1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, оценка, самооценка. | - Урок математики. Проверьте готовность своего рабочего места. Настройтесь успешно работать. - Один, два, три, на уроке не грусти. Один, два, три, четыре, пять, успевать буду на «пять»! - Я верю, что у вас все получится. Успешность выполнения заданий будете отмечать на полях в тетради, как всегда отмечали на предыдущих уроках: на полях в тетради нарисованы 3 пустых кружочка. | Проверяют готовность к уроку. Проговаривают хором слова. На предыдущих уроках отработано предлагаемое оценивание: на полях в тетради нарисовано 3 пустых кружочка, в течение урока дети дорисовывают согласно личной успешности на уроке. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Воспроизведённые знания. Осознание необходимости получения новых знаний. | - Устный счет. - Разгадайте ребусы: 100л, 7я, с3ж. - Назовите из отгаданных ребусов слово: Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) - Объясните значение этого слова. Работа в парах. - Рассмотрите, выберите картинки и составьте из них семью. Советуйтесь друг с другом. - Посчитайте по картинкам, сколько человек в семье. Посчитайте хором. - Посчитайте в обратном порядке. - На котором месте на картинках самый младший член семьи? - Проверим порядковый счет. - Послушайте. Учитель включает запись начала сказки В.П.Катаева «Цветик-семицветик». - Из какой сказки отрывок? - Отрывок из сказки «Цветик-семицветик». Написал сказку В.Катаев. - Сколько человек было в семье Жени? - Почему так думаете? - Составьте задачу о баранках. - Сформулируйте вопрос задачи. - Каким действием решается задача? - Назовите решение. - Ответили на вопрос задачи? Назовите ответ. - Молодцы, вы справились с заданием. Пальчиковая гимнастика. | - Стол, семья, стриж. - Это семья. - Семья – кто тебя любит. - Семья – кто заботится о тебе. - Семья – кто придет на помощь. - Семья – родные люди. Из набора картинок на столе дети выкладывают только те, которые могут быть членами семьи. (Приложение 1) У доски ученик выполняет это же задание. - В этой семье 7 человек. - Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. - Семь, шесть. Пять, четыре, три, два, один. - Малыш на пятом месте. - Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой. Прослушивают начало сказки В.П.Катаева «Цветик-семицветик». - Отрывок из сказки «Цветик-семицветик». - У Жени в семье четверо человек. - Женя покупала баранки для мамы, папы, братика и себе. - Условие задачи. Женя купила две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для брата Павлика. - Сколько баранок купила Женя? - Задача решается сложением. - 2+2+2+1=7 баранок. - Ответили на вопрос задачи. Женя купила 7 баранок. Дети выполняют упражнения пальчиками: Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. |
3. Постановка учебной задачи. | Сформулированная и зафиксированная учебная задача в совместной деятельности с учителем. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | - Откройте рабочие тетради. - Возвращаемся к картинкам. (Семья) - Составьте числовое выражение по картинке, в семье двое взрослых и пятеро детей. - На какое действие получилось выражение? - Прочитайте выражение, называя компоненты при сложении. - Представьте, мама с папой ушли на работу. Составьте выражение. - А теперь дети пошли гулять во двор летним солнечным днем. Составьте выражение. - Чем похожи выражения? - Как получили выражения на вычитание? - Если мама с папой уходят на работу или дети выходят гулять, количество человек в семье не изменяется. Так и в математике получается. Что мы наблюдали в выражениях? - Сформулируйте тему урока, называя компоненты при сложении. Учитедь фиксирует тему на доске. - Что надо узнать на уроке? Поставьте цель урока. Учитель фиксирует цель на доске. | Дежурный диктует: отступите 4 клеточки от предыдущей работы и запишите число 6 февраля. - 2+5+7 Дети записывают выражение в тетрадь, один ученик — на доске. - Действие сложение. - Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. - 7-2=5 Дети записывают выражение в тетрадь, один ученик — на доске. - 7-5=2 Дети записывают выражение в тетрадь, один ученик — на доске. - Использовали одинаковые числа. - Выражения на вычитание получили из выражения на сложение. - Компоненты на сложение зависят друг от друга, взаимосвязаны. - Связь между суммой и слагаемыми. - Надо узнать, как сумма и слагаемые связаны между собой. |
4. Решение учебной задачи | Новое знание и новый способ деятельности | - Сейчас вы станете исследователями. Посчитайте про себя, сколько человек в вашей семье. - Выложите фигурами, сколько взрослых. - Выложите фигурами, сколько детей. - Составьте выражение, запишите в тетрадь. - На какое действие получилось выражение? - Назовите компоненты при сложении. - Мама с папой субботним вечером ушли в кино. Составьте выражение. - На какое действие получилось выражение? - Что произошло с компонентами? - В 10 часов вечера, дети почистили зубы, умылись и дружно отправились спать. Составьте выражение. - На какое действие получилось выражение? - Что произошло с компонентами? - Что показало исследование? | Каждый ученик считает, сколько в его семье человек. Дети выкладывает фигуры, сколько в его семье взрослых. Ученики выкладывает фигуры, сколько в его семье детей. Каждый ученик записывает свое выражение. - Выражение составили на сложение. - Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Каждый ученик составляет свое выражение. - Выражение получилось на вычитание. - Компоненты поменялись местами. Каждый ученик составляет свое выражение. - Выражение получилось на вычитание. - Компоненты поменялись местами. - Из выражения на сложение можно составить выражения на вычитание. - Слагаемые и сумма связаны между собой. |
5. Первичное закрепление | Умение действовать по алгоритму, правилу | Физминутка под музыку. Песня «Моя семья». Работа с учебником. - Понаблюдаем, как слагаемые и сумма связаны между собой. Прочитайте первое выражение. - Прочитайте второе выражение, используя названия компонентов при сложении. - Прочитайте третье выражение, используя названия компонентов при сложении. - Сделайте вывод, как получались выражения на вычитание из выражения на сложение. - Понаблюдаем, как получится во втором столбике. Прочитайте первое выражение. - Прочитайте второе выражение, используя названия компонентов при сложении. - Прочитайте третье выражение, используя названия компонентов при сложении. - Сделайте вывод по второму столбику, как получались выражения на вычитание из выражения на сложение. - Понаблюдаем, как получится в третьем столбике. Прочитайте первое выражение. - Прочитайте второе выражение, используя названия компонентов при сложении. - Прочитайте третье выражение, используя названия компонентов при сложении. - Сделайте вывод по третьему столбику, как получались выражения на вычитание из выражения на сложение. - Вы молодцы. У вас получилось правило: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. - Оцените себя, поставьте значок в первый кружок, соответствующий вашему уровню успешности в выполненной работе: было вам трудно или легко, или требовалась помощь. Гимнастика для глаз. - Задание на слайдах с анимационными картинками. - Составьте выражение по первому слайду. - На какое действие получилось выражение? - Прочитайте выражение. - Составьте выражение по второму слайду. - На какое действие получилось выражение? - Прочитайте выражение. - Составьте выражение по третьему слайду. - На какое действие получилось выражение? - Прочитайте выражение. - Проговорите хором правило, которое у вас получилось. - Оцените себя, поставьте значок во второй кружок, соответствующий вашему уровню успешности в выполненной работе: было вам трудно или легко, или требовалась помощь. Пальчиковая гимнастика. - Вы сформулировали правило. Зачем оно нам нужно? Работа в тетради на печатной основе с.11 №2 - Теперь вы знаете, как называются компоненты при сложении, как они связаны между собой. Выполните самостоятельно задание. - Проговорите задание вслух. - На эту работу отводится три минуты. Взаимопроверка. - Оцените себя, поставьте значок в третий кружок, соответствующий вашему уровню успешности в выполненной работе: были ошибки, не было ошибок или были исправления.. - Прочитайте выражение на сложение. | Дети активно выполняют движения под музыку, повторяя движения за дежурным. Дети открывают учебники на с.26 №2. - Первое слагаемое 3, второе слагаемое 1, сумма 4. - Из суммы 4 вычли первое слагаемое 3, получили второе слагаемое 1. - Из суммы 4 вычли второе слагаемое 1, получили первое слагаемое 3. - Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. - Первое слагаемое 3, второе слагаемое 4, сумма 7. - Из суммы 7 вычли первое слагаемое 3, получили второе слагаемое 4. - Из суммы 7 вычли второе слагаемое 4, получили первое слагаемое 3. - Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. - Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4, сумма 9. - Из суммы 9 вычли первое слагаемое 5, получили второе слагаемое 4. - Из суммы 9 вычли второе слагаемое 4, получили первое слагаемое 5. - Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. Дети рисуют значок в своей тетради в первом кружочке. Дети выполняют движения глазами, проговаривая: Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышит. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. - 4+2=6 - Выражение получилось на сложение. - 6-4=2 - Выражение получилось на вычитание. - Из суммы 6 вычесть слагаемое 4, получится слагаемое 2. - 6-2=4 - Выражение получилось на вычитание. - Из суммы 6 вычесть слагаемое 2, получится слагаемое 4. - Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. Дети рисуют значок в своей тетради во втором кружочке. Дети выполняют игровые упражнения по заданию учителя. Курочка. Лебедь. Дерево. Деревья. Нераскрывшийся цветок. Раскрывшийся цветок. - Если кто-то спросит, можем сказать. - Для решения примеров пригодится. Дети открывают тетради на печатной основе на с.11 №2. - Найти значение выражения, используя новое правило. Дети самостоятельно выполняют. Дети в парах меняются тетрадями друг с другом, проверяют, исправления выполняют зеленым стержнем. Размениваются тетрадями. Дети рисуют значок в своей тетради в третьем кружочке. |
9. Итог занятия. Рефлексия деятельности. Оценка | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | - Что учились делать на уроке? - Как связаны компоненты при сложении? - Соотнесите, что мы хотели на уроке узнать и что получилось. Достигли ли цели урока? - Оцените себя, нарисуйте свой кружок, соответствующий вашему уровню успешности на уроке в целом. - Можно ли классный коллектив назвать семьей? - Почему? - Составьте выражение на сложение о своем классеэ - Прочитайте разными способами. - Если я выйду из класса, какое выражение получится. - Прочитайте. - Как они получились? - Скоро окончится урок, и вы пойдете на перемену. Составьте выражение. - Мы пока считаем да 10, но новое правило позволило найти значение выражения с двузначным числом. - Оказывается, компоненты при сложении дружат и зависят друг от друга как в семье. Послушайте стихотворение. - Проговорите новое правило хором. - Цель урока достигли. Вы были успешными. Похлопайте в ладоши за успех. - За активную работу на уроке отметим … (учитель называет ребят). - Урок окончен. Сдайте тетради. Я посмотрю, как вы себя оценили, на сколько комфортно вам работалось сегодня на уроке математики. | - Учились читать выражения. - Сформулировали правило. как сумма и слагаемые взаимосвязаны. - Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое. - Цели урока достигли. Потому что узнали. как сумма и слагаемые взаимосвязаны. Дети рисуют свой кружок успешности. - Классный коллектив можно назвать семьей. - Мы вместе учимся, дружим, заботимся, иногда ссоримся, но чаще доужны. - 24+1=25 - К 24 прибавить 1 получится 25. - Первое слагаемое 24, второе слагаемое 1, сумма 25. - Сумма чисел 24 и 1 равна 25. - 25-1=24 - Из суммы 25 вычесть второе слагаемое 1, получится первое слагаемое 24. - 25-24=1 - Из суммы 25 вычесть первое слагаемое 24, получится второе слагаемое 1. Ученик читает наизусть: Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! - Из суммы вычли одно слагаемое, получили другое слагаемое. Дети хлопают в ладоши. Дети наводят порядок на парте и встают около своего рабочего места. Сдают тетради учителю после звонка. |