Ф.И.О. студента: Долженко Анастасия Михайловна
Цель урока: Создание условий для формирования представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.
-способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи.
-содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, сравнивать и обобщать; закреплению и актуализации ранее изученного материала.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный метод (беседа) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Организовывает мотивацию через стихотворение и девиз урока: Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте, И на уроке не зевайте. Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!». - Как вы его понимаете? -Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. --Сегодня на уроке мы будем учиться открывать новые тайны, узнаем много нового и интересного. | Ф | Презентация, слайд №1 | Внешний контроль |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Словесный метод (беседа) | Организует актуализацию имеющихся знаний посредством беседы и устного выполнения заданий: - Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. Чтобы узнать, какую букву будем сегодня прописывать, отгадайте загадку. Эта буква – это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот ее и назовешь. Заглавную букву Я начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, но не доводим до середины широкой вспомогательной линии; закругляем влево и пишем полуовал. Он как бы лежит на верхней линии рабочей строки. Затем пишем второй элемент – палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки. Строчная буква я отличается от заглавной только размером. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо, но не доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем влево и пишем небольшой полуовал. Затем пишем второй элемент – палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки. -Прописываем букву я до конца строки. -Что такое речь? - Какие части речи вы знаете? -Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать? Задание: ( Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок) - Правильно. Работаем цепочкой. | Отвечают на вопросы учителя и решают задания устно: Отвечают на вопросы: -Я - Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол. - Нужно распределить слова по частям речи | Ф | Презентация, слайд №2 | Внешний контроль |
Выявление места и причины затруднения | Словесный метод (беседа) | Просит проанализировать в чем состоит затруднение: - Почему вы распределили не все слова? -Мы употребляем эти слова в речи? -Могли бы обойтись без них? -С чем мы сегодня познакомимся на уроке? -Что нового узнаем? | Анализируют причину затруднения: Отвечают на вопросы: - Потому что они не относятся ни к одной из групп. -Да -Нет - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи. - Узнаем о новой части речи. | Ф | Отсутствует | Внешний контроль |
Целеполагание и построения проекта выхода из затруднения | Решение задачи | Предлагает определить тему урока: -Какая тема сегодняшнего урока Предлагает определить цель урока, вовлекает в целеполагание: - Какую цель мы поставим с вами на уроке? | Определяют тему урока: -Местоимение -Научиться определять местоимение. | Ф | Отсутствует | Внешний контроль |
Реализация построенного проекта | Практический метод(задание) Словесный метод (беседа) | Организует работу обучающихся: -Какое сейчас время года? -Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это? -К нам сегодня урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица? -Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании. (Послание) Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы. Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили? - Можем мы заменить это слово? -Замените его, что у нас получилось? -Слова какой части речи мы заменили в тексте? - Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного? -Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название? - Верно. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. -У вас на столах лежат карточки с текстами, прочитайте их про себя. Прочитайте вслух. -О чем говорится в первом тексте? - О чем говорится во втором тексте? -Вместо каких слов употреблены слова он, они? -Место какой части речи заняли эти слова? -Как называются эти слова? | Слушают, отвечаю на вопросы: -Весна -Птицы -Ласточка - Постоянно повторяется слово ласточки. -Да - Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы. - Имя существительное. - Местоимение. - Потому что они употребляются вместо имени существительного. - Помидор - овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов. - Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов. -О помидорах -Тоже о помидорах - Вместо слов помидор, помидоры. - Место имени существительного. -Местоимения | Ф | Карточки с заданиями | Самоконтроль |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Практический метод(задание) Словесный метод (беседа) Наглядный метод | Предлагает решить задания: -Откройте учебник на странице 100. Прочитайте упражнение 171. Что необходимо сделать? Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Прискакала к теремку лягушка-квакушка спрашивает: – Терем-теремок! Кто в тереме живёт? – Я, ...-норушка! А ты кто? – А я ...-квакушка. – Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить. Ответ: Этот отрывок из сказки «Теремок». С какой целью в сказке употреблены выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет? Ответ: Выделенные слова не называют предмет, а только на него указывают. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имён существительных употребляется слово они? Ответ: Слово он указывает на теремок. Словом я себя называет лягушка и мышка, когда называют свое имя. Употребляя слово ты, персонаж обращается к собеседнику. Слово они употребляется вместо слов лягушка и мышка. Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова. Ответ: – Терем-теремок! Кто в тереме живёт? – Я, мышка-норушка! А ты кто? – А я лягушка-квакушка. – Иди ко мне жить! -Кто хочет к доске? -Прочитайте правило на странице 101 про себя. Теперь давайте прочитаем вслух. Физминутка - Прочитайте упражнение 172. Что нужно сделать? -Желающие к доске? Остальные выполняют задание | Выполняют задания: - Надо прочитать отрывок из сказки, назвать название сказки. Сказать, с какой целью автор использует выделенные слова. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Списать диалог, вставляя пропущенные слова. - Нужно подготовить ответ на вопрос: что такое местоимение? Привести примеры. Выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их. | Ф,И | Учебник, с.100-101 упр 171-172 | Внешний контроль |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический метод (задание) Наглядный метод | Предлагает выполнить задание в тетради: - Выполним следующее задание на карточках: 1.Местоимение – это часть речи, которая: а) указывает, что делать б) обозначает предмет, и отвечает на вопросы кто? что? в) указывает на предметы, но не называет их г) указывает на предметы и называет их 2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это: а) имена существительные б) местоимение в) имена прилагательные г) предлог 3. Укажи строчку, в которой записаны только местоимения а) у, он, за, день, я б) около, вы, один, час в) вместе, она, над, в г) они, ты , мы, оно 4. Укажи местоимение, которым можно заменить слово солнце: а) она б) они в) оно г) он 5. Укажи количество местоимений в предложениях: Я, ты, он, она! Вместе целая страна, Вместе – дружная семья! В слове «мы» - сто тысяч «я». а) 4 б) 6 в) 5 г) 7 6. Какое местоимение пропущено? Я, он, ты, мы, она, оно, они а) они б) вы в) мы г) ты 7. Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения … играю … играем … играешь … играют | Выполняют задание в учебнике: 1.в 2.б 3.г 4.в 5.б 6.б 7.я,мы,ты, они строят | И | Карточки с заданием | Самоконтроль |
Включение в систему знаний и повторение | Самостоятельная работа | Выполняют задание в учебнике: У: Прочитайте упражнение 173. Как вы его понимаете? Что необходимо сделать? У: Выполним задание устно, потом запишите в тетрадь. | Выполняют задания: - Надо прочитать, определить главную мысль стихотворения, списать стихотворение. Определить какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркнуть эти слова. | И,Ф | Учебник упр 173 стр 101 | Самоконтроль |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | | -Какая была тема урока? -Что такое местоимение? - Назовите местоимения, которые вы знаете? - Достигли ли мы цель, которую поставили в начале урока ? Сейчас я вам раздам листочки, на которых вам нужно нарисовать солнышко, если на уроке вам все было понятно, интересно и легко. Тучку, если какие-то задания вызвали затруднение. -Ребята вы все молодцы! | -Местоимение. -Часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них -я, ты, он, она, вы, мы, они, оно -Да Выполняют рефлексию. | Ф | Отсутствует | Внешний контроль |
Домашнее задание | | - Открываем дневники, записываем ДЗ,.Мне было с вами приятно работать, до свидания! | Записывают домашнее задание, прощаются с учителем | Ф | Презентация | Самоконтроль |