kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Свойства полезных ископаемых

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование /УМК "Перспективная начальная школа"/ составлени и проведен в форме заседания клуба "Мы и окружающий мир". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Свойства полезных ископаемых»

Тема урока: Свойства полезных ископаемых

Предмет: Окружающий мир

Образовательная система: «Перспективная начальная школа»

Класс: 3

Учитель: Кирюхина Е.А.

Тип урока: Урок - исследование

Форма организации учебной деятельности: Заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых

Задачи урока:
Образовательные: 
1. Повторить знания учащихся о разнообразии полезных ископаемых;
2. Организовать исследование школьниками основных свойств песка, глины, известняка и мрамора;
3. Расширить знания учащихся о строительных полезных ископаемых, их месторождениях во Мценском районе.
Развивающие: 
1. Развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность; 2. Развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Воспитательные: 
1. Показать необходимость охраны полезных ископаемых

2.Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности.
3. Воспитывать толерантность.



Формировать УУД:

Метапредметные: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.

Личностные УУД:
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
- способствовать развитию умения работать в парах, группах;
- способствовать расширению словарного запаса детей;
- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
- умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; работать по предложенному учителем плану
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт .
Познавательные УУД:
- делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Оборудование:
для учителя: презентация; компьютер, проектор, экран;
для детей:

-  учебник "Окружающий мир", часть 1.

- тетрадь для самостоятельной работы № 1.

- образцы известняка, песка, глины, мрамора,

- ручные лупы,

- стеклянные палочки, стаканы с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки

- раздаточный материал для выполнения заданий каждой группы (план работы, инструкция изучения полезного ископаемого, оценочный лист), сигнальные карточки.



Планируемый результат: выполнить частично поисково-исследовательскую деятельность в процессе работы в группах, проанализировать ее результаты, сделать выводы, составить связные рассказы о свойствах полезных ископаемых.





п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

I.

Организационный момент.


Подготовить учащихся к работе на уроке

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?

Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь.


Полная готовность класса к работе

II.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Мотивация к учебной деятельности.


Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

- Приветствую вас на заседании клуба «Мы и окружающий мир», девизом которого будут слова:

на доске

«Самое лучшее открытие то, которое ты сделал сам!».

- Я желаю вам сегодня интересной работы и новых открытий.


На очередном заседании клуба я предлагаю вам попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

- Вы догадались, о людях какой профессии я говорю?

- Конечно, это геологи.

табличка на доску

(греч. гео земля, логос учение) занимается изучением состава, строения, истории развития Земли .


















Это геологи

Активная познавательная деятельность учащихся на последующих этапах;


Эффективность восприятия и осмысления нового материала;


Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала




- Сегодня на уроке я предлагаю вам попробовать себя в роли юных геологов. Итак, в путь!

– Прежде, чем отправиться за природными богатствами, геологам надо провести предварительные изыскания.

Вы изучили тему ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Закрепим наши знания по этой теме.


Экспресс – опрос

  • Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют …


  • Большинство из них твёрдые. Это…



  • Но есть и жидкие…


  • А какие ПИ мы относим к газообразным?

  • Некоторые горные породы человек активно использует в строительстве. Это…

  • Какими свойствами обладают данные полезные ископаемые, что позволяет так активно их использовать ?


Проблемный вопрос


- А хотели бы узнать?












Учащиеся отвечают на вопросы


полезными ископаемыми


торф, песок, каменный уголь, гранит, алмаз


нефть, грунтовые воды



природный газ



песок, глина, мрамор, гранит, известняк


- Ответить на данный вопрос мы затрудняемся, так как свойства ПИ ещё не изучали.



III.

Постановка цели и учебных задач.

Постановка цели и составление плана действий.

- Какую цель перед собой сегодня поставим?

цель на доску

- Исходя из данной цели предлагаю наметить план работы.

- Для этого необходимо добавить слова, которые вы видите по классу в незакон­ченные предложения.

план работы на доску

1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

2.Представить результаты … (в таблице)

3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

4. Составить … (сообщение)

Изучить свойства полезных ископаемых.






Гимнастика для глаз

Учащиеся читают слова, расположенные по классу.


Учащиеся добавляют слова в незаконченные предложения, учитель крепит их на доску.

Правильная постановка цели урока, разработка плана действий

IV.

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Показать необходимость применения инструкции при выполнении данной исследовательской работы.


В ходе работы выявить свойства и использование песка, глины, мрамора, известняка.


  1. Общий инструктаж.

- Цель, поставлена, план работы намечен.

- В работе сегодня принимают участие 4 лаборатории по изучению свойств ПИ.

Каждая лаборатория получила Инструкцию.

- Возьмите её в руки.

Задание 1:

1. Посоветуйтесь и распределите роли в группе.






- Эксперты подойдите ко мне и возьмите задания для ваших групп.

- лаборатория №1 изучает св-ва песка



Учащиеся совещаются в группах, распределяют между собой роли:




Эксперт (1 чел.)

Лаборанты - исследователи (3 чел)

Научные сотрудники (2-3 чел)

Учащиеся выбирают «роль», прикрепляют бейдж.


Эксперты подходят к учителю и получают задания для своих групп.

Организационная работа в группах.










































































Представить результаты в таблице.


Подготовить сообщение.









































Умение представить результаты групповой работы в соответствии с планом
























Наметить перспективу на будущее

№ 2 изучает св-ва глины

№ 3 изучает св-ва мрамора

№ 4 изучает св-ва известняка

- В соответствии с инструкцией каждая лаборатория должна изучить свойства полезного ископаемого по плану, занести результаты в таблицу, найти информацию об использовании ПИ, создать коллаж и подготовиться к выступлению.

- И, конечно, прошу сотрудников лабораторий помнить о правилах сотрудничества.

- Работу клуба юных геологов предлагаю считать открытой.

2. Работа в группах.


Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

- Молодцы! Но, геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физминутку.

ФИЗМИНУТКА

(на 12 минуте)

Мы геологами стали
Да? –

Да!
Будут все гордится нами.
Да? –

Да!.
Что ждет нас впереди?

Высокая гора
Бурная река
Ее мы обойдем

Ее мы проплывем

Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? –

Да!

- Отдохнули? Садитесь, с усердием дальше трудитесь!

3. Представление результатов.












- Какие свойства известняка и мрамора дают возможность так многогранно их использовать?

- Какие свойства глины?

- Песка?


- Что общее в использовании данных ПИ?


К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

-Поэтому мы должны по- хозяйски использовать подземные богатства?

- Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке.

















в ходе исследований учащиеся выявляют свойства известняка, мра­мора, глины, пес­ка; представляют результаты в таб­лице; готовят коллажи и сообщения.





(ходьба на месте)


( хлопок перед грудью)

(ходьба на месте)


( хлопок перед грудью)

(руки в стороны)
(показывают руками)

(показывают руками)

(ходьба на месте)
(плывут)

(ходьба на месте),



( хлопок перед грудью)



/по 2 учащихся от каждой группы представляют результаты работы: 1 уч-ся рассказывает о свойствах ПИ, 2-ой – представляет коллаж и рассказывает об использовании ПИ/

Учащиеся класса слушают своих товарищей и заносят результаты исследований в Рабочие листы




-Твёрдость

-Вязкость, пластичность

-Сыпучий песок хорошо пропускает воду

Данные ПИ используют в строительстве. Песок, глину и известняк добывают во Мценском районе.















































Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы.

V.

Подведение итогов урока.

Дать оценку успешности достижения цели

- Участники клуба, как вы считаете, достигли мы цели урока?

- Выполнили ли мы намеченный План урока?


Да. Мы достигли цели урока, изучили свойства строительных ПИ.

- Да. Мы определили свойства полезных ископаемых, представить результаты в таблице.

Узнали об использовании полезных ископаемых и о том, что такие ПИ, как песок, глина, известняк добывают во Мценском районе.

Активное участие класса в подведении итогов работы. Осознание достижения цели урока.

VI.

Рефлексия

Оценить свой вклад в общий результат деятельности

- Спасибо всем участникам заседания. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

- Я хочу предложить экспертам оценить работу своих групп на шкале успеха.

- Кто хочет поделиться своими достижениями?

Я узнал, что…

Мне было интересно…

У меня получилось…


Учитель выставляет отметки активным участникам урока, всем остальным уч-ся -по результатам оценочных листов.

Наш край активно развивается и богат полезными ископаемыми.

Нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.

И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-исследование.

– На память о нашем уроке я хочу подарить вам Энциклопедию школьника.

- Спасибо за урок, дети!

Учащиеся заполняют оценочные листы



Адекватная оценка своей деятельности

VII.

Домашнее задание

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить его выполнение


Дети записывают домашнее задание в дневник

Понимают цели и методику выполнения домашнего задания




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Свойства полезных ископаемых

Автор: Кирюхина Елена Анатольевна

Дата: 17.09.2016

Номер свидетельства: 344235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Виды полезных  ископаемых. Практическая работа. Определение свойств полезных ископаемых."
    ["seo_title"] => string(91) "vidypolieznykhiskopaiemykhpraktichieskaiarabotaopriedielieniiesvoistvpolieznykhiskopaiemykh"
    ["file_id"] => string(6) "308909"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458706611"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Свойства полезных ископаемых"
    ["seo_title"] => string(30) "svoistva_poleznykh_iskopaemykh"
    ["file_id"] => string(6) "539427"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1581535399"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок познания мира "Горючие полезные ископаемые" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-poznaniia-mira-goriuchiie-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "145940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419015651"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Горючие полезные ископаемые""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_po_tiemie_goriuchiie_polieznyie_iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "407224"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491487180"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Тема урока Полезные ископаемые "
    ["seo_title"] => string(35) "tiema-uroka-polieznyie-iskopaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "155174"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421249595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства