Этапы урока, микроэтапы урока | Деятельность учителя (тексты учебных заданий и вопросов, ссылки на используемые тексты для их выполнения при необходимости*) | Деятельность учащихся (ПУД-познавательные действия; РУД – регулятивные; КУД- коммуникативные; ЛД-оценочные действия, касающиеся отношения) |
1.Ориентировочно-мотивационный этап |
Мотивация учащихся на включение в учебную деятельность. | 1.- Хочу начать урок с загадки – сказки (Старик годовик. Владимир Даль). Слайд 1. Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул Старик – годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял мороз и холод. Махнул Старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы. Махнул Старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали рожь жать. Махнул Старик – годовик четвертый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, запели туманы. А птицы были не простые. - Что это за птицы вылетели из рукава Старика- годовика? (Времена года). - Какие времена года вы знаете? Слайд 2. | РУД - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. ЛД: -проявлять положительные эмоции.
|
Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха. | 2. Работа в группах. - Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете времена года. Сейчас вы будете работать в группах, послушайте задание. Каждая из групп (группы по желанию детей) получит свою картинку. Вы должны составить рассказ о времени года, которое у вас на картинке, не называя это время года. Ребята других групп должны догадаться, какое это время года. Дети угадывают и объясняют, по каким приметам, признакам они узнали время года, могут дополнить примерами, которые не прозвучали у выступающей группы. Времена года – осень, лето, зима. -О каком времени года мы не вспомнили? (Весна) |
КУД: - выражать свои мысли, -аргументировать свое мнение, -учитывать разные мнения учащихся, - уметь слышать и слушать друг друга. РУД: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. ПУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, - анализировать, -сравнивать. .
|
Проблемная ситуация, постановка УЗ, формулировка темы | - Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Слайд 3. Тема урока: Времена года – весна. – Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май). – А какой сейчас месяц? (апрель) Март, апрель май считаются весенними месяцами по календарю, а за окном какое время года? - Кто по – другому думает? А вот я думаю, что сейчас зима, ведь на улице много снега. - Раз у нас с вами появились разные мнения, то Цель урока: 1)Узнать, какое сейчас время года в природе. Что мы должны для этого сделать? Цель урока: 2) Найдём главные признаки весны . |
Р УД: - Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). - Планирование (определение последовательности промежуточных целей). - Прогнозирование. - Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
1.4. Выработка плана действий | - Как мы должны построить свою работу? План: 1. Предметы неживой природы. 2. Признаки весны: *солнышко * весенний снег. * большая вода. * первые проталинки.
| КУД: -высказывать свои предположения, -развивать умение слышать и слушать друг друга. РУД: - формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
|
2. Операционально-исполнительский этап |
2.1. Решение учебного задания №1 Обсуждение решения Фиксация результатов Самооценка решения УЗ | 1. - Давайте с вами вспомним, что относится к неживой природе? - Про что мы с вами забыли? Слайд 4. Температура Солнце Вода Осадки Почва Осадки Небо Ветер | РУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию КУД: -высказывать свои предположения, -развивать умение слышать и слушать друг друга. |
2.2. Решение учебного задания №2 Обсуждение решения Фиксация результатов Самооценка решения УЗ | Многие поэты посвятили этому времени года свои произведения. Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о каком весеннем признаке в нем говорится? а) Все ярче, ярче дни за днями, Уж солнца жёлтыми кругами В лесу деревья обвело. - О чём говорится в стихотворении? Слайд 5. - Март – утро года. Почему так говорят? (Светло стало) - Что мы делаем с вами на уроке? (умываемся, делаем зарядку). 3. Физкультминутка Стали мы учениками. Соблюдаем режим сами. Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражнения: -Руки вверх и руки вниз. На носочки поднялись. То присели, то нагнулись, И опять же улыбнулись.
Март - утро года. Утром природа просыпается, приводит себя в порядок, умывается дождиком. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У весны строгий порядок работы. Слайд 6. 21 марта – день весеннего равноденствия, - день с ночью меряются: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. (день равен ночи). Этот день настоящий праздник весны. В старину этот праздник называли «сороки». На Сороки весну закликали, призывая жаворонков и других птиц. | РУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
КУД: -высказывать свои предположения, -развивать умение слышать и слушать друг друга.
.
|
2.3. Решение учебного задания №3 Обсуждение решения Фиксация результатов Самооценка решения УЗ | б) Снег теперь уже не тот, Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут скорей Небо стало выше…
- О чём стихотворение? - Что узнали о небе, облаках? - Что узнали о снеге? - Почему снег тёмным стал? (Скоро растает) Слайд 8. - Где самый тёмный снег? (Около дорог) - Почему около дорог снег темный, а в лесу чистый? - Вот посмотрите, по дороге в школу я собрала снег около дороги, а этот снег я взяла около школы. Отличается снег? Чем?
- Где быстрее тает снег? (на открытом месте) - А что узнали из стихотворения о льде? - Как вы думаете, что быстрее растает снег или лёд? Давайте проведём опыт. Возьмём два блюдца. На одно из них положим снег, а на другой - лёд. И в конце урока, проверим ваши предположения. | КУД: - выражать свои мысли, -аргументировать свое мнение, -учитывать разные мнения учащихся, - уметь слышать и слушать друг друга. РУД: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. ПУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, - анализировать,
|
2.4. Решение учебного задания №4 Обсуждение решения Фиксация результатов Самооценка решения УЗ | Слайд 9 Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное берет своё. Рушатся серебряные дороги, посинел на реке лёд. Апрель – месяц ледохода, месяц освобождения рек ото льда. В апреле происходит быстрое помутнение рек, бешеный рёв воды, затопление низких берегов - новоднение. - Что вы можете рассказать о наводнении? - Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми весенними лучами солнца. От таяния снега зависит такое природное явление, как половодье. Левитан написал картину «Большая вода» Слайд 10 - Расскажите, что вы видите на этой картинке? Во время наводнения из своих берегов выходят не только большие реки, но и маленькие речки. Наша река Сысола тоже выходит из берегов и затапливает Заречье. Приносит большой вред наводнение жителям. - Какой вред приносит наводнение? Не только люди, но и животные страдают от наводнения. Николай Алексеевич Некрасов написал произведение «Дедушка Мазай и зайцы» на внеклассном чтении мы познакомимся с этим произведением. в) Ручьи, журча и извиваясь, И меж собой перекликаясь, В долину шумную спешат. - О чем это стихотворение? (лужи, ручейки) - Скажите, какие весенние ручейки?
| КУД: - выражать свои мысли, -аргументировать свое мнение, -учитывать разные мнения учащихся, - уметь слышать и слушать друг друга. РУД: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. ПУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, - анализировать,
|
2.5. Решение учебного задания №5 Обсуждение решения Фиксация результатов Самооценка решения УЗ | г) К нам весна шагает, И сугробы тают. Под её ногами Черные проталины На полях видны. Видно очень теплые Ноги у весны. - О чём это стихотворение? (о проталинах). С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает, капает, капает. Поэтому март еще называют в природе – капельник, протальник. | КУД: - выражать свои мысли, -аргументировать свое мнение, -учитывать разные мнения учащихся, - уметь слышать и слушать друг друга. РУД: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. ПУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, - анализировать, |
2.6. Разрешение проблемной ситуации урока | 1.-Молодцы, нашли много признаков весны в стихотворениях. – Давайте ещё раз посмотрим на предметы в неживой природе. - Выберите самый главный. Докажите (картинки на доске). - Правильно, это солнце. Солнце стало пригревать сильнее, именно солнце повлияло на все изменения в неживой природе. 2. Творческое задание. Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского «Апрель». Чайковский замечательно в своей музыке предал все звуки весны. - Какие звуки вы услышали? | РУД: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. ПУД: -- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, анализировать, сопоставлять. КУД: -уметь объяснять.
|
2.7. Решение частных задач на новый способ с проговариванием во внешней речи. | Подведение итогов опыта. | РУД: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. ПУД: -- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, анализировать, сопоставлять. КУД: -уметь объяснять. |
3. Рефлексивно-оценочный этап |
3.1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа в рабочей тетради. На странице 51 в рабочей тетради мы с вами выполним творческую работу. Нарисуйте только то, что произошло в неживой природе. - Проверка - Давайте проверим, что получилось на ваших рисунках. - Какого цвета нарисовали снег? Какая у вас получилась река? - Где нарисовали солнце? - Поставьте себе самооценку за работу на уроке. | РУД: - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. ПУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу, - анализировать, сравнивать КУД: -умение слышать и слушать друг друга.
|
3.2.Включение нового знания в систему знаний по теме. | 1.Хочу предложить всем рассмотреть картину Саврасова «Грачи прилетели». - Расскажите, что вы видите на картине? (наступление весны, птицы) - О птицах и других представителях живой природы мы узнаем на следующем уроке. 2. Давайте вспомним начало урока. Какую цель мы поставили перед собой на уроке? - Какое время года за окном? (ранняя весна) - Докажите? - Главный признак весны – полное снеготаяние. И несмотря на то, что снег еще не сошел, уже наступает ранняя весна, а настоящая весна начнется, когда произойдет полное снеготаяние. - Что нового узнали на уроке? - Что больше всего понравилось на уроке? Какое открытие сделали на уроке?
| КУД: -уметь объяснять, доказывать -- уметь слышать и слушать друг друга.
|
3.3.Итоговая самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Сегодня я хочу вам подарить солнышко, если понравился наш урок – раскрасьте солнышко, можете нарисовать личико. - Покажите, какое у вас получилось солнышко? - Почему у тебя такое солнышко? | ЛУД: - охарактеризовать и оценить свою работу. |
3.4.Разноуровневое домашнее задание | На странице 39 в учебнике составьте рассказ по иллюстрации. По желанию - 1) найдите пословицы и поговорки о весне и записать их на альбомном листе 2) найдите загадки о неживых предметах весны и выучите их | |
2. Стихи русских поэтов о весне.
3.Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»
4.И. Левитан. Репродукция картины «Большая вода»
5. И. Саврасов Репродукция картины «Грачи прилетели»
6. П. И. Чайковский «Времена года. Апрель»