kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Архитекторы Щербачевы - золотой фонд Самарской губернии

Нажмите, чтобы узнать подробности

С конца 19 до середины 20 веков архитектура Самары неотъемлемо связана с именами зодчих Александра Александровича Щербачева (1858-1912 гг.) и Петра Александровича Щербачева (1890-1967 гг.).     Изучение творчества архитекторов Александра и Петра Щербачевых направлено на выявление их роли в становлении и развитии самарской архитектуры. Необходимость комплексного исследования архитектурного наследия Щербачевых объясняется следующими причинами:                                   

  • большим количеством проектов и построек, многие из которых являются уникальными памятниками отечественной архитектуры;                                                 важной архитектурно-градостроительной ролью построек, которые во многом определяют своеобразие городской среды Самары;                                          существованием многочисленных разрозненных данных и свидетельств современников о творчестве архитекторов, отличающихся фрагментарностью освещения проблемы и противоречивостью фактологического материала;
  • необходимостью подтвердить авторство значительной части работ архитекторов Щербачевых документально, поскольку оно или приписывается им незаслуженно, либо не установлено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Архитекторы Щербачевы - золотой фонд Самарской губернии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №15 имени Н. А. Хардиной» городского округа Самара


Ежегодная Международная (открытая) научно-практическая конференция учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования регионов России, стран ближнего и дальнего «зарубежья»

«IX (Девятые) Хардинские чтения»





Секция: «Персоналии»

Тема: «Архитекторы Щербачевы – забытый фонд Самарской губернии»






Работу выполнили учащиеся:

МБОУ Школа «Кадет» № 95 г.о. Самара

Мололкин Всеволод, 9 лет, 3«А» класс,

Загоруйко Егор, 9лет, 3 «А» класс.


Руководители:

учителя начальных классов

Гаврилкова Татьяна Викторовна

Князева Наталья Александровна



САМАРА, 2024 ГОД

Содержание



Введение…………………………………………………………………………3

Биография Самарского архитектора Александра Щербачева………………..5

Постройки Александра Щербачёва…………………………………………….7

Выполненные работы А. Щербачёва…………………………………………..13

Биография Самарского архитектора Петра Щербачева……………………..16

Постройки Петра Щербачёва…………………………………………………..18

Выполненные работы П. Щербачёва…………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………..27





























Введение

Архитектура.Её сравнивают и с зеркалом жизни, и с застывшей музыкой. Какая она Самарская архитектура? Достаточно ли просто пройтись по улицам старой Самары, что бы ответить на этот вопрос. Только историки знают, кто построил то или иное здание. В Самаре свои приоритеты, свои устои, свои традиции, своя особенная Самарская архитектура.

Судьба архитекторов Щербачевых - кусочек жизни практически каждого жителя нашего города. Кому-то пришлось пожить в домах, построенных по их проектам. А какое наслаждение получаешь, гуляя по улицам Самары и любуясь домами Щербачевых!

На протяжении четверти века, с 1889 по 1912 годы, строительство нашей Самары было связано с именем архитектора Александра Александровича Щербачёва. Он относился к числу зодчих, создавших архитектурный облик старой Самары. Десятки проектов - жилых, общественных, промышленных и культовых зданий, таков творческий диапазон мастера. В его работах отразились различные архитектурные стили: русский стиль, эклектика, модерн, неоклассицизм.
Актуальность исследования.

С конца 19 до середины 20 веков архитектура Самары неотъемлемо связана с именами зодчих Александра Александровича Щербачева (1858-1912 гг.) и Петра Александровича Щербачева (1890-1967 гг.). Изучение творчества архитекторов Александра и Петра Щербачевых направлено на выявление их роли в становлении и развитии самарской архитектуры. Необходимость комплексного исследования архитектурного наследия Щербачевых объясняется следующими причинами:

  • большим количеством проектов и построек, многие из которых являются уникальными памятниками отечественной архитектуры; важной архитектурно-градостроительной ролью построек, которые во многом определяют своеобразие городской среды Самары; существованием многочисленных разрозненных данных и свидетельств современников о творчестве архитекторов, отличающихся фрагментарностью освещения проблемы и противоречивостью фактологического материала;

  • необходимостью подтвердить авторство значительной части работ архитекторов Щербачевых документально, поскольку оно или приписывается им незаслуженно, либо не установлено.

Цель исследования:

  • познакомиться с творчеством Самарских архитекторов Александра и Петра Щербачевых.

В связи с этим поставлены следующие задачи: изучить биографию Александра и Петра Щербачевых;

  • выявить архитектурные объекты и проекты архитекторов Щербачевых и составить их полный список;

  • установить периодизацию творческой деятельности архитекторов Щербачевых;

  • определить архитектурно-градостроительную роль творческого наследия архитекторов Щербачевых в Самаре.

Объектом исследования являются архитектурные произведения самарских архитекторов Щербачевых.

