Урок познания мира в 1 классе. Это урок-исследование. Целью данного урока является рассказать первокласснокам какие органы чувств есть у человека, какова их роль и как с помощью органов чувств можно познавать окружающий мир. На уроке проводятся ряд мини- исследовательских работ, на основе которых первоклассники делают выводы. Кроме того запланированы физминутки, т.е на уроке использованы элементы нескольких обучающих технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Планируемые результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Оборудование:
Для проведения исследований:
Геометрический материал одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; книга , журналы, репродукции картин; игрушка; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и простои с водой без ароматизаторов; стаканы с соленой, сладкой и простой водой; корзина, помидор, апельсин, клубок, яблоко, рукавички.
На доске плакат с изображением фигуры человека; рисунки отдельных частей: носик, глазки, рот, уши; табличка со знаком вопроса, рисунки органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган слуха, орган осязания).
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Постановка учебной задачи
Актуализация.
- Сегодня на урок к нам пришла девочка, но мне кажется она какая-то странная. Что в ней странного? (слайд 4)
- (Учитель показывает слайды с органами чувств, слайд 5) А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?
3. Постановка проблемы.
- Ребята, что у всех этих частей организма общего?
- Можем ли мы назвать их одним словом?
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
Открытие детьми нового знания
- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Предметом нашего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши – это всё части организма – его органы. Давайте приступим к исследованию.
Исследование органа зрения
- Ребята, закройте глаза. (достает игрушку). С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня в руках?
- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (слайд 6)
- Продолжаем наше исследование.
1. Что общего и в чём различие предметов? (конверт с геометрически материалом одинакового размера, но различных цветов)
2. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера. Разбиваются на пары и выполняют задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.)
3. Рассмотри книги, журналы, может быть успеете почитать. (книга, журналы, репродукции картин)
- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?
- При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Глаза – это орган зрения. (слайды 7,8)
Зарядка для глаз
Упражнение 1
Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.
Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз).
Упражнение 2
Быстрое моргание 1-2 мин.
Исследование органа обоняния
(учащимся выдают пробирки с ароматическими веществами и с простой водой)
- Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть. Что вы почувствовали? – Откройте носики, понюхайте. (показываю как правильно нюхать незнакомые вещества).
- Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? (с помощью носа мы чувствуем запах, слайд 9)
Проведем второй опыт.
- Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (закрывают глаза, даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи)
- Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.
- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности – о пожаре. (слайды 10,11)
Физминутка
(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха).
Исследование органа слуха
- Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу: 5, 8. В нашем классе тишина.
- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? (слайд 12)
- Речь людей, пение птиц, шум ветра – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши – это орган слуха. (слайды 13, 14 )
Физминутка
(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга).
Исследование органа вкуса
(Раздаю 3 стакана с водой – солёной, сладкой, простой)
- Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?
- Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (слайд 15)
- Научное определение: язык – орган вкуса. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (слайды 16, 17)
Физминутка
(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса).
Исследование органа осязания
Игра «Узнай что в корзине».
- Попробуйте определить на ощупь какой – не будь предмет в корзине. Корзина накрыта салфеткой.
- Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?
- А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет?
- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? С помощью чего? (слайд 18)
- Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет.
- На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа - это орган осязания. (слайды 19, 20)
- Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим их общее название – ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
Самостоятельная работа
- Проведите дегустацию блюд. Определите из каких продуктов сделаны салаты. Какие органы чувств помогли вам в этом?
Закрепление. Итог урока.
- Что нового мы узнали?
- Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их назовем одним словом.
Выводы:
- Органы чувств – наши верные помощники.
- Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире.