Просмотр содержимого документа
«Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».»
Ульянова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова,
п. Локоть Брасовского р-на, Брянской области
2 класс
Тема: Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».
Цель урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
Задачи:
Предметные:
-создавать (устно) текст (небольшой рассказ);
-выразительночитать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста;
- овладеют навыком выразительного чтения;
Регулятивные УУД:
1.Организовывать свое рабочие место;
2. Овладеют способами решения проблем творческого и поискового характера.
3.Использовать знания в учении и повседневной жизни;
4.Отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД:
1.Отвечать и задавать вопросы.
2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
3.Учиться выполнять различные роли в группе
Познавательные УУД:
1. Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2.Установят причинно-следственные связи, построения рассуждений
Личностные УУД:
Воспитывать мотивацию к учению, любовь к природе
Ход урока:
1.Организационный момент
-Я рада видеть каждого из вас!
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
( Звучит музыка П.Чайковского «Сладкая грёза».)
- «Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» – гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное , совершать добрые поступки.
-Давайте подарим тепло и добро друг другу.
(На фоне музыки П.Чайковского «Сладкая грёза»)
-Когда ладошки наши касаются,
Душа с душою встречаются,
И сердце добром наполняется –
Так красота на земле рождается.
-Сегодня на уроке мы тоже прикоснёмся к красоте.
2. Речевая разминка.
(2 слайд)
- Для чего мы проводим речевую разминку? ( Чтобы научиться правильно и чётко говорить).
-Прочитайте скороговорку хором.
-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:
Позывные.
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
Но в воздухе есть перемены,
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны,
Уже уловили весну.
-Прочитайте грустно, весело, каждую фразу вопросительно, так, как будто читает змея.
Работа над речевым аппаратом.
Упражнение «Лошадка», « Качели».
. Развитие речевого дыхания и голоса.
Вьюга
Старая, седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-ягой. Воет вьюга: “З-з-з-з-з” (с усилением звука) Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м” (тихо, высоким голосом) Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м” (громко, низким голосом) Шумят ели: “Ш-ш-ш-ш-ш” Стихает вьюга: “С-с-с-с” (с уменьшением силы звука)
Дыхательная гимнастика.
«Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
- Молодцы, к уроку готовы!
3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы будем исследователями, слушателями и художниками.
-А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.
- А произведения каких поэтов мы читали в разделе?
- А сейчас послушайте стихотворение А. С. Пушкина.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года ...
- Какую картину вы представили себе, слушая стихотворение?
Словарная работа.
- Здесь нет слова «Весна» .
-Каким образным выражением заменил Пушкин это слово? (Утро года)
- Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?
Чтение детьми стихотворения о весне.
- У Весны очень много дел.
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жuли дружно
Все живые существа
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц вернуть издалека.
Точно к сроку, но не наспех
Выбрать музыку для птиц
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра
И тепло в лесные норки
Принести давно пора!
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя полить сады,
Наточить ежу иголки,
Вставить косточки в плоды,
Чтобы слива стала сливой.
Будь и ты трудолюбивый.
- Какой совет вы услышали в стихотворении?
( Быть трудолюбивым как Весна.)
- Ах, весна! Время, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни растений. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу.
-А ещё это время, когда на проталинках появляются первые весенние цветы.
- Какие весенние цветы вы знаете?
5. Физминутка ( Слайд ).
- А это растение тоже является одни из символов весны. Догадайтесь, о чём идёт речь.
На красненьком кусточке
На тоненьком пруточке
Пушистые цыплятки
Расселись без матки. ( Верба).
Рассказ детей о вербе.
Верба, верба, верба, Верба зацвела. Это значит - верно, Что весна пришла Это значит - верно, Что зиме конец. Вот... и самый первый Засвистел скворец...
С давних времен верба (она же ива, ракита, ветла и тальник) символизировала праздник. Зацвела верба – значит, скоро весна, природа оживает. В России верба стала еще и важным религиозным атрибутом, заменившим пальмовые ветви, которые бросали Христу под ноги при входе его в Иерусалим. К празднику православные украшают ею дома: крепят пучок к иконам в «красном углу», ставят в букеты. Кроме этого, раньше справа и слева на воротах каждого дома крепили по цветущей веточке вербы.
Народные приметы-
# Увидел на вербе пушок — и весна под шесток. # Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.
На юге Польши и в Галиции известны рассказы о чудесной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный луч и где она никогда не слышала ни петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу и т.п.
Верба являлась священным растением не только для русских людей, но и для всего православного мира. Раньше в Боснии девушки опоясывались вербой, что на следующий год выйти замуж и родить потомство. В Чехии и Польше парни легонько били девушек ивовыми прутьями, а на следующий день молодые люди менялись ролями.
Верба - средство, по словам приверженцев народной медицины, крайне полезное при лечении самых разных заболеваний. Отвары коры, листьев и соцветий вербы используются как вяжущие, жаропонижающие, противоревматические, желчегонные, ранозаживляющие средства.
Раньше отвары применяли даже для лечения малярии. Вербные почки употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, мечтавшие излечиться от бесплодия. Говорили даже, что освященная ветка вербы может исцелить нездорового человека, если прикоснуться ею к его ногам. Кроме того, почки растения даже употребляли в пищу – в Вербное воскресение с ними пекли пироги и варили кашу.
Учитель:
Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю, охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. На Руси было принято хранить освящённую вербу дома. Во время грозы освыщённую вербу ставили на подоконник – верили, что это спасёт дом от попадания молнии.
- А сейчас мы с вами побудем художниками. Будем рисовать веточку вербы точечным приёмом, ватными палочками.
Музыка и фото вербочки.
Выставка рисунков.
-Молодцы, а сейчас поработаем в группах, побудем исследователями.
1 группа- загадки.
2 группа- составить пословицы о весне.
3 группа- мини-сочинение на тему « Весна».
Проверка.
Конкурс чтецов. От каждой группы по 2 представителя.
- У вас на партах лежит жетон – голос. Вы отдаёте его понравившемуся чтецу.
Вот добрались мы до самой ответственной части нашего урока. Перед вами на столе лежат тесты, которые помогут мне проверить, как вы запомнили произведения и авторов изученного раздела. Цифру с правильным ответом обведите в кружочек.
6. Подведение итогов.
- Удалось ли вам почувствовать весну?
-Какие задания показались самыми интересными?
7. Рефлексия.
- Взяли оценочные листы (Прилагаются)
Раскрасьте тот листочек, кем вам больше понравилось быть: слушателями, художниками, исследователями.
- Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.
- И в заключении ( горит свеча).
У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это, пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.
Мне было очень приятно сегодня работать с вами.
- И в преддверии светлого праздника мы хотим подарить вам один из символов весны- вербочку.