Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | И, Ф, метод: словесный | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку Создание эмоционального настроя - Доброе утро, сегодняшний урок математики проведу я, меня зовут Дарья Владиславовна Присаживайтесь, пожалуйста. - Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. На ваших столах должен быть учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности. | Показывают готовность к уроку. Включение в учебный процесс. | Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Л: формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, И, метод: практический; | Проводит повторение изученного материала Прежде чем начать работать над новой темой, предлагаю вам выполнить несколько интересных заданий - Я показываю место числа, а вы по поднятой руке называете число (показываю на 3-открываю, теперь покажите, какое число стоит между числами 5 и 7, какое число стоит перед числом 9, назовите оставшееся число). Назовите числа в порядке убывания. Как вы это понимаете? Хором. -Какое число наибольшее? Какое из этих чисел наименьшее? -Назовите все числа перед числом 5? После числа 6? -Молодцы! Теперь отгадайте загадки. - На поляне у дубка Крот нашёл два грибка А подальше у осин, Он нашёл ещё один. Сколько крот нашёл грибов? -Дима, слив в саду нарвал И ребят он угощал: Одну сливу дал Наташе, Одну – Лене, одну – Саше. Две осталось у него. Сколько было слив всего? -Пять весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Испугался вдруг один, Убежал и след простыл. Сколько смелых медвежат За малиной в лес спешат? Молодцы! Следующее задание для самых внимательных. -Посмотрите на слайд. Что вы видите? -Верно, это геометрические фигуры. Перечислите их. -Что вы можете сказать об этой геометрической фигуре? (показываю на точку) Как она называется? -Совершенно верно. Точка – самая маленькая геометрическая фигура. Она является очень важной фигурой в геометрии, так как ни одну другую фигуру без нее нельзя построить. -Ребята, а вы знаете, как называется эта геометрическая фигура? (показываю на отрезок) -Буквы в названии этой фигуры перепутались, но вы сможете поставить их в правильной последовательности и отгадать название. КОРЕЗОТ (ОТРЕЗОК) -Совершенно верно, это отрезок! -Слышали о такой фигуре? Знакомы с ней? | -3 - 6 - 8 - 4 Работа с числовым рядом Обучающиеся делают вычисления вслух, объясняют -Числа от большего к меньшему. -Наибольшее число – 9. Наименьшее – 1. -Перед числом 5 - 1,2,3,4. После числа 6 – 7,8,9. - 3 гриба -5 слив -4 медвежонка - Геометрические фигуры - -Квадрат, ромб, круг, треугольник, прямая, ломанная. - Точка Выдвигают предположения о теме урока и целях. - Нет Выдвигают предположения о теме урока и целях. | П: структурирование знаний. П: понимание задания, как его надо выполнить К: умение выражать свои мысли. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение. | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф, диалог, моделирование, пробное задание | Подводит к теме урока, предлагает опору для формулирования целей урока Итак, ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? -Совершенно верно! На сегодняшнем уроке мы познакомимся с вами с новой геометрической фигурой – отрезком. А тема нашего урока будет звучать так – «Отрезок. Линейка». -Какие цели мы поставим перед собой? | - Об отрезке - Узнать, что такое «отрезок». -Научиться отличать отрезок от других геометрических фигур. -Научиться строить отрезок с помощью линейки. | К: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других. Метапредметные результаты: Анализируют учебную задачу и принимают её, сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли. | Презентация. |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | И, Ф метод практический, наглядный; составление алгоритма | Задает наводящие вопросы для создания алгоритма. Объяснение нового материала - Ребята, посмотрите на слайд какую геометрическую фигуру вы видите? -Что вы знаете о прямой -Верно! Прямая – это линия, у которой нет начала и конца. Повторим хором. -Ребята, можем ли мы на прямой поставить точку? (ставлю точку) -Теперь пройдем по прямой вправо и поставим еще одну точку. (ставлю вторую точку) -Теперь на прямой есть две точки. -Ребята, а вы заметили, что теперь у нас получилась еще одна фигура? Кто ее видит? Кто сможет показать? -Кто знает, как называется получившаяся фигура? -Совершенно верно! Отрезок – это часть прямой, которая ограничена двумя точками. У отрезка есть начало и конец. Повторим хором. -Ребята, подумайте: какие чертежные инструменты нам понадобятся, чтобы начертить отрезок в тетради? -Почему линейка? Совершенно верно! -Посмотрите, как правильно нужно строить отрезок (показ на доске). Мы знаем, что у отрезка есть начало, ставим точку. Берем линейку, прикладываем к точке и чертим отрезок по линейке. Ставим вторую точку – это конец отрезка. | - Прямая - Прямая – это линия, у которой нет начала и конца - Да, можем Слушают объяснения. Учащийся выходит к доске и обводит получившийся отрезок. - Отрезок - Линейка, карандаш - Потому что отрезок – это часть прямой, а прямую мы чертим с помощью линейки. | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности. | Презентация, |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | П; метод: практический | Физминутка Ленивые восьмерки Оказание индивидуальной помощи тем учащимся, которые испытывают трудности Ребята, откройте учебник на странице 72. Найдите задание №1. Кто хочет прочитать задание? Сосчитайте отрезки и назовите цифру, которая соответствует количеству отрезков. -Молодцы! Ребята, посмотрите на задание №2. Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать? Ваша задача – сосчитать количество отрезков в каждом рисунке. Первый ряд работает с первой иллюстрацией, второй ряд – со второй, третий – с третьей. Будьте внимательны. -Итак, первый ряд, хором скажите число, означающее количество отрезков на первой иллюстрации. -Второй ряд. -Третий ряд. -Отлично, молодцы! Кто мне может сказать, из чего составлены эти снаряды? -Хорошо. Представьте, что вам нужно сделать такой спортивный снаряд у себя во дворе. Что вам нужно знать для того, чтобы его изготовить? -Совершенно верно! Все отрезки имеют длину. Посмотрите на задание № 3. Что нужно сделать? -Чему равна длина отрезков? Длина отрезков равна количеству клеток. -Чему равны длины отрезков? Давайте сосчитаем. -Отрезки каких цветов одинаковой длины? -У кого не так? | Самоконтроль и самооценка. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. - 4 отрезка. -Сосчитать отрезки в изображении каждого спортивного снаряда. - 7 -9 -6 -Из отрезков металлических труб. -Какой длины должен быть каждый отрезок металлической трубы. -Измерить длины отрезков и найти отрезки одинаковой длины. -Количеству клеток. Называют длины отрезков. -Отрезки оранжевого и синего цвета одинаковой длины (по 2 клетки). | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И, метод: практический, работа с тетрадью | Дает работу в рабочих тетрадях, объясняет задание. Проводит самостоятельную работу Продолжаем работать дальше, для этого откройте тетрадь для самостоятельных работ на странице 4, упражнение 1. Кто прочитает задание? Кто может объяснить, что нужно сделать, чтобы выполнить это задание. -Ребята, посмотрите, для чего нарисована клеточка после вопроса? Верно. В клетку вы должны записать количество отрезков. Приступайте. Проверяем (на слайде). -Посмотрите на задание №2. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Приступайте. Давайте обменяемся нашими тетрадями с соседом по парте, и проверим, как выполнил задание ваш одноклассник На слайде правильный ответ. Отдайте тетрадь соседу. -Посмотрите на задание №3. Прочитайте его. Что нужно сделать? Приступайте. Проверяем. Отлично ребята, посмотрите на слайд. Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок? Молодцы, можете похвалить себя | Работа в тетрадях. Выполняют задание. -Посчитать отрезки, начертить столько же. Посчитать сколько всего отрезков. -Для того, чтобы записать туда количество отрезков. -Прочертить самый длинный и самый короткий отрезки. -Найти длину отрезков и записать. Выполняют работу. Сравнивают работы со слайда | Метапредметные результаты: Самоопределяются в УД. Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные УУД: признавать свои ошибки, соглашаться, если на ошибки указывают другие. | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф; метод: практический. | Дает задание для работы с учебником, оказывает индивидуальную помощь Продолжаем работать в нашей тетради. Давайте выполним упражнение № 4 Внимательно прочитайте его. Скажите, какие инструменты вам понадобится для того, чтобы выполнить это упражнение? Приступайте к выполнению задания. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, верно ли выполнил работу ваш сосед. Внимательно сосчитайте клетки. Проверьте, чтобы у вашего соседа были поставлены точки, которые обозначают начало и конец отрезка. -Ребята, я приготовила еще одно задание для вас, но оно для самых внимательных. Посмотрите на слайд. -Ваша задача – сосчитать все отрезки на данном рисунке. -Я насчитала больше, будьте внимательнее. -Верно! Отрезков всего 10. Давайте сосчитаем их вместе. | Работают фронтально. -Карандаш, линейка. Взаимопроверка. - 6 | Метапредметные результаты: Сформированный способ деятельности. Л: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Умение применять алгоритма в самостоятельной деятельности. | Презентация; |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, метод: словесный; прием: закончи предложение | Организация рефлексии, самооценка учебной деятельности. Акцент внимания на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Чему новому мы сегодня учились? Какая тема урока была у нас сегодня? Смогли ли мы достичь цель урока? - Какую учебную задачу мы поставили? Смогли ли мы её достичь? Кто может мне рассказать, что такое отрезок? (Отрезок – это часть прямой, которая ограничена двумя точками. У отрезка есть начало и конец.) Какой инструмент нам понадобится для того, чтобы начертить отрезок? (Линейка) А сейчас достаньте цветные карандаши зеленого, желтого и красных цветов Если вы знаете, что такое отрезок, умеете его отличать от прямой, научились чертить отрезок с помощью линейки, то поднимите зеленый карандаш. Это означает, что на уроке вы потрудились «на отлично». Если вы испытывали трудности в некоторых заданиях и с некоторыми не справились, то поднимите желтый карандаш. Если вы не справились со всеми заданиями и вам было трудно работать на уроке, то поднимите красный карандаш. Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Краткое повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок. | П: рефлексия деятельности. Л: самоопределение, самооценка. Р: оценивать результат выполнения работы своих одноклассников. | Презентация |