kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Страна, открывшая путь в космос".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс: 4

Учитель: Алексеева О.В.

Тема урока: Страна, открывшая путь в космос

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о жизни страны, о важнейших моментах развития космонавтики в нашей стране.

Задачи: 1. Обучающие:

- познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики;

             2. Развивающие:

- развивать умение аргументировано высказываться;

- развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики;

             3. Воспитательные:

- воспитать чувство гордости и уважения к людям, которые внесли значительный вклад в сохранение и развитие нашей страны.

Формировать УУД:

Личностные:

- проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

Коммуникативные:

- уметь слушать друг друга, строить речевые высказывания;

Регулятивные:

- понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

- оценивать свои достижения на уроке;

- ориентироваться в учебнике;

- планировать свои действия на уроке.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, учебник (автор А.А. Плешаков), макеты космических кораблей,  карточки с вопросами, детали космического корабля, звезды разных цветов, портреты космонавтов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Страна, открывшая путь в космос".»

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс: 4

Учитель: Алексеева О.В.

Тема урока: Страна, открывшая путь в космос

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о жизни страны, о важнейших моментах развития космонавтики в нашей стране.

Задачи: 1. Обучающие:

- познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путем популяризации знаний о достижениях в области космонавтики;

             2. Развивающие:

- развивать умение аргументировано высказываться;

- развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики;

             3. Воспитательные:

- воспитать чувство гордости и уважения к людям, которые внесли значительный вклад в сохранение и развитие нашей страны.

Формировать УУД:

Личностные:

- проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность;

Коммуникативные:

- уметь слушать друг друга, строить речевые высказывания;

Регулятивные:

- понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

- оценивать свои достижения на уроке;

- ориентироваться в учебнике;

- планировать свои действия на уроке.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: презентация, учебник (автор А.А. Плешаков), макеты космических кораблей,  карточки с вопросами, детали космического корабля, звезды разных цветов, портреты космонавтов.

Ход урока.


Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент

Цель:  настрой учащихся на успешную работу.

 

Подготовка класса к работе и положительный настрой на урок.

-Пожелайте друг другу удачи.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные: формирование  умения слушать и слышать.

  1. Мотивация

-Вспомните тему нашего прошлого урока.

-Скажите, о чем говорят нам эти даты?

22 июня 1941

8 сентября 1941

27 января 1944

9 мая 1945

Перевернув карточки ,получилось- СССР.

- Что это означает?

- Как вы думаете, каково было состояние нашей страны в послевоенные годы?

- Наверное, происходили какие-то события, значимые моменты в жизни нашей страны?


Великая Отечественная война.

  1. Начало Великой Отечественной войны

  2. Начало блокады Ленинграда

  3. Снятие блокады Ленинграда

  4. День Победы

(Союз Советских Социалистических Республик)

Так называлась наша страна.

Состояние было тяжелое, трудное. Разруха, голод.








  1. Целеполагание

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, а также память, внимание.

- Подумайте и скажите, какова будет тема нашего урока?

-Чтобы хотели узнать по этой теме?

- Для чего нам нужны эти знания?

 

«Страна, открывшая путь в космос»

(слайд 1)

 - Как развивалась наша страна?

- Какие события в ней происходили?

      

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  1. Планирование

- Все задачи, которые вы поставили на урок, я вынесла на экран в виде плана.

План

1.Достижения в области космоса

2.События, происходящие в СССР в послевоенный период. (слайд 2)





 

5.Реализация плана

Цель: Формирование знаний- организация работы по усвоению понятий, научных фактов, хронологических событий.



















































































Физминутка

Цель: Снятие эмоционального напряжение с целью переключения на другой вид деятельности.

 

















6.Контроль


Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.


7.Оценка

Д/З


8.Рефлексия

Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.


 

 

 

 

- Как вы понимаете слово «космос»?

- Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». ». От греков слово «космос» перешло в современную науку, как синоним Вселенной.

- А как называется наука, изучающая космос?

Космонавтика – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. (слайд 3)

Космонавтика сравнительно новая наука.

-Знаете ли, кто является основоположником этой науки?

Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. ( 4 слайд )

Он родился в семье лесничего. Перенеся в 14-летнем возрасте скарлатину, он практически потерял слух и учился самостоятельно. В 1879 сдал досрочно сдал экзамены на звание учителя, и был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище . Циолковский работал над проблемами создания дирижабля ,занимался главным образом теорией движения ракет. Он разработал теорию многоступенчатых ракет, теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов.

-Как вы поняли, в чем заслуга Циолковского?

- Позже идеи Циолковского были развиты другими выдающимися учеными. Один из них – учёный-конструктор Сергей Павлович Королёв. Именно он воплотил в жизнь самые заветные мечты своего предшественника.

(слайд 5)























































- Благодаря нашим ученым, конструкторам, изобретателям под руководством Королева, Наша страна первой вышла в космос и 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84 кг, удаление от Земли – до 900 км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. (6 слайд)

- Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.

- Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак.

(слайд 7)































































- Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова:

« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».

- Знаете ли вы точную дату полета Ю.Гагарина в космос?

- Да, именно 12 апреля 1961 года Ю.Гагарин на космическом корабле «Восток» с космодрома «Байконур» впервые отправился в неизведанное космическое пространство.(слайд 8)









































- В те годы изо всех радиоприемников слышалась эта песня.

-Послушайте куплет.

-Как поняли слова этой песни?



-Знаете ли вы имена других космонавтов?

(слайд 9)









- Все эти удивительные люди вывели нашу страну на первое место в мире в области космонавтики. Не зря нашу страну стали называть – страной, открывшей путь в космос.






























- Скучно было, не шучу, завтра с вами полечу!

- Давайте вспомним план нашего урока.

- Что еще нам надо узнать о истории нашего государства?

-Откуда можно взять эту информацию?

-Предлагаю поработать в группах.

- Вспомним правила работы в группе.





- Задание: заполнить таблицу, а информацию взять со с.148-149

- Время на выполнение работы - 7 мин.

-Давайте проверим, как вы выполнили задание.


- Какова была тема нашего урока?

-Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили?

- Чтобы понять, как вы разобрались в теме нашего урока, давайте проверим и оценим себя.

- Предлагаю вам выполнить тест.




- Проверьте и оцените себя по шкале оценивания.( ответы на доске)

Домашнее задание по выбору.




- Продолжите фразы:

«Сегодня на уроке я узнал….»;

«Мне было интересно…»

«Для меня было открытием то, что…»

«Я хотел бы поблагодарить …»

В заключение нашего урока я попрошу вас поднять звездочку.

Если вам все было понятно на уроке и вы решили поставленные для себя задачи, то красную. Если считаете, что не до конца поняли данный материал и испытываете трудности, то желтую.


 - Звёзды, млечный путь, огромное небо, Солнце, Луна, Земля, космический корабль, планеты солнечной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  - Заложил основы космической науки, разработал теорию полетов в космос.

Сообщение 1 учащегося:

- Для Сергея Павловича Королева авиация была чем-то особенным. Он родился в семье учителя словесности и проявлял интерес к авиационной технике. Обучаясь в профессиональной строительной школе и посещая различные кружки, он уже тогда проявлял необыкновенные способности. Он мечтал летать и создавать летательные аппараты.

Освоив за 2 года в Киевском политехническом институте все необходимые науки, Королев приезжает в Москву, чтобы продолжить обучение в Высшем техническом училище и учебном заведении для летчиков. Именно здесь он знакомится с Циолковским. После бесед с ним, Сергею Павловичу захотелось летать выше.

Его основным увлечением стал космос. Однако для осуществления своей мечты необходимо было создать ракеты и специальную технику. И в 1933 году в небо взлетела первая ракета, созданная специальной группой во главе с Королевым. Но судьба распорядилась иначе. Молодого ученого обвиняют во вредительстве и отправляют в суровые колымские лагеря. Освободившись, он начинает трудиться над созданием двигателей для ракет и боевых самолетов.

Окончание войны дало возможность Королеву возглавить коллектив конструкторов, работающих над созданием больших ракет. Именно он работал над первым в мире искусственным спутником Земли, который был запущен 4 октября 1957 года.

Именно Сергей Павлович отправил в космос в 1961 году первого космонавта Юрия Гагарина. После этого долгожданного полета, в космос было отправлено еще 5 кораблей и построен более совершенствованный корабль «Восход». Вслед за полетами к неизведанным планетам отправились космические аппараты с автоматизированным управлением. На Луне даже была советская станция. Королев отдавался работе на полную мощь и не заботился о своем здоровье. Такой нагрузки не выдержало его сердце, и он скончался в 1966 году.


 

 

 

 

 

 

 

 Сообщение 2 учащегося:

 - Первый отряд собак – кандидатов на полёты в космос – набирали... в подворотнях. Это были обычные бесхозные собаки. Их отлавливали и направляли в питомник, откуда распределяли по научно-исследовательским институтам. Институт авиационной медицины получал собак строго по заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов (кабина ракеты была рассчитана на маленький вес) и ростом не выше 35 сантиметров. Почему набирали дворняг? Медики считали, что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу, что было равносильно дрессуре. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с интеллектуальными мордашкам.

3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.. Готовили Лайку к полёту очень трогательно. На Байконуре стояла поздняя осень, в кабине было довольно прохладно. Врачи протянули шланг с теплым воздухом от наземного кондиционера, чтобы собака не мерзла.3 ноября 1957-го Лайка отправилась на орбиту. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве.

Через два года в космосе заработали автоматические межпланетные станции. А ещё через год запущен космический корабль, на борту которого были собаки Стрелка и Белка. Они успешно вернулись на землю.

- Юрий Алексеевич Гагарин.

 

12 апреля 1961 года.

 

Сообщение 3 ученика:

Детство крестьянского паренька Юрия Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленщине. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.

После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.

Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым и весёлым человеком. Редко злился, шуткой и смехом всех мирил.

В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но, когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!».

Слушают 1 куплет песни « Я –Земля»

 

- Космонавт номер 2 , дублер Ю.Гагарина –Герман Степанович Титов, наш земляк, с Алтайского края.

- Алексей Леонов- первый человек, вышедший в открытый космос.

- В.Терешкова – первая женщина- космонавт.

- Мы не дети – космонавты,

Выходите из-за парты. (Дети выходят из-за парт)

Все скафандр надели дружно,

Шлем,перчатки – то, что нужно!(одеваются, руки вперёд, б.пальцы вверх)

Теперь идём на Космодром, (медленно идут вперёд)

В ракету сели и потом… (приседают, ручки вверху «домиком»)

Дружно все на раз, два, три… (приподнимаются 3 раза)

Оторвались от Земли! (подпрыгивают)

В невесомости летаем

Как птица в воздухе порхаем. (имитируют полёт в невесомости)

Вдруг сигнал: «Конец полёта!» (щёлкают пальцами 5 раз

Мчит к Земле уже ракета. (руки вверху «домиком», поворот вокруг себя)

Прилетели прямо в класс: (руки через стороны вниз)

-Учитель, ты скучал без нас? (говорят хором дети)


 План

1.Достижения в области космоса

2.События, происходящие в СССР в послевоенный период.

-Из учебника

-Выслушивать мнение каждого, не спорить, работать дружно.

- Следить за временем.

Деление на группы.

 

Выступление представителей от каждой группы. 

 

 

 Выполняют тест.


 

 Самооценивание.

 

 Продолжают фразы.

 

 

 

 Выбирают цветовой индекс.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. 

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;  





















  Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения  учебными действиями;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,  причины неудач.

Коммуникативные:

- проявлять активность в деятельности.









































   

.

 



 

Первичное закрепление

(9 мин.)

Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

 

Мы узнали много нового и интересного, и теперь можем приступать к работе по сбору космических кораблей.

Дидактическая игра «Собери ракету»

На доске из цветной бумаги вырезаны детали космических кораблей, на внутренней стороне которых записаны вопросы:

1. Когда впервые человек побывал в космосе?

2. Первый космонавт.

3.Как назывался космический корабль Ю. А. Гагарина?

4. Сколько минут провел на орбите Ю. А. Гагарин?

5. Первая женщина-космонавт.

6. Первый космонавт, побывавший в открытом космосе.

7. Когда был запущен первый спутник?

8. Когда прекратил свое существование Советский Союз?

9. Как называется костюм космонавта?

10. Как называется место для запуска космических ракет?

Участники команд Конструкторы№1 и Конструкторы №2 по очереди выходят к доске и отвечают на вопросы. Ответив правильно, наклеивают деталь на макет своего космического корабля. Побеждает та команда, чья ракета вперед будет собрана и готова в путь.

- 12 апреля 1961 г.

 

- Юрий Алексеевич Гагарин

- Восток

 

- 108 минут

 

- В.В. Терешкова

- А.А. Леонов

 

- в 1957 г.

 

- в 1991 г.

 

Скафандр

 

Космодром

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;   

 

Итог урока. Рефлексия.

(4 мин.)

Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности.

 

Заканчивая наш урок, хочется вернуться к теме урока «Страна, открывшая путь в космос»

- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

- Значит мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:

- Перед вами ночное небо. Чего на нем не хватает? Украсьте небо звездами:

Если урок понравился и все было понятно – красную звезду.

Все понятно, но остались вопросы – желтую.

Ничего не понятно – зеленую.

- Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.

 

 

 

Слежение за погодой.