Методы исследования:

  • поиска информации – при работе с литературными и интернет – источниками; экскурсия по городу и рассматривание построек построенные Щербачевыми.



Биография Самарского архитектора Александра Щербачева

Архитектор Александр Щербачёв прожил не долгую жизнь всего 54 года. Половина его жизни связано с Самарой. Родился Александр Александрович Щербачёв 18 февраля (по старому стилю 2 марта) 1858 года в Москве в купеческой семь. В 1873 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880 году за ученический проект здания окружного суда получил малую серебряную медаль. В этом же году Александр поступает в Петербургскую Академию художеств на архитектурное отделение и оканчивает её в 1884 году с серебряной медалью. Ученик Академии художеств, которую закончил с Большой серебряной медалью за составление проекта церкви на кладбище (1883). В 1886 году получил звание классного художника второй степени за проект «Великокняжеский дворец в столице». За годы учёбы он принимал участие в различных конкурсных проектах и получал высокие награды.

С 21 декабря 1889 года по 30 декабря 1899 года Щербачёв занимал должность городского архитектора. На этом посту его сменил А.У. Зеленко. В Самару А.А. Щербачёва пригласил городской голова П.В.Алабин. 21 февраля 1889 года на должность городского архитектора определён "классный художник архитектуры II степени Щербачёв". На этой должности он проработал 10 лет: с 21 февраля 1889 года по 30 декабря 1899 год. В это время произошли большие перемены и в его личной жизни. Осенью 1889 года Александр Александрович обвенчался с дочерью самарского городского головы П.В. Алабина. Александра родилась в Вятке 20 февраля 1866 года. Она окончила Самарскую женскую гимназию. Участвовала в организации благотворительных концертов и спектаклей. Позднее Александра Петровна занималась искусствоведением и написала несколько работ по истории и теории искусства. В 1890 году у них родился сын Пётр. (Приложение) Семья Щербачёва жила на улице Казанской (ныне ул. А.Толстого,29). Позднее здесь А.А. Щербачёв открыл свою частную мастерскую. (Приложение).

Александр Александрович Щербачёв умер 22 апреля 1912 года и похоронен на кладбище Иверского женского монастыря.

Постройки Александра Щербачёва

В обязанности городского архитектора входили составление проектов и смет различных построек, выдача разрешений на строительство, осуществление контроля за соблюдением строительного права.

Самара на рубеже XIX - XX веков быстро застраивалась. Только за один летний сезон возводилось от 200 до 300 зданий. Главным объектом строительства являлся в это время Воскресенский кафедральный собор на Соборной площади (ныне площадь Куйбышева) (Приложение),и А.А.Щербачёв сразу же подключился к надзору за ходом строительных работ.Собор строился по проекту петербургского профессора архитектуры Э.И.Жибера. Но в ходе работ в проект вносились изменения. Так, в начале 1890-х годов А.А.Щербачёв выполнял перерасчёт конструкции барабана главного купола. Известно, что Э.И. Жибер составил два проекта внутренней отделки храма с иконостасами. Самарская городская дума выбрала проект отделки в византийском стиле, но с условием, что избранный план будет осуществляться только в главных частях собора. Проект иконостаса для нижнего храма с престолом во имя митрополита Алексия и три изразцовых иконостаса для верхнего храма с престолами во имя Воскресения Христа Спасителя, в честь Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца разработал А.А.Щербачёв. По его рисункам выполнялись все двери кафедрального собора. Именно занятостью на строительстве собора объясняется небольшое количество зданий, спроектированных им за первые пять лет работы в Самаре.

Первой самостоятельной работой архитектора в городе была небольшая часовня митрополита Алексия на берегу Волги (ул. М.Горького под Пионерским спуском). В 1888 году в России отмечали 900-летнюю годовщину крещения Руси. Самарское городское общество решило по этому случаю приступить к постройке часовни во имя святителя Алексия. В день торжества 900-летней годовщины крещения Руси, 15 июля 1888 года, состоялась закладка фундамента часовни. В 1890 году часовня была построена и освящена. В советское время её разобрали. В июне 1998 года эта часовня вновь возведена у речного вокзала.( Приложение).

Позднее А.А. Щербачёв спроектировал часть построек Никольского мужского монастыря, от которого осталась лишь арка въездных работ на улице Осипенко. Сохранились до наших дней церковь во имя святых Софии, Веры, Надежды и Любови (ул. Чапаевская,136.Духовная консистория, церковная учительская школа, духовное училище, духовная семинария и Петропавловская церковь. (Приложение)

С творением Э. Жибера Щербачев столкнётся ещё раз при перестройки церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь пригодится его увлечение русским стилем. При перестройки кладбищенской церкви с увеличением внутреннего объёма были использованы приемы стиля русской архитектуры. Этот храм сохранился до наших дней и стал Кафедральным собором. По заказу Шихобалова Щербачёв возводит по соседству с собором большое здание городской больницы. Благоустроенные палаты, кабинеты врачей и даже фонтан в вестибюле.

А сколько учебных заведений построено в Самаре по проектам Щербачева и у всех неповторимый облик. Коммерческое училище, ныне надстроенный на два этажа корпус архитектурно-строительного университета. Мужская гимназия надстроенная на два этажа она ни чуть не потеряла своей статности-это один из корпусов технического университета. Ещё одна гимназия на бывшей Саратовской (ныне Фрунзе) в наши дни Академия культуры и искусств.

Одним из первых крупных частных заказчиков А.А. Щербачёва стал купец Д.Е. Челышёв. Для него были построены два трёхэтажных доходных дома, баня, церковь и особняк. Среди них особый интерес представляют доходные дома на улице Фрунзе,56 и Красноармейской,60, построенные в "русском стиле". Это был новый тип жилого многоквартирного дома, в котором селились учителя, врачи, инженеры, банковские служащие, юристы. (Приложение)

На средства самарских купцов в городе строились благотворительные учреждения: богадельни, больницы, приюты. В 1898 году Александр Александрович составил проект кирилловского ночлежного дома (ул. Пионерская,84).

После ухода А.А. Щербачёва с государственной службы основной темой его работ стал частный особняк, что способствовало истинному раскрытию таланта мастера. Наш город до сих пор украшают неповторимые по своему облику "щербачёвские" особняки: Бема (ул. Куйбышева,85), Белоусова (ул. Куйбышева,72), Шихобалова (ул. Венцека,55), Клодта (ул. Куйбышева,139), Наумова (ул. Куйбышева,151).

Особняк Шихобалова. Дата постройки:1903-1905 гг. Адрес: Самара, улица Венцека, 55 Архитектор: Щербачев А.А.(Приложение). Самарский особняк Шихобаловых, чаще называемый местными жителями «Домом с атлантами», был построен в самом начале XX века. По одной из версий, автором проекта здания был архитектор А.А. Щербачев, а общее определение стиля постройки склоняется к модерну.

Одной из основных особенностей архитектуры и декора особняка Шихобаловых являются фигуры атлантов, расположенные по сторонам арки и поддерживающие балконы. Могучие, по мужицки грубоватые лица и торсы атлантов воссоздают образы самих владельцев особняка. Внутри особняка можно совершить путешествие в прошлый век – столовая и гостиная, лестница и кабинет частично сохранили отделку стен, паркета и потолка минувших лет.

Особняк Клодта. Дата постройки:1898 год. Адрес: Самара, улица Куйбышева 139 .Архитектор: Щербачев А.А. (Приложение)

Этот необычный для самарской архитектуры конца XIX века особняк был выстроен Александром Щербачевым в 1898 году и напоминает скорее камерный замок, чем городскую усадьбу. В народе дом называют «пряничным домиком». Некоторые исследователи отмечают в этой работе Щербачева появление модернизированных элементов, предвосхищающих начало эпохи модерна, хотя по стилю она относится скорее к романтическому направлению неорусского стиля. Особняк имеет ассиметричную композицию со сложным объемно-пространственным решением. Главным архитектурным акцентом дома является башенка с конусообразным шатром, увенчанным металлическим флюгером. В 1996 году была особняк Те-Клодта отреставрировали. Сегодня здание занимает музей «Детская картинная галерея», а дом снова реставрируется.

Особняк Наумова. Дата постройки:1898-1905 Адрес: г. Самара, улица Куйбышева 151 .Архитектор: Щербачев А.А. (Приложение). Двухэтажный каменный особняк спроектирован в 1898 году архитектором Александром Щербачевым по заказу предводителя дворянства Александра Наумова, ставшего впоследствии (1915-1916 гг.) министра земледелия Российской империи. Фасад дома по первоначальному проекту Щербачева отдаленно напоминал здание Гранд-опера в Париже. Позже он был изменен, в частности, архитектор отказался от третьего мансардного этажа и части декора. В результате был возведен массивный дом в духе итальянского ренессанса. Рустованный фасад, отделанный тесанным известковым камнем, дошел до нас практически без изменений, а интерьеры особняка частично перестроены. Сегодня городскую дворянскую усадьбу занимает Дворец детского и юношеского творчества. Он сразу стал украшением города, местной достопримечательностью. Им любовались пассажиры с проходивших по Волге пароходов. А городские извозчики подвозили к дому заезжую публику, показывали его, как свою городскую гордость, выпрашивая у своих седоков дополнительные чаевые. В Самарском государственном архиве сохранился проект дома, а воспоминания самого хозяина дают нам уникальную возможность ознакомиться с уже утраченными интерьерами особняка. "Как описать ту красоту линий, всю гармоничность пропорций, которые выявил на деле с огромным художественным чутьём талантливый архитектор - милейший мой друг Александр Александрович Щербачёв!" - писал Александр Николаевич. "Главный секрет заключался в том, что, вопреки всяческим запугиваниям, весь передний фасад дома был выложен из жигулёвского камня, некоторые же части его, как, например, колоннады на парадном подъезде, высекались из цельных колоссальных глыб. Из того же камня, из которого сложен весь фасад, я велел сделать большой, в рост человека, камин для своего кабинета, отшлифовав его так же, как обычно это делалось для выделки мрамора. Получилось нечто исключительно красивое и импозантное, напоминавшее ценнейший материал далёкой Италии". Особняк соответствовал всем необходимым требованиям, чтобы использовать его для официальных приёмов. В передней части дома располагались парадные помещения для больших торжеств и балов (гостиные, танцевальный зал, будуар, столовая), а личные покои хозяев находились в дворовой части здания. В подвальном этаже были устроены подсобные помещения: кухня, кладовые, винные погреба, швейцарская и комнаты для прислуги.

А как хороши деревянные постройки в русском стиле по проектам Щербачева. Дом Павловского. Необходимо отметить, что А.А. Щербачёв не только составлял проекты, но и с большой требовательностью относился к выполнению строительных работ, сам осуществлял авторский надзор, добивался точного исполнения задуманного проекта. Так, под его руководством в 1906 году был построен самарский костёл.

А.А. Щербачёв был известен и как автор проектов промышленных сооружений, банков и учебных заведений. В 1898 году он спроектировал кузницу для Жигулёвского пивоваренного завода, в 1902 году мельницу для купцов Стройкова и Якимовых, в 1897 - 1902 годах - здание Государственного банка (ул. Куйбышева,112), в 1898 году здание мужской гимназии (ул. Галактионовская,141), в 1910 году - вторую женскую гимназию (ул. Молодогвардейская,169).

Последней его работой стал комплекс зданий духовного училища на улице Молодогвардейской. В наследство от него осталось более тридцати разнообразных зданий, прекрасных образцов градостроительных шедевров дореволюционной Самары, до сих пор украшают наш город.

Выполненные работы А. Щербачёва

  • Каменный особняк губернского предводителя дворянства А. Н. Наумова построен в стиле неоренессанса, числился в Самаре номером 159 по Дворянской улице (ныне ул. Куйбышева, 151).

  • 1890 — Часовня Святителя Алексия, митрополита Московского. Русский стиль. пересечение набережной реки Волги и улицы Воскресенской (ныне — ул. Пионерской).

  • 1890-е — Дом М. В. Каргиной. Здание выложено из красного кирпича в русском стиле. В нём размещались гостиница Щадриной, меблированные номера М. А. Чаковского. ул. Молодогвардейская, 59.

  • 1893 — Дом Д. Е. Челышева Русский стиль, ул. Фрунзе (в то время — ул. Саратовская), 56.

  • 1898 — Дом Белоусова. Мавританский стиль. ул. Куйбышева, 72 (искон. ул. Дворянская, 112).

  • 1898 — Дом И. А. Клодта Архитектура особняка эклектична. ул. Куйбышева, 139.

  • 1898 — Здание Самарской Биржи Русский классицизм., ул. Степана Разина, 3А.

  • 1898 — Приход во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Русский стиль. ул. Чапаевская, 136.

  • 1898 — Кирилловский ночлежный дом. ул. Пионерская, 84.

  • 1899 — Доходный дом Д. Е. Челышева Русский стиль. ул. Красноармейская, 60 (искон. ул. Алексеевская, 58, 60, 62).

  • 1900 — Дом Торгово-промышленного банка. Стиль Генриха IV. ул. Куйбышева, 55.

  • 1902 — Дом дворянина Ю. И. Поплавского. Классицизм. ул. Фрунзе, 171.

  • 1902—1906 — Римско-католический храм. Неоготика. ул. Фрунзе, 157.

  • 1907 — Дом Е. О. Юрина Реконструкция трёх ранее стоящих на этом месте домов (ул. Дворянская, 115 и 117 принадлежали Юрину, 119 — Головкину). ул. Куйбышева, 103.

  • 1907—1908 — Дом А. Н. Наумова Итальянский ренессанс. ул. Куйбышева, 151 (искон. ул. Дворянская, 159).

  • 1908 — Шихобаловская больница. Немецкий модерн. ул. Ленинская, 75.

  • 1910 — Дом Е. Ф. Бема. Ампир. ул. Куйбышева, 85.

  • 1909—1913 — Особняк В. М. Сурошникова, строительство по проекту Ф. О. Шехтеля. Пионерская улица, 22.

  • 1912 — Духовное училище. Византийский стиль. ул. Молодогвардейская, 151.

  • Дом Орлова. ул. Садовая, 172.

  • Дом Кириллова. ул. Ярмарочная, 27.

  • Дом Маштакова М. Д.. Деревянный, ныне полуразрушенный дом с декоративными шатровыми башенками. ул. Самарская, 207.

  • Дом Серебренниковой. Мавританский стиль. ул. Степана Разина, 41.

  • Дом Шихобалова П. И. Модерн. Дом с атлантами. ул. Венцека, 55 (искон. ул. Заводская).

  • Дом Эрна Э. Г. ул. Чапаевская, 165.

  • Дом Л. С. Аржанова. ул. Алексея Толстого, 6.

  • Дом Неклютина. ул. Венцека, 48.

  • Дом А. А. Савельева, ул. Фрунзе, 113.

  • Деревянный дом с башенками. ул. Фрунзе, 181, площадь Чапаева.

  • Пожарная каланча. Хлебная площадь.

  • Приход во имя апостолов Петра и Павла. Русский стиль. ул. Буянова, 135А.

  • Школа. угол улиц Шостаковича, 4 и Чапаевской, 186.

  • Торговые ряды на Панской. ул. Ленинградская, 71 (прежнее название — Панска́я).

  • Постройки Николаевского мужского монастыря. До наших дней сохранились лишь ворота. ул. Осипенко.

Биография Самарского архитектора Петра Щербачева

П. А. Щербачев, 1915 год

Этот талантливый зодчий без преувеличения создал облик нового советского Куйбышева, воплощая свои идеи в актуальных тогда стилях – от «модернизированной классики», конструктивизма и постконструктивизма до сталинской классики и функционализма массового строительства.

В 1957 году, провожая Петра Александровича на пенсию, коллеги преподнесли ему «благодарственный адрес», в котором совершенно справедливо отмечали: «По зданиям, выстроенным Щербачевым в нашем городе, можно проследить всю эволюцию развития советской архитектуры, они принадлежат к лучшим зданиям, украшающим Куйбышев…».

5 (17) июля 1890 года в Самаре в семье городского архитектора Александра Александровича Щербачева и его супруги родился сын Петр. В 1902 – 1906 годах он учился в Самарском реальном училище, а затем на общеобразовательном и архитектурном отделениях Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1907 – 1915 годы). Позже Петр Александрович с чувством глубокого уважения называл имена своих учителей – архитектора Рыльского, художника Бакшеева, математика Власова. Именно они дали ему прочувствовать красоту рисунка, изящную легкость архитектурных форм и укрепили веру в собственные силы. Окончив училище, Щербачев работал в 1915 году в должности помощника архитектора при Самарской городской управе. В 1916 – 1918 годах являлся старшим техником Минского гидротехнического управления. После возвращения в Самару служил в военно-квартирном отделении белых войск и с ними эвакуировался сначала в Омск, а позже в Новосибирск. В 1921 году знания Петра Александровича были востребованы молодой советской республикой и Щербачева пригласили на работу архитектором Самара – Златоустовской железной дороги. Здесь и настал звездный час Петра Щербачева.

В 1923 году огромное, красиво оформленное здание Управления железной дороги на Комсомольской площади было сдано в эксплуатацию. Фасад центрального объема с входным блоком был украшен барельефами с железнодорожной и индустриальной тематикой, декорирован вазонами, гирляндами, гербом с советской с символикой.Сферические купола придавали неповторимый азиатский облик, символизирующий связь Европы и Азии. Успех при реализации этого проекта окрылил молодого зодчего, укрепил веру в творческие силы.

В 1926 – 1930 годах Щербачев работал в Горкомхозе Самары, а в 1933 – 1938 годах руководил группой Крайпроекта. В 1939 году Петр Александрович был назначен главным архитектором Облкомхоза. В 1943 году Щербачев был назначен главным архитектором Горпроекта и оставался на этом посту вплоть до 1957 года, когда и вышел на пенсию.

Постройки Петра Щербачёва

Наиболее значительными постройками Щербачева в период с 1926-1939 годы мы можем считать:

  • пять 2-х этажных корпусов сборного пункта Красной Армии (Чернореченская, 8);

  • дом Красной Армии (штаб ПриВО, ОДО); 3) надстройка и реконструкция здания канцелярии Губернатора (Облисполком и пристрой к нему здания Обкома КПСС на пл. Чапаева, позже здание было передано институту Культуры);

  • дом Соцземледелия (Дом сельского хозяйства);

  • жилой дом Самара-Златоустовской железной дороги (Красноармейская, 117);

  • клуб швейников «Рассвет» на улице Некрасовской (реконструкция Единоверческой церкви);

  • жилой 4-х этажный дом для начсостава ПриВО (Чапаевская, 180 / пл. Куйбышева);

  • поликлиника железнодорожников (Комсомольская площадь, 12).(Приложение)

Перечислять здания, построенные по проектам П. А. Щербачева можно бесконечно. По данным Н. Басс по проектам знаменитого архитектора было построено более 100 жилых и общественных зданий, а 89 проектов остались неосуществленными.

Памятен для Петра Александровича был период с 1930 по 1932 годы. Именно тогда им был разработан проект одного из лучших строений нашего города периода конструктивизма – Дома Красной Армии на площади Чапаева. Архитектору удалось решить сложную задачу: не пользуясь никакими элементами внешнего украшения, создать монументальное и красивое здание. Здесь была реализована популярная тогда идея обобществленного труда и досуга в архитектуре ведомственных комплексов. Цель была достигнута за счет удачного, со вкусом осуществленного сочетания трех, в сущности, самостоятельных частей здания – штаба, клуба и театра. Даже в период критики конструктивизма в архитектуре именитые мастера признавали достоинства этого здания. В 1947 году архитектор Каневский с группой авторов отмечали, что «большинство из зданий в стиле конструктивизм характеризуют голый схематизм форм, коробочность, аскетичность и унылый характер их архитектуры. Тем не менее, некоторые из этих зданий, как например, Дом Красной Армии, по своему объемно-пространственному решению, соотношению масс, их контрастности и силуэтности производят хорошее впечатление». На здании Дома Красной Армии были установлены городские часы, которые, по воспоминанию краеведа Всеволода Арнольда, «били каждый час вплоть до середины 60-х годов XX века».

В 1943 году Щербачев был назначен главным архитектором Горпроекта и оставался на этом посту вплоть до 1957 года, когда и вышел на пенсию. В период с 1943 по 1957 годы Петром Александровичем было спроектировано более 50 зданий. Назовем лишь некоторые из них:

  • административно-жилой 4-х этажный дом для управления ОЖД (Арцыбушевская, 34);

  • 3-х этажный жилой дом для Облисполкома (Чапаевская, 136); 3)

  • жилой дом Горисполкома (Фрунзе, 175);

  • 3-х этажный жилой дом для начсостава (пл. Куйбышева);

  • жилой 4-х этажный дом Геофизического треста (Спортивная / Чернореченская);

  • дом водников на улице Горького;

  • участие в проектировании здания Гидропроекта (Самарская, 203б). (Приложение)

В 1950-е годы Петр Александрович занимался разработкой ансамбля застройки Самарской площади, центральным зданием которой, должна была стать «сталинская высотка». Однако кампания по борьбе с излишествами в архитектуре так и не дала воплотиться этой идее. В 1955 году Щербачевым был спроектирован и реализован проект Губернского (Крытого) рынка, где конструктивную основу составил немецкий трофейный авиа-ангар. По воспоминаниям коллеги Петра Александровича, архитектора Калерии Ивановны Яценко, Щербачев всегда лично руководил строительством спроектированных им зданий. Яценко отмечала: «Помню, как он забирался на строящийся Крытый рынок и сбивал молоточком неправильно сделанные детали. Он был воплощением напряженной творческой работы – работал увлеченно, забывая обо всем в густо прокуренном помещении…».

Щербачев проектировал не только крупные ведомственные, жилые и общественные объекты. Так, например, в 1947 году он спроектировал и выстроил здание самарской обсерватории с отдельным павильоном «Служба времени» в Зубчаниновке, а в 1953 году построил дачу для техника Остроумова.

Шли годы. В отделе архитектуры Горисполкома росло число проектов, созданных Щербачевым. Когда оно перевалило за двести, Петр Александрович с грустью признался, что стареет. В висках пробивалась седина, глаза утратили былую зоркость и в руках уже не было прежней твердости, все труднее и труднее становилось держать тонкий рейсфедер. Но архитектор не представлял себе жизни без труда и любимого искусства. И он трудился! С упорством молодого энергичного человека Щербачев целыми днями склонялся над чертежной доской, отыскивая наилучшие архитектурные решения, поднимался на леса многоэтажных зданий, спорил с прорабами, добиваясь верного воплощения своих замыслов, консультировал и учил молодежь после выхода на пенсию в 1957 году. По проекту П. А. Щербачева в 1958 году был построен жилой дом Горжилуправления на Самарской площади. В этом же году под контролем его сына Артемия был реализован проект известного жилого дома МВД на углу Маяковской и Волжского проспекта. В 1967 году Петр Александрович Щербачев скончался, но его здания до сих пор являются визитной карточкой Самары, продолжают радовать как жителей, так и гостей нашего города.

Выполненные работы П. Щербачёва

  • жилой 3-х этажный дом на углу Чапаевской и Некрасовской № 48-126. 1919.

  • управление Самарско-Златоустовской железной дороги на Комсомольской площади (3 и 4 этажи). 1925-1927.

  • пять 2-х этажных корпусов на участке сборного пункта Самары. 1927.

  • жилой 3-х этажный дом на углу Красноармейской, 19 и Чапаевской. 1927-1928.

  • жилой 3-х этажный дом на Некрасовской 48. 1927-1928.

  • надстройка здания Совкино по Молодогвардейской, 66. 1928.

  • комбинат трампарка на Полевой. 1929.

  • речная станция. 1929.

  • сборный пункт Реввоенсовета на Чернореченской. 1929.

  • жилой дом крайисполкома на Фрунзе, 146. 1929.

  • жилые дома на Панова, 2,4,6. 1929.

  • жилые дома на Часовой. 1929.

  • жилые дома на Ерошевского. 1929.

  • общежитие ОГПУ на Чапаевской, 104. 1929-1931.

  • дом Красной Армии (Окружной дом офицеров) на углу Рабочей, 5 и Фрунзе. 1930-1932.

  • надстройка здания Облисполкома и пристрой к нему здания Обкома КПСС на площади Чапаева. 1930-1932.

  • фабрика культуры и Отдыха (Загородный парк). 1932.

  • дом Соцземледелия (Дом социалистического сельского хозяйства), 7 этажей, Ново-Садовая, 3. 1932-1933.

  • жилой 36-ти квартирный дом для служащих железной дороги на площади Урицкого. 1935-36.

  • жилой 2-х этажный дом для Сантехмонтажана Пионерской. 1935.

  • дом отдыха ВЦСПС, 2-х этажной деревянное здание. 1934.

  • дом швейников на углу Фрунзе и Некрасовской. 1935.

  • жилой дом СЗЖД на Красноармейской, 117. 1935.

  • жилой дом железнодорожников на Никитинской, 56. 1935.

  • волжский элеватор. 1937.

  • жилой 4-х этажный дом для начсостава ПриВО на Чапаевской, 180 (площадь Куйбышева). 1937.

  • поликлиника железнодорожников на Привокзальной (Комсомольской) площади, 12. 1938.

  • жилой 5-ти этажный дом Легпрома. Рабочий городок. 1939-1945.

  • жилой 40-квартирный дом в Чапаевске. 1940.

  • одно- и двухэтажные дома поселков УОС на Безымянке. 1941.

  • контора для УВСР 262. на углу Больничной и Полевой. 1944.

  • двухэтажное общежитие завода 525. 1945.

  • двухэтажный жилой дом Техснабнефть. 1946.

  • жилой 36-квартирный дом для управления окружной железной дороги на Арцыбушевской, 34. 1946-1950.

  • рехэтажный жилой дом для ОБСУ ПРИВО на углу Чапаевской и Венцека. 1947.

  • дание обсерватории в Зубчаниновке. 1947.

  • общежитие для паровозных бригад на Ново-Сызранской. 1949.

  • трехэтажный жилой дом на 6 квартир для Облисполкома на Чапаевской, 136. 1949-1950.

  • четырехэтажный жилой дом для ВГРП на 57 квартир на углу Максима Горького и Венцека. 1950.

  • трехэтажный жилой дом для ВГРП на Фрунзе, 25. 1950.

  • трехэтажный жилой дом на 12 квартир для Востоконефтестрояна Некрасовской. 1950.

  • двухэтажный жилой дом для товарно-транспортного управления нефтяников на Ленинградской. 1950.

  • жилой дом воинской железнодорожной части на Ново-Сызранской. 1950.

  • трехэтажный жилой дом для начсостава на площади Куйбышева. 1951.

  • четырехэтажный жилой дом ВГРП на углу Ленинградской и Обороны. 1951.

  • трехэтажный жилой дом завода п/я 11 на Ново-Сызранской. 1951.

  • трехэтажный жилой дом Приволжского округа железной дороги на Никитинской площади. 1951.

  • четырехэтажный жилой дом Главметаллосбыта на Победы, 10. 1951-1955.

  • трехэтажный жилой дом Горисполкома. 1951.

  • надстройка жилого дома Горисполкома на углу Рабочей и Галактионовской. 1951.

  • надстройка речного техникума на Молодогвардейской. 1951.

  • надстройка жилого дома Востоконефтестрой на Молодогвардейской, 60. 1952.

  • дача техника Остроумова. 1953.

  • административный и жилой четырехэтажный дом Геофизического треста на углу Спортивной и Чернореченской. 1954

  • трехэтажный жилой дом Геофизического треста на Спортивной. 1955.

  • надстройка управления пожарной охраны на Галактионовской. 1955.

  • губернский (Крытый) рынок на Никитинской пл., 2. 1955.

  • надстройка двух этажей над зданием судебного архива на Степана Разина, 51. 1955.

  • административный и жилой дом Куйбышевского порта на углу Максима Горького и Ленинградской. 1957.

  • жилой дом МВД на углу Маяковской и Волжского проспекта, 31. 1957-1958.

  • четырехэтажный жилой дом Волголесосплавана Красноармейской, 63а. 1957.

  • жилые дома на Самарской площади. 1948-1954.

  • жилой дом Горжилуправления на Самарской площади. 1955-1959.

  • надстройка поликлиники Водздрава на углу Пионерской и Степана Разина. 1957-1959.

Шестьдесят три постройки за 40 лет жизни. И все они до сих пор украшают наш город.

Заключение

Архитекторы Щербачевы сыграли весьма важную и еще далеко не оцененную по достоинству роль в развитии самарской архитектуры на значительном отрезке ее истории - с конца 19 до середины 20 вв. Архитекторы Щербачевы сосредоточивали свое внимание на реалистическом подходе при решении профессиональных задач. Основой их творчества была серьезная архитектурно-художественная подготовка, глубокие знания истории архитектуры, высокая общая культура и строительный опыт.

Десятки разнообразных зданий, оставленные в наследство от зодчего, и по сей день украшают наш город. Без них невозможно представить архитектурный облик старых городских кварталов, как без изучения деятельности зодчих, подобных А. А. Щербачеву, нельзя представить общий фон архитектуры конца XIX — начала XX века, необходимый для ее глубоко­го осмысления.



































Список используемой литературы

  1. http://drugoigorod.ru/petrsherbachev/

  2. http://samara-arch.livejournal.com/27057.html

  3. http://staraysamara.ru/232-samarskij-arkhitektor-aleksandr-aleksandrovich-shcherbachjov

  4. http://uarsamara.ru/personalii/klassiki/item/shherbachev-aa

  5. Арнольд В. Внук первого губернатора Софии. //Волжский комсомолец, 1964, 12 декабря.

  6. Архитектура города Куйбышева и области./под ред. Каневского и др. Куйбышев: ОГИЗ, 1947.

  7. Баклыков Г. Архитекторы. //Волга, 1957, № 15.

  8. Баклыков Г. Зодчий родного города. //Волжская коммуна, 1957, 13 января.

  9. Иванов М. О. Архитектурное решение Комсомольской площади по проектам П. А. Щербачева. //СамАрх, 1998, № 5.

  10. Сапожникова И. В. Архитектурная энциклопедия губернского города Самара. Самара: Агни, 2008.

  11. Создавшие облик Самары [Архитекторы Щербачевы]. /Сост. И. В. Крамарева, Е. В. Степочкина. Самара: СОИКМ, 2005 г.

  12. Стадников В., Федоров О. 81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре / Samara. GuidetoModern. М.: Жираф, 2006.

  13. ЦГАСО (Центральный государственный архив Самарской области). Ф. 4347. (Фонд А. А. и П. А. Щербачевых).

  14. Эскиз высотки на Самарской площади //Волжская коммуна, 1954, 19 января.









Приложение

А. А. Щербачев


В мастерской архитектора

А.А. Щербачева

Жена А. А. Щербачева Александра

с сыном Петром

Щербачевы

Воскресенский кафедральный собор на Соборной площади (ныне площадь Куйбышева)



Часовня митрополита Алексия

на берегу Волги

(ул. М. Горького, Пионерский спуск)


Современный вид

Церковь во имя святых

Софии, Веры, Надежды и Любови

Николо-Софийская церковь.

Улица Чапаевская, 136.

Духовная консистория Архитектор А.А. Щербачёв 1994г.

Церковь Кирилла и Марии Радонежских при Духовной семинарии. Между 1908 и 1910.



Петро-Павловский Собор в Самаре построен в 1863-1865 годах на пожертвования купца Андрея Наумовича Головачева. Архитектор храма Александр Щербачев.

1908 — Шихобаловская больница. Немецкий модерн. Самара, ул. Ленинская, 75.


Жилой многоквартирный дом

Самара, ул. Фрунзе, дом 56

(доходный дом Челышова на ул. Фрунзе).


Дом купца Д.Е. Челышева

ул. Красноармейская, 60

Архитектор Щербачев Куйбышева, 85

дом Гладковых.

Особняк Н. И. Белоусова

(улица Куйбышева, 72).

Особняк Шихобалова

Особняк Клодта



Особняк Наумова

Самара, улица Фрунзе 171

Самарский костёл

Здание Государственного банка

(ул. Куйбышева,112)


Здание мужской гимназии (ул. Галактионовская,141)



Петр Щербачев Петр Александрович с женой Таисией

Управление Самарско-Златоустовской железной дороги

(Комсомольская площадь)

Дом Красной Армии

Окружной дом офицеров

(угол Рабочей, 5 и Фрунзе).

Дом крайисполкома (Фрунзе, 146).


Дом сельского хозяйства (Ново-Садовая, 3)


ДК Швейников

(пересечение Фрунзе и Некрасовской).



Губернский (Крытый)

рынок (Никитинская площадь)


Общежитие ОГПУ (Чапаевской, 104).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Архитекторы Щербачевы - золотой фонд Самарской губернии

Автор: Гаврилкова Татьяна Викторовна, Князева Наталья Александровна

Дата: 06.10.2024

Номер свидетельства: 657243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства