внимание детей на правильное и осторожное обращение с электроприборами.