3. Работа над русскими народными песнями. 1) Колыбельные песни. 2) Потешки. | – Фольклор передаётся из поколения в поколение устно. Проследим за тем, как фольклор сопровождал человека в течение всей жизни с момента рождения. – Послушайте песенку: Ай, баю, баю, баю, ходит кошка по краю. Кошка лыко дерёт, коту лапти плетёт. А кот лапти износил и другие попросил. – Младенец еще и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку: Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай! Ой, люли, люли, люли, прилетели к нам гули, Прилетели гуленьки, сели возле люленьки, Они стали ворковать, Диме спать не давать. Ой, вы, гули, не воркуйте, дайте Димушке поспать. – Когда вы были маленькими, мамы, бабушки, укачивая вас, тоже пели песни. Как они называются? (Колыбельные.) Колыбельные помогали ребёнку создавать картину мира: объясняли ему, кто может помочь, а кого надо остерегаться. В колыбельку к ребёнку клали куклу-пеленашку. Считали, что кукла будет оберегать младенца до самого крещения. После того как крестили ребёнка, куклу убирали. – Как, с каким настроением, с какими чувствами надо петь колыбельные? – Попробуем спеть колыбельные песенки из учебника (с. 18–19). – Для чего создавались колыбельные песенки? – Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно. – А когда ребёнок начинал делать свои первые шаги, на помощь приходили потешки, которые помогали ему развиваться, веселили его. Петя, Петя, петушок, золотой гребешок, Что ж ты рано встаёшь, детям спать не даёшь? – Послушайте потешки. Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят: А лады, лады, лады, не посажены сады. А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ. Берут у ребёнка ручку, водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают: Сорока, сорока, сорока-белобока, Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала. Гости не бывали, кашки не едали. Всё своим деткам отдали. Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется – сорока-белобока. – Какое назначение у потешки? Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением. | Внимательно слушают. Отвечают на вопрос. Внимательно слушают. – Для того чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон. – Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют вы сказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выра жают свои мысли. |