kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Страна, открывшая космос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рекомендован для проведения урока окружающего мира в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Страна, открывшая космос»


МБОУ Новоназимовская СОШ №4

















Тема: «Страна, открывшая путь в космос».



Подготовила и провела учитель начальных классов Юркова Татьяна Васильевна



















2016 г.


Цели:

1. Сформировать представления учащихся о достижениях нашей страны в освоении космоса.

2. Познакомить с первооткрывателями космического пространства.

3. Развивать у учащихся устную речь, память, воображение, мышление.

4. Воспитывать коммуникативные качества у детей, взаимопомощь, взаимовыручку.



Учебные материалы:

Учебник «Мир вокруг нас. 4 класс (часть 2) ( авт. А.А. Плешаков);

Оборудование: Компьютер, проектор, слайды ( К.Э. Циолковский, С.Королёв, Ю.Гагарин, Г.Титов, А.Леонов, В.Терешкова; планеты солнечной системы); кроссворд; разноцветные «звёзды»; музыкальный центр, аудиозапись песни «Трава у дома»; рисунки детей на тему «Чудесная планета»; карточки с проверочными заданиями; выставка книг о космосе.






























Ход урока:

І Организационный момент.

ІІ Актуализация знаний.

Учитель. Какое название носила наша страна до 1991 года?

Дети. Союз Советских Социалистических республик.

У. Сколько республик входило в состав СССР?

Д. 15.

У. Как развивалась наша страна в послевоенное время?

Д. Люди трудились, надеясь на счастливую жизнь. Поднимали из руин города, сёла. Было много трудностей, но, несмотря на это, наука и техника продвигались вперёд.

ІІІ Переход к новой теме.

У. События, о которых пойдёт речь на сегодняшнем уроке, относятся к тому времени, когда наша страна носила имя СССР. Мы узнаем тему урока, если разгадаем кроссворд.

1. Чудо – птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд. (ракета)

2.В синей чашке – алый мяч,

Он и светел и горяч. (Солнце)

3. Четыре стороны горизонта,

А только из одной выходит солнце. (Восток)

4. На шаре – леса, горы, моря,

Он такой родной для тебя и меня. (Земля)

5.Синий потолок,

Очень он высок.

Сколько ни пожелаем,

До него мы не достанем. (Небо)

6. Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт,

Человек им управляет.

Что такое? … ( самолёт)

-Назовите ключевое слово?

Д. Космос.

У. Назовите синоним слова космос.

Д.Вселенная.

У. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? О чём мы узнаем?

Д. О космосе, об освоении космического пространства, о космонавтах, о нашей стране, о людях, которые открыли дорогу во Вселенную.

Звучит «космическая» музыка.

У. Что вы представляете, когда слышите слова космос, вселенная, безвоздушное пространство?

Д. Звёзды, млечный путь, огромное небо, Солнце, Луну, Землю, космический корабль, планеты Солнечной системы.

У. Расскажите, что вы знаете о планетах Солнечной системы?

Выслушиваются ответы детей.

Всего в солнечной системе 9 планет.

Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твёрдая, каменистая поверхность, но почти нет газовой оболочки – атмосферы. На этой планете очень жарко днём, а ночью царит ужасный холод. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца – в 3 раза быстрее, чем Земля.

Вторая от Солнца планета - Венера. Поверхность Венеры тоже каменистая. У Венеры есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым, ни люди, ни любые другие земные живые существа дышать не могут. На Венере невыносимая жара, до 500 градусов – намного жарче, чем в духовке, где пекут пироги. Это одинокая планета – спутников у неё нет.

Учёные считают, что единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь, - это Земля. Земля – третья от Солнца планета. В атмосфере, окутывающей Землю голубоватым «покрывалом», есть необходимый для дыхания кислород. Атмосфера защищает нас от чересчур сильной жары и холода, от падения метеоритов – большинство из них сгорает, не долетев до поверхности.

Марс – четвёртая планета. Он вдвое меньше Земли, зато год на Марсе в два раза длиннее земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она, как и на Венере, в основном из углекислого газа. Лето На Марсе холоднее, чем на Земле, а зима более суровая, и у него есть два спутника – Фобос («Страх») и Деймос («Ужас»).

Пятая от Солнца планета – Юпитер. Он больше Земли в 13 раз – примерно так выглядит яблоко в сравнении с горошиной. Юпитер собрал вокруг себя очень много спутников – 63 – и умудряется подогревать сам себя изнутри. Как это происходит – учёные не поймут до сих пор.

Зато вечно «мёрзнет» шестая в ряду планет, огромный Сатурн, потому что находится далеко от Солнца. Сатурн образовался из большого количества газа, и его окружают широкие кольца, состоящие из ледяных глыб и камней. У Сатурна есть 60 спутников.

Уран расположен за Сатурном, вокруг него кружатся 27 спутников. Размер этой планеты гораздо больше Земли. Она, как и ближайшие её соседи, состоит из замёрзших газов.

Нептун – очень холодная восьмая по счёту планета с 13 спутниками. Она кажется тёмно – голубой, потому что тоже состоит из жидкого газа – метана. Точно такой газ горит в газовых плитах.

Плутон – самая маленькая и самая далёкая от Солнца планета. Настолько далёкая, что на один оборот вокруг Солнца у него уходит целых 250 земных лет!


(Слайд. Планета Земля).


Космонавты говорят, что из космоса Земля видна в голубовато – белой дымке. Из иллюминаторов космических кораблей они видят голубые озёра, земные леса и луга.

ІV Игра «Путешествие в космическое пространство».

У. Ребята, хотите совершить путешествие в космос? Давайте создадим экипажи.

Экипаж 1. «Мир».

Экипаж 2. «Восток».

Экипаж 3. «Союз».

Как нам нужно действовать, чтобы полёт прошёл успешно?

Д. Работать сплочённо, проявлять организованность, взаимовыручку, умело применять свои знания.

У. Космонавтам в полёте нужно быть очень внимательными, уметь всё замечать. Чтобы нас не подвело зрение, выполним упражнение: встаньте, не поворачивая головы, найдите глазами звёзды красного цвета, затем голубые, жёлтые, зелёные, оранжевые.

С какого космодрома мы будем стартовать?

Д. С космодрома Байконур.

У. Это первый космодром в мире (слайд). Вы готовы к полёту?

Пять, четыре, три, два, один – старт!

Космонавты, отправляющиеся в полёт, выполняют задания, проводят исследования, научные опыты. Сегодня мы постараемся выполнить все задания, успешно и благополучно завершить свой полёт. В нашем путешествии могут встретиться неопознанные объекты. Познакомимся с «Космическим» словарём. Знаете ли вы значения этих слов?

(Сведения из Энциклопедического словаря.)

Космический словарь

Космонавтика – отрасль науки для исследования и освоения космического пространства.

Космодром – комплекс сооружений для запуска космических кораблей.

Космический корабль – космический аппарат для полёта человека в космос.

Космонавт – человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.

Скафандр – индивидуальное герметичное снаряжение, обеспечивающее жизнедеятельность человека в условиях, сильно отличающихся от нормальных.

Иллюминатор – окно в корабле.

Орбита – путь, по которому космический корабль кружит вокруг Земли или другого космического тела.

Орбитальная станция – пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время функционирующий на орбите.

Невесомость – состояние, при котором отсутствует вес.

- Почему птица не может летать в космосе?

Д. Существует земное притяжение. Чем выше от Земли, тем меньше кислорода, ниже температура…

У. Человек всегда мечтал, как птица, летать в воздухе. И вот наступил день, когда советский человек – гражданин СССР, нашей Родины, совершил первый полёт в космос, преодолев земное притяжение.

Когда был совершён первый полёт в космос?

Д. 12 апреля 1961 года.

У. Кто первым совершил полёт в космос?

Д. Юрий Алексеевич Гагарин.

У. Весь мир облетела весть, что советский человек первый побывал в космосе. (слайд).

Был ещё один космонавт – Титов Герман Степанович (слайд). Это был космонавт – дублёр, готовый в случае непредвиденных обстоятельств мог заменить Гагарина и полететь в космос первым.

Но прежде чем в космос полетел человек, пришлось много поработать.

Константин Эдуардович Циолковский (слайд) – учёный, основатель современной космонавтики, - доказал, что возможны полёты в космос. А под руководством учёного – конструктора Сергея Павловича Королёва (слайд) был создан космический корабль «Восток», на котором и был первый полёт в космос.

В 1957 году был запущен первый искусственный спутник. Затем в космос полетела собака Лайка.

V Физкультминутка «Облако».

Давайте встанем со своих «космических» кресел и тоже выйдем в космическое пространство. Поднимите руки. Вы в безвоздушном пространстве. Наши руки плавно, как крылья, двигаются вверх и вниз. А теперь мы летим, летим ниже и опускаемся на облако. Садимся удобно – на нём много мягких подушек. Расположитесь удобно.

Чувствуете, как ветер обдувает ваше лицо? Здесь может произойти что – то чудесное и волшебное. Вы довольны и счастливы. Теперь мы летим в свой корабль. Отпустите облако.

Наряду с мужчинами осваивали космическое пространство и женщины. Назовите имя первой в мире женщины – космонавта.

Д. Валентина Терешкова (слайд)

У. А кто из вас знает имя космонавта, первым вышедшего в открытое космическое пространство?

Д. Это Алексей Леонов.

У. Правильно, Алексей Архипович Леонов (слайд), тоже гражданин нашей страны.

Можно ли полёт в космос назвать подвигом?

Д.Да.

У. Как страна оценила подвиги космонавтов?

Д. Их наградили орденами и медалями.

У. Космические полёты со временем стали обыденным делом. Пришло время, когда на орбите Земли появились орбитальные станции. Об одной из таких космических путешественниц мы прочитаем в «бортовом журнале». Как вы думаете, что такое бортовой журнал и для чего он нужен?

Д. Бортовой журнал – это документ, в котором космонавты ведут записи своих работ и наблюдений в космосе.

Дети читают в учебнике на с. 151 – 152 статью «Космическая путешественница».

У. Что интересного вы узнали из текста?

Д. Космическая станция «Мир» начала работу 20 февраля 1986 года. На ней жили и работали экспедиции не только советских космонавтов, но и космонавты других стран.

У. Какие научные открытия были сделаны учёными с помощью этой станции?

Д. Астрономы открыли новые звёзды. Медики изобрели новые лекарства. Учёные получили представления об экологическом состоянии нашей планеты, и это помогает сохранять экологию Земли. С помощью космических станций исследуют недра Земли, определяют месторождения полезных ископаемых, управляют курсом кораблей в океанах, ведут военную разведку, чтобы защитить границы нашей Родины от врагов.

VІ Исследовательская работа экипажей.

У. Не каждый человек может быть космонавтом. Сейчас мы проведём работу по экипажам, «Каким должен быть космонавт».

Задания

Экипаж 1 «Мир» - психологи.

У. Запишите слова, которыми можно охарактеризовать космонавта. Обобщите свои мнения и сделайте вывод.

Д. Космонавт – это профессия необычная, требующая особой подготовки: как внутреннего настроя, так и физических данных. Космонавта можно охарактеризовать такими словами: образованный, целеустремлённый, дисциплинированный, ответственный, смелый, надёжный, патриот.

Экипаж 2 «Восток» - врачи.

У. Представьте себе, что вы врачи. Разработайте режим дня космонавта, который сохранит его работоспособность и здоровье. Обобщите свои мнения и сделайте вывод.

Д. Режим дня – важнейшая часть жизни космонавта, требующая собранности, выработки дисциплины и формирования мужественного характера. В режим дня космонавта обязательно должны войти следующие моменты: полноценный сон, физические упражнения, разумное чередование труда и отдыха.

Экипаж 3 «Союз» - диетологи

У. Представьте себе, что вы диетологи. Разработайте режим питания космонавта, составьте меню. Обобщите свои мнения и сделайте вывод.

Д. Космонавтам необходимо полноценное питание. Есть пища вкусная, а есть полезная. В наше меню для космонавтов вошли фрукты, овощи, молочные продукты, мясные, растительные масла, крупы.

У. Почему у космонавтов еда в тюбиках?

Д. Для удобства, так как космонавты находятся в состоянии невесомости.

У. Только ли космонавтам надо совершенствовать свои внутренние и физические качества, следить за своим питанием, режимом дня – в общем, за здоровьем?

Д. Каждый человек должен следить за всем этим с самого детства. От здоровья человека зависят его настроение, ритм жизни, отношения с другими людьми, его успешность.

VІІ Проверка знаний.

У. Возвращаемся на Землю. Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы с вами приземляемся. Кого бы вы хотели увидеть встречающим вас из космоса?

Д. Маму, папу, брата, сестру, всех близких людей, своих друзей.

У. Почему?

Д. Потому что это – моя семья, мои друзья. Они самые близкие люди.

У. Космонавты скучают не только по своим близким людям, по своей семье, но и по Земле.

Исполняется песня «Трава у дома».

- Мы в центре управления полётом. Ответьте на вопросы руководителя полётов.

Вопросы руководителя полётов

  1. Первый космонавт, вышедший в открытый космос.

а) Ю.Гагарин; б) А.Леонов; в) В. Терешкова.

2. Основатель современной космонавтики.

а) Г.Титов; б) К.Циолковский; в) С. Королёв.

3. Первый космический корабль.

а) «Мир»; б) «Союз»; в) «Восток».

4. Год, в который человек впервые полетел в космос.

а) 1951 –й; б) 1961 – й; в) 1957 –й.

VІІІ Творческий отчёт.

На доске – рисунки детей на тему «Необычная планета».

У. Путешествуя по космическому пространству, мы встретили много необычных планет. Расскажите о них.

Выслушиваются рассказы детей.

- А какой бы вы хотели видеть нашу планету Земля?

Дети отвечают.

ІX Рефлексия.

У. Понравился вам урок? Оцените свою работу на уроке.

X Подведение итогов урока.

У. Чему учились на уроке? Что узнали нового на уроке?

Во Вселенной много планет и звёзд. Самая главная звезда – это Солнце. 12 апреля – День космонавтики, а 22 апреля – Всемирный день Земли.

Мы должны беречь Землю, делать её чистой и красивой. А с помощью космонавтов мы будем узнавать о нашей планете всё больше и больше.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Страна, открывшая космос

Автор: Юркова Татьяна Васильевна

Дата: 23.05.2016

Номер свидетельства: 329635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта урока по теме "Страна, открывшая путь в космос"."
    ["seo_title"] => string(70) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_strana_otkryvshaia_put_v_kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "612203"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1661508724"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Классный час на тему: "Страна, открывшая путь в космос""
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyichasnatiemustranaotkryvshaiaputvkosmos"
    ["file_id"] => string(6) "280107"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453315289"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект бинарного урока в 4 классе (информатика, окружающий мир) на тему "Страна, открывшая путь в космос""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_binarnogo_uroka_v_4_klasse_informatika_okruzhaiushchii_mir_na_temu_stra"
    ["file_id"] => string(6) "523390"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571578051"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Презентация к бинарному уроку в 4 классе (информатика, окружающий мир) на тему «Страна, открывшая путь в космос»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_binarnomu_uroku_v_4_klasse_informatika_okruzhaiushchii_mir_na_te"
    ["file_id"] => string(6) "523393"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1571578585"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по ОМ «Страна, открывшая путь в космос»"
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_uroka_po_om_strana_otkryvshaia_put_v_kosmos"
    ["file_id"] => string(6) "571187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611489542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства