- учебник "Окружающий мир", часть 1.
- тетрадь для самостоятельной работы № 1.
- стеклянные палочки, стаканы с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки
- раздаточный материал для выполнения заданий каждой группы (план работы, инструкция изучения полезного ископаемого, оценочный лист), сигнальные карточки.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
I. | Организационный момент. | Подготовить учащихся к работе на уроке | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Все ль у вас, друзья, в порядке? Есть учебники, тетрадки?
Значит, будем начинать Мир чудесный открывать Для себя и для друзей К новым знаниям скорей! – А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь. | | Полная готовность класса к работе |
II. | Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация к учебной деятельности. | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации | - Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир», девизом которого будут слова: на доске «Самое лучшее открытие то, которое ты сделал сам!». - Я желаю вам сегодня интересной работы и новых открытий. На очередном заседании клуба я предлагаю вам попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. - Вы догадались, о людях какой профессии я говорю? - Конечно, это геологи. табличка на доску (греч. гео земля, логос учение) занимается изучением состава, строения, истории развития Земли . | Это геологи | Активная познавательная деятельность учащихся на последующих этапах; Эффективность восприятия и осмысления нового материала; Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала |
| | | - Сегодня на уроке я предлагаю вам попробовать себя в роли юных геологов. Итак, в путь! – Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания. Вы изучили тему ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Закрепим наши знания по этой теме. Экспресс – опрос Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют … А какие ПИ мы относим к газообразным? Некоторые горные породы человек активно использует в строительстве. Это… Какими свойствами обладают данные полезные ископаемые, что позволяет так активно их использовать ? Проблемный вопрос - А хотели бы узнать? | Учащиеся отвечают на вопросы полезными ископаемыми торф, песок, каменный уголь, гранит, алмаз нефть, грунтовые воды природный газ песок, глина, мрамор, гранит, известняк - Ответить на данный вопрос мы затрудняемся, так как свойства ПИ ещё не изучали. | |
III. | Постановка цели и учебных задач. | Постановка цели и составление плана действий. | - Какую цель перед собой сегодня поставим? цель на доску - Исходя из данной цели предлагаю наметить план работы. - Для этого необходимо добавить слова, которые вы видите по классу в незаконченные предложения. план работы на доску 1.Определить … полезных ископаемых. (свойства) 2.Представить результаты … (в таблице) 3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании) 4. Составить … (сообщение) | Изучить свойства полезных ископаемых. Гимнастика для глаз Учащиеся читают слова, расположенные по классу. Учащиеся добавляют слова в незаконченные предложения, учитель крепит их на доску. | Правильная постановка цели урока, разработка плана действий |
IV. | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Показать необходимость применения инструкции при выполнении данной исследовательской работы. В ходе работы выявить свойства и использование песка, глины, мрамора, известняка. | Общий инструктаж. - Цель, поставлена, план работы намечен. - В работе сегодня принимают участие 4 лаборатории по изучению свойств ПИ. Каждая лаборатория получила Инструкцию. - Возьмите её в руки. Задание 1: 1. Посоветуйтесь и распределите роли в группе. - Эксперты подойдите ко мне и возьмите задания для ваших групп. - лаборатория №1 изучает св-ва песка | Учащиеся совещаются в группах, распределяют между собой роли: Эксперт (1 чел.) Лаборанты - исследователи (3 чел) Научные сотрудники (2-3 чел) Учащиеся выбирают «роль», прикрепляют бейдж. Эксперты подходят к учителю и получают задания для своих групп. | Организационная работа в группах. |
| | Представить результаты в таблице. Подготовить сообщение. Умение представить результаты групповой работы в соответствии с планом Наметить перспективу на будущее | № 2 изучает св-ва глины № 3 изучает св-ва мрамора № 4 изучает св-ва известняка - В соответствии с инструкцией каждая лаборатория должна изучить свойства полезного ископаемого по плану, занести результаты в таблицу, найти информацию об использовании ПИ, создать коллаж и подготовиться к выступлению. - И, конечно, прошу сотрудников лабораторий помнить о правилах сотрудничества. - Работу клуба юных геологов предлагаю считать открытой. 2. Работа в группах. Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности - Молодцы! Но, геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физминутку. ФИЗМИНУТКА (на 12 минуте) Мы геологами стали Да? – Да! Будут все гордится нами. Да? – Да!. Что ждет нас впереди? Высокая гора Бурная река Ее мы обойдем Ее мы проплывем Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – Да! - Отдохнули? Садитесь, с усердием дальше трудитесь! 3. Представление результатов. - Какие свойства известняка и мрамора дают возможность так многогранно их использовать? - Какие свойства глины? - Песка? - Что общее в использовании данных ПИ? К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! -Поэтому мы должны по- хозяйски использовать подземные богатства? - Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке. | в ходе исследований учащиеся выявляют свойства известняка, мрамора, глины, песка; представляют результаты в таблице; готовят коллажи и сообщения. (ходьба на месте) ( хлопок перед грудью) (ходьба на месте) ( хлопок перед грудью) (руки в стороны) (показывают руками) (показывают руками) (ходьба на месте) (плывут) (ходьба на месте), ( хлопок перед грудью) /по 2 учащихся от каждой группы представляют результаты работы: 1 уч-ся рассказывает о свойствах ПИ, 2-ой – представляет коллаж и рассказывает об использовании ПИ/ Учащиеся класса слушают своих товарищей и заносят результаты исследований в Рабочие листы -Твёрдость -Вязкость, пластичность -Сыпучий песок хорошо пропускает воду Данные ПИ используют в строительстве. Песок, глину и известняк добывают во Мценском районе. | Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы. |
V. | Подведение итогов урока. | Дать оценку успешности достижения цели | - Участники клуба, как вы считаете, достигли мы цели урока? - Выполнили ли мы намеченный План урока? | Да. Мы достигли цели урока, изучили свойства строительных ПИ. - Да. Мы определили свойства полезных ископаемых, представить результаты в таблице. Узнали об использовании полезных ископаемых и о том, что такие ПИ, как песок, глина, известняк добывают во Мценском районе. | Активное участие класса в подведении итогов работы. Осознание достижения цели урока. |
VI. | Рефлексия | Оценить свой вклад в общий результат деятельности | - Спасибо всем участникам заседания. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы. - Я хочу предложить экспертам оценить работу своих групп на шкале успеха. - Кто хочет поделиться своими достижениями? Я узнал, что… Мне было интересно… У меня получилось… Учитель выставляет отметки активным участникам урока, всем остальным уч-ся -по результатам оценочных листов. Наш край активно развивается и богат полезными ископаемыми. Нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-исследование. – На память о нашем уроке я хочу подарить вам Энциклопедию школьника. - Спасибо за урок, дети! | Учащиеся заполняют оценочные листы | Адекватная оценка своей деятельности |
VII. | Домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить его выполнение | | Дети записывают домашнее задание в дневник | Понимают цели и методику выполнения домашнего задания |