Открытие новых знаний и способов деятельности | Использует проблемно- диалогический метод. Предлагает систему заданий и вопросов приводящих к решению поставленной проблемы. Если мы откроем толковый словарь, то прочитаем такое объяснение этого слова. Шедевр - это образцовое произведение - высшее достижение искусства, мастерства. А словарь Ожигова так даёт объяснение. Шедевр - это исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера. (Слайд № 3) - Попробуем назвать синонимы слова шедевр. (Произведение, искусство, творчество, творение, лучший) (Слайд № 3) Т. е это те произведения, предметы искусства, которые вызывают у зрителей, слушателей восхищение, уважение потому, что это самые лучшие, не похожие на других. Предметы шедевра можно увидеть в разных областях. Например, в литературе, кино, архитектуре, музыке. Есть кулинарные шедевры, шедевры ювелирных изделий и т. д. - Давайте рассмотрим некоторые шедевры нашей страны. 1) Архитектура. Покровский собор (Храм Василия Блаженного) (1555—1961) Памятник русской средневековой архитектуры, украшает собой главную площадь России — Красную площадь. (Слайд № 4) 2) Литература. Здесь сразу же вспоминается имя А. С. Пушкина. Сказки этого поэта по праву можно считать шедеврами русской литературы. (Слайд № 5) 3) Искусство. А это портрет Исаака Ильича Левитана - одного из выдающихся русских художников. - Вспомните и назовите его картины («Золотая осень», «Март», «Большая вода» ….) (Слайд № 6) 4) А сейчас поговорим о музыке. - Кто назовёт имя композитора чей портрет вы сейчас видите? (Это Пётр Ильич Чайковский)(Слайд № 7) - Что вы о нём знаете? 2. - Прочитаем информацию об этом композиторе в учебнике на стр.56. - Что вы узнали о П. И. Чайковском? - А какие музыкальные произведения мы слушали в этом году на уроках музыки? Давайте вспомним некоторые из них. Рассказ учителя Чайковский. Музыкальные пьесы «Времена года» В Петербурге, где долгое время жил Чайковский издавался музыкальный журнал «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты муз. пьес для рояля, сочинённых Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года: 12 месяцев году, 12 номеров журнала, 12 муз. пьес: январь, февраль…и т.д. Все они потом были объединены в альбом или цикл «Времена года». - Послушайте одну из музыкальны пьес Чайковского и расскажите, что «нарисовала» вам эта музыка. Эта пьеса называется «Апрель. Подснежник» Как только с полей и лесных полян сходит снег, а на полянах начинает пробиваться из-под старых листьев и хвои зеленая трава, появляются подснежники. Природа пробуждается, отправляя к свету своих первых посланников. Как и цветок подснежник, месяц апрель очень любим русским народом, особенно женщинами, ему посвящают стихи поэты, подчеркивая белизну и прозрачность колокольчиков, напоминающих о том, что весна окончательно вступила в свои права. (Слайд № 7) Это музыкальное произведение также посвящено одному из стихотворений А.Н. Майкова, в котором подснежник сравнивается с надеждой, а практически растаявший снег с позабытыми горестями и тревогой.(Слайд № 7 ) - Какой показана весна в музыке Чайковского? Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. - Давайте ещё раз послушаем это произведение и посмотрим видеоролик. Чайковский. Сборник фортепианных пьес для юных музыкантов«Детский альбом» - Рассмотрите картинки на этом слайде. Расскажите, кого и что вы видите. (Слайд № 8 ) - Как вы думаете, какое отношение имеют эти игрушки к творчеству композитора? Эти картинки являются названиями детских музыкальных пьес из сборника фортепианных пьес «Детский альбом» Де́тский альбо́м — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано. - Заглянем в музыкальный словарик и узнаем, что такое «Музыкальные пьесы» МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА — законченное сольное или ансамблевое музыкальное произведение небольшого размера. (Слайд № 9) Вот название некоторых пьес: Зимнее утор Марш деревянных солдатиков. Мама. Новая кукла. Игра с лошадками. Нянина сказка. Полька Итальянская песенка. Вальс. Детский альбом входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Давайте послушаем музыкальную пьесу «Вальс» (Видеоролик) - Какое настроение вызвала у вас эта музыкальная пьеса? - Какими чувствами наполнена эта мелодия? Подберите подходящие слова характеристики. 5. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Узнали ли вы этого героя? (Слайд № 10 ) - Кто такой Щелкунчик? Пётр Ильич Чайковский создал музыку к балету «Щелкунчик» - Кто объяснит слово балет? (Слайд № 11.) Балет - это музыкальный спектакль, где все герои выражают свои мысли и чувства с помощью танца. Бале́т (фр. ballet, от лат. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются музыка и танец, которые неразрывно связанны между собой. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. Балет - музыкальный спектакль по литературному сюжету, в котором все действующие лица танцуют в сопровождении симфонического оркестра. - Приглашаю вас в музыкальный театр, где мы посмотрим одну из сцен балета «Щелкунчик». Она называется «Танец феи Драже» (Видеоролик) - - Как звучала эта музыка? | Подбирают синонимы к слову шедевр. Рассматривают изображения в презентации. Ответы на вопросы учителя. Вспоминают изученный материал. Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы учителя. Слушают дополнения учителя. Слушают музыкальное произведение и пытаются представить, о чём оно. Делятся впечатлениями, рассказывают, какие картины рисует музыка, как она звучит (напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно...) Слушают дополнения учителя. Рассматривают изображения в презентации. Высказывают и аргументируют свои предложения. Слушают дополнения учителя. Просмотр видеоролика «Апрель. Подснежник» Сопоставляют звучание музыки и изображения. Рассматривают изображения в презентации. Ответы на вопросы учителя. Слушают дополнения учителя. Работа с учебником Запоминают новый музыкальный термин. Слушают дополнения учителя. Просмотр видеоролика «Вальс» Сопоставляют звучание музыки и изображения. Делятся впечатлениями от услышанного, пытаясь выразить настроение от услышанной музыки. Рассматривают изображения в презентации. Ответы на вопросы учителя. Слушают дополнения учителя. Запоминают новый музыкальный термин. Просмотр видеоролика. Ответы на вопросы учителя. Делятся впечатлениями от услышанного, пытаясь выразить настроение от услышанной музыки | Личностные: воспитание культуры слушания Познавательные: развитие слушательских способностей. Регулятивные: умение выполнять учебные действия в качестве слушателя Коммуникативные : - формулировать собственное мнение; допускать существование различных точек зрения; Коммуникативные: - продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Регулятивные : умение слушать вопросы и отвечать на них. выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: умение понимать особенности музыкального языка композитора; анализировать. Регулятивные : умение слушать вопросы и отвечать на них; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные: - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Коммуникативные : - формулировать собственное мнение; допускать существование различных точек зрения; Познавательные: - умение использовать специальную терминологию музыкального искусства. - формирование умения излагать свою точку зрения. - развитие слушательских способностей. Регулятивные: умение выполнять учебные действия в качестве слушателя Личностные: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; умеют вести диалог; слушают собеседника; Регулятивные : услушать вопросы и отвечать на них. выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Познавательные: - учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. - формирование умения излагать свою точку зрения. Личностные : развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусств. |