Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята! Долгожданный дан звонок – начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час | Здравствуйте! | Личностные – 1; |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | В далёком-далёком краю, посреди огромного океана лежит прекрасный остров. Он называется «ДОЛЬЧЕ ВИТА» (счастливая жизнь).(слайд 1) (видео о природе) (слайд 2) - Но почему-то там нет животных. Правитель острова приглашает нас провести там приближающиеся каникулы. Но так как животных там нет, он позволил нам взять туда только 3 животных, которые смогут облегчить нам жизнь. Выберите их. (работа в группах). На Доске: лошадь, воробей, собака, олень, рысь, медведь, барсук, голубь, заяц, лев, Корова) | Нужно взять с собой домашних животных таких как: собака, заяц, корова. Они нам помогут на острове, дадут пищу, будут охранять нас. | Личностные – 2; |
Выявление места и причины затруднения | -Оказывается, как много пользы приносят домашние животные человеку. А как вы думаете, как они появились на белом свете? Где мы можем об этом узнать? -Для того, чтобы узнать тему нашего урока, откройте 69 страницу и прочтите название новой главы. -Как вы это понимаете? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Тема нашего урока «Рукотворная жизнь». (слайд 3) -Как вы понимаете слово »Рукотворная»? -Откройте учебник на 70 странице. Прочитайте диалог «Лена и Миша» -Какие противоречия вы заметили? -Какой у вас возникает вопрос? (Зачем человек много лет занимается выведением сортов растений и пород домашних животных? Слайд 4 ) -Какую цель мы перед собой поставим? | Затрудняются в ответе. В учебниках истории, энциклопедиях. Рукотворная природа. Человек своими руками выращивает растения, приручает животных. Человек дает жизнь и облегчает ее животным, охраняет их от опасностей своими руками. Рукотворная жизнь. То, что человек сделал своими руками. Что смог, а что не смог сделать человек – Зачем люди выращивают растения и разводят животных? Выяснить, зачем человек выращивает растения и разводит животных. | Регулятивные – 1; |
Построение проекта выхода из затруднения | -Скажите. Что такое природа? Приведите примеры объектов живой и неживой природы. -Почему дикие звери и птицы живут сами по себе, а за домашними животными нужно ухаживать? -Выводя домашних животных, человек заботился о тех признаках, которые выгодны ему. Поэтому выведенные породы домашних животных не приспособлены к самостоятельной жизни в природе. -Чем человек отличается от животных? – Что мы сейчас с вами делали? Для чего? | Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека. К живой природе относятся растения, животные и грибы. К неживой относятся солнце, воздух, вода, земля. Потому что дикие животные рождаются уже хищниками, а домашние рождаются и понимание дрессировки. Дикие животные с рождения сами приучены к добыванию пищи, а домашние нет. Человек отличается от животного тем, что он ходит на двух ногах, у него есть интеллект, у него нет шерсти, умеет разговаривать. Вспоминали то, что знали, для того, чтобы усвоить новую тему. | Регулятивные – 1; |
Реализация построенного проекта выхода из затруднений | -Современный человек полностью зависит от выращенных им культурных растений и домашних животных. (слайд 5) Без них невозможно произвести пищевые продукты: хлеб и крупы, молоко и мясо, сахар и масло. Пища диких растений или животных – лишь редкое угощение на нашем столе. Иначе быть не может: только дополнительно выращенная птица может прокормить города с огромным количеством жителей. Благодаря домашним животным и растениям люди могут жить, не думая постоянно о том, где добыть пищу. -Посмотрите под первым синим кружочком задание на странице семидесятой. (Работа в группе) -Обсудите работу в парах. Прочитайте, для чего выращивают культурные растения и домашних животных. Найдите примеры на рисунках. -Следующее задание на странице семьдесят первой. -Как же ухаживают за этими растениями? -Как ухаживают за этими животными? -Люди научились изменять и улучшать полезные свойства своих питомцев. Они вывели новые породы домашних животных и сорта культурных растений – разновидности, которых никогда не было в природе. Одних только пород собак существуют многие сотни, и каждая - для определенной цели! -Что такое порода? -Что такое сорт? -Перед тем как продолжить урок, предлагаю немного размяться. Филькультминутка | Для получения продуктов питания выращивают картофель и кукурузу. Для изготовления одежды и обуви используется мак. Для производства лекарств используется лен. Для производства кормов используются бактерии. Для езды и перемещения тяжестей помогает лошадь. Для украшения жилища золота рыбка. Для помощи в разнообразной работе собака. Эти растения поливают, меняют почву. За этими животными убирают, кормят определенными кормами. Порода – это разновидность домашних животных Сорт – это группа культурных растений. | Личностные – 2; Регулятивные – 2; Познавательные – 1; |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | -Работа с заданием на странице семьдесят второй под синим кружочком. -С какой целью выведены эти породы? - На какие свойства собаки обращал внимание человек, выводя эту породу? (страница 72. Работа с иллюстрациями) Какие домашние животные и растения выведены из этих диких предков? Какие цели при этом ставил человек? -Сверим ваши выводы с авторским. Человек одомашнил полезные ему растения и животных. Он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы. | С целью защиты человека, ухаживанием за животным. На характер, на внешний вид. Бык, собака, голубь, арбуз. Человек ставил цели: приручить животных для защиты, охоты и ухаживанием. Вывести сорта ягод для употребления в пищи. | Коммуникативные – 1; Регулятивные – 1; |
Самостоятельная работа, самопроверка по эталону. | -Откройте тетради на странице 28. Выполните самостоятельно задание под номером 1. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш товарищ выполнил задание. Если есть ошибка назовите ее и озвучьте правильный ответ. | Работа в тетрадях | Познавательные – 2; |
Включение в систему знаний и умений, повторение | -Продолжаем работу. -Любые два организма – даже родные братья – всегда немножко отличаются друг от друга, и поэтому судьба их различна. В природе из множества организмов чаще выживают и размножаются те, которые лучше приспособлены к среде обитания. В своем хозяйстве человек проводит искусственный отбор: выбирает для продолжения рода те организмы, отличия которых для него наиболее ценны. -Выведение новых сортов и пород с помощью искусственного отбора и других приемов называется селекцией. | | Личностные – 1; |
Рефлексия | -Давайте с вами вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? -Мы достигли своей цели? -На слайде появились дополнительные предложения. Предлагаю вам прочесть их и дополнить. -Сегодня я узнал… -Я понял, что… | Выяснить, зачем человек выращивает растения и разводит животных. Да | Познавательные – 1; |
Домашнее задание | -В тетради на странице 28 выполните задание третье. | | Познавательные - 2 |
1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2.развивать умение высказывать своё отношение к иллюстративному материалу, выражать свои эмоции.
1.развивать умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника;
3. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1.уметь ставить проблемный вопрос, выдвигать предположение, делать умозаключения;
2. развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1.уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию; развивать умение слушать и понимать других;
2.строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; представлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.