Просмотр содержимого документа
«Тема: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»»
Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Школа России
₽
Урок русского языка для 1 класса на тему «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ»
Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах сочетания ЧК, КН, ЧТ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Выборочный диктант
— Запишите только слова с шипящими согласными. Подчеркните буквы, которые обозначают шипящие согласные звуки.
Работа, щётка, шутка, время, чисто, угол, жук.
— Прочитайте слова, которые вы записали.
— Какие согласные звуки называются шипящими?
— Что вы знаете о звуках [Ж], [Ш]? А о звуках [Ч’], [Щ’]?
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 13 на с. 56—59).)
III. Самоопределение к деятельности
Ёлочка и белочка,
Шуточка, минуточка.
Строчный, уличный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
В сочетаниях никак
Нам не нужен мягкий знак.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ.)
IV. Работа по теме урока
1. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ
— Отгадайте загадку.
Кто приклеил майским днём
Рукавичку над окном, Я
Поселил в неё жильцов —
Непоседливых птенцов? (Ласточка.)
(Слово ласточка учитель записывает на доске.)
Материал для учителя
Ласточки отличаются элегантностью и отменной способностью к полёту. Питаются они насекомыми, которых ловят на лету. Из европейских видов ласточек наиболее известны два — деревенская ласточка и городская. Часто эти птицы живут бок о бок с человеком.
Деревенская ласточка предпочитает гнездиться внутри зданий. Городская ласточка, напротив, высиживает птенцов в наружных гнёздах. В полёте она сильнее машет крыльями и дольше планирует. В отличие от деревенской ласточки городская кормит не только своих птенцов, но и птенцов в гнёздах соседей.
— Произнесите все звуки в слове ласточка.
— Что вы знаете о звуке [Ч’]? (Он всегда мягкий.)
— Обозначена ли мягкость этого звука? (Нет.)
— Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак? (Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому нет необходимости писать мягкий знак.)
— Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака. Правописание этих сочетаний нужно запомнить.
(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.)
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 110)
— Прочитайте. Почему каждая строка начинается со знака «тире»? (Это диалог.)
— Прочитайте диалог по ролям в парах.
— Найдите слова с мягким знаком. Какую «работу» выполняет мягкий знак? (Показывает мягкость согласных.)
Упр. 2 (с. 110)
— Произнесите в слове девочки все мягкие согласные.
— Как обозначена мягкость согласных звуков [Д’], [К’]? (Гласными буквами.)
— Как ещё может быть обозначена мягкость согласных на письме? (Мягким знаком.)
— А как обозначена мягкость согласного [Ч’]? (Не обозначена.)
— Почему? (Согласный звук [Ч’] всегда мягкий.)
— Какой можно сделать вывод о написании сочетания ЧК?
— Прочитайте сведения о языке на с. 111.
— Что нужно знать о написании сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ?
Упр. 3 (с. 111)
— Прочитайте.
— Выполните задания.
— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?
— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос какой?
V. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждёт,
Бьёт копытом у ворот.
На ветру играет гривой —
Пышной, сказочно красивой.
Быстро я в седло вскачу,
Не поеду — полечу!
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 111)
— Прочитайте слова. Назовите буквосочетания в словах.
— Откройте орфоэпический словарь и посмотрите, как нужно произносить эти слова.
Упр. 5 (с. 111)
— Прочитайте скороговорку.
— Найдите слова с буквосочетаниями.
— Найдите рифмующиеся слова.
— Выполните задание.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 54)
(Самостоятельное выполнение задания.)
— Назовите слова, которые вы составили.
Упр. 2 (с. 54)
— Прочитайте стихотворение.
— Выполните задание.
— Назовите слово, которое вы подчеркнули.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 на с. 53, 54; СУ, задания на с. 55; Тр., задания нас. 54-56).)