Просмотр содержимого документа
«Свидетельство об авторстве»
ТЕМА: Е. Пермяк «Торопливый ножик»
ЦЕЛИ: обучать работе над рассказом, используя разнообразные приемы чтения; развивать выразительное осознанное чтение; развивать речь, обогащать словарный запас, побуждать к самостоятельному мышлению, самореализации; воспитывать чуткость, трудолюбие, доброжелательное отношение к людям, упорство.
ОБОРУДОВАНИЕ: Радуга: учеб. по лит. чтению для 2-го кл. В 2 ч. Ч.І / В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова. – Мн.: НИО, 2006. (с.99 – 100),пирамида «Мои достижения»
ХОД УРОКА
Организационный момент
– Отбросим в сторону переживания и неудачи. Не опуская рук, возьмемся за дела, мой друг.
2. Проверка домашнего задания
– Какое произведение вы читали дома?
– Кто его автор?
– Какое настроение вызвал этот рассказ? Порадовались ли вы за мальчика?
– Какое настроение было у мальчика, когда он возвращался из бассейна? (Зачитайте)
– Почему у него было такое хорошее настроение?
– Зачитайте разговор папы и сына. (По ролям)
– Почему у мальчика пропало хорошее настроение?
– А что надо было сделать мальчику, чтобы его настроение оказалось хорошим, ликующим?
– Как вы изменили бы настроение развязки рассказа?
Рассказ-эстафета:
– Прошло несколько месяцев …
– Мальчик упорно …
– Наконец, наступил день …
– На трибуне бассейна сидели его …
– Вот дали старт участникам …
– Так что надо делать, чтобы добиться чего-то? Каким надо быть человеком?
– В жизни не всегда получается так, как хочется. Но не отчаивайтесь. Опыт старших, книги помогут вам разобраться в сложившихся обстоятельствах.
– Если вы поняли, для чего автор написал это произведение, раскрасьте верхнюю часть пирамиды «Мои достижения».
3. Сообщение новой темы урока
– Какими чертами характера должен был обладать мальчик, чтобы он мог победить в соревнованиях? (Трудолюбием)
– Сегодня мы и поговорим о таких качествах, присущих человеку, как терпение и трудолюбие. Об этом мы узнаем из рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик».
сведения об авторе (рассказывает ученик)
– Давайте сформулируем задачи нашего урока:
познакомиться с произведением …
учиться читать …
учиться рассуждать
учиться работать сообща
– Предположите, о чем будет рассказ?
– Что значит торопливый? Подберите синонимы к слову «торопливый».
– Может ли ножик быть торопливым?
4. Словарная работа
ВКОСЬ
ВКРИВЬ
НОРОВИЛ
ПРИНЯЛСЯ
ОСТОРОЖНО
ТОРОПЛИВЫЙ
ПОТИХОНЕЧКУ
ПОМАЛЕНЕЧКУ
– Слова из этого рассказа помещены на лесенке. Прочитай слова сверху вниз, старайся читать целыми словами, ставя правильно ударение.
– Значение каких слов было непонятно?
– Прочитай слова сверху вниз как самые грустные слова.
– Прочитай слова снизу вверх бодро, словно это очень смешные слова.
– Прочитай эти слова соседу по парте.
– Если вы поняли значение слов и научились правильно читать их, готовы к восприятию текста, закрасьте второй кубик пирамиды.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Работа над содержанием.
чтение рассказа учителем до слов: «А как?»
– Как можно научить ножик терпению. Предположите.
продолжение чтения
– Какие чувства вызвал у вас рассказ?
чтение рассказа шепотом (1 минута)
чтение рассказа «про себя» (1 минута)
– Как работал Митя?
– Почему Митя бросил строгать палочку? Какая она получилась? (Зачитайте)
косая неровная некрасивая
– Как Митя оправдал свой поступок? (Зачитайте)
– Какой совет дал ему отец? (Зачитайте)
– Как учился ножик?
– Как стал строгать ножик? (Зачитайте)
– Какая палочка получилась?
прямая ровная красивая
– Сколько частей можно выделить в рассказе? Почему?
6. Работа в группах
1 группа. Составить план из цитат.
2 группа. Составить план из цитат.
3. группа. Составить план.
4. группа. Составить план.
5. группа. Составить из слов пословицы.
– Если вы считаете, что принимали активное участие в работе группы, раскрасьте третий прямоугольник.
7. Подведение итогов
– Так хорошо ли быть быстрым, торопливым? В чем нужна усидчивость и терпение?
– Как можно научиться терпению? (Помните: нужно выполнять работу постепенно, потихонечку, помаленечку, осторожно)
– Если вы считаете, что вы чему-то научились на этом уроке, приняли к сведению что-либо, закрасьте четвертый прямоугольник.
8. Рефлексия
– Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
– Достигли ли мы их?
– Что было сегодня трудным и неинтересным?
– Что запомнилось и понравилось?
– На пятом прямоугольнике нарисуйте настроение, с которым вы уходите с урока. (+, –, ?)
9. Домашнее задание
Продолжить рассказ на тему «Как сложится судьба героев в будущем»