- Познакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами;
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, коммуникативные качества;
- Воспитывать умение выслушивать другое мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Личностные УУД: самоопределение. |
II. Актуализация знаний | - Наш урок я хотела бы начать со следующих строк: Природа дарит людям чудеса, Мы перед ней навечно стали должниками. Но долг природе мы обязаны отдать, Иначе мы не сможем выжить сами. - Как вы понимаете эти слова? - Определите цель нашего урока? - Предположите тему нашего урока? | Отвечают на поставленные вопросы. Определяют цель и тему урока. | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. Личностные УУД: умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
III. Изложение нового материала Постановка учебной задачи | - Экология - это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. . Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «логос» – наука. Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи. Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить все живое. Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, – вот в чем вопрос. | Отвечают на поставленные вопросы. Строят гипотезу. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение, прогнозировать предстоящую работу. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. |
IV Решение учебной задачи | Учитель предлагает прочитать учащимся экологическую листовку: «Сказка о “нефтяной” рыбке». Сказка о «нефтяной» рыбке Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… невод обратно не «с одною тиною морскою», а еще и с... ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную, «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась старику рыбка. Да не простая, а золотая. И, конечно, заговорила она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою! | Обсуждение в группах, выводы. | Регулятивные УУД: умение определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью. Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, делать выводы; перерабатывать информацию, преобразовывать её сообщение, схемы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: умение участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
V. Динамическая пауза | Учитель организует физкультминутку. | Выполняют физкультминутку. | |
VI. Постановка учебной задачи | 1. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России». Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. 2. Ежедневно люди уничтожают лес ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог, городов, сельскохозяйственных посевов. Например, каждый день в джунглях под пилой падает пять миллионов деревьев! И сколько животных теряют свое жилье и пищу… Что нужно сделать для спасения лесов? 3. В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти. Какими способами можно избавиться от мусора? | Ответы детей. | Регулятивные УУД: умение формулировать задание: определять его цель, действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. Познавательные УУД: умение понимать информацию, представленную в виде сообщений, схем. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
VII. Рефлексия учебной деятельности | - Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть? Ученики. Может. Если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать ее. Учитель. А может ли один человек вылечить планету? Ученики. Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, так как они являются ее частью. Учитель. Верно. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Одним из таких людей, который очень любил и охранял природу был Георгий Евдокимович Бессонов. Он учил детей любить, охранять и защищать нашу природу. На днях мы отметили 100-летие со дня его рождения. Он жил и работал в селе Тойбохой. Герой соц.труда, заслуженный учитель, засл.работник. Работая в школе, он организовал живой уголок, краеведческий музей, школьный учебно-опытный участок, картинную галерею, ботанический сад, музей дружбы народов, зимний сад, народный музей Ленина, музей курьезы природы. В прошлом году в рамках акции 70 добрых дел к 70-летию Великой победы мы привезли отростки комнатных цветов из зимнего сада и участвовали в озеленении нашей школы. За все лето учащиеся сами ухаживали за цветами. | Ответы детей. Оценивание своей учебной деятельности. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: умение оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения. |
| Заключение урока | | |
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащи невод обратно не «с одною тиною морскою», а еще и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Закинул невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную, «лысую» шину.
В третий раз попалась старику рыбка. Да не простая, а золотая. И заговорила она человеческим голосом.
Но вот чудо: не стала золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!
1. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», которые всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России». Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей.
2. Ежедневно люди уничтожают лес ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог, городов, сельскохозяйственных посевов. Например, каждый день в джунглях под пилой падает пять миллионов деревьев! И сколько животных теряют свое жилье и пищу… Что нужно сделать для спасения лесов?
3. В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти. Какими способами можно избавиться от мусора?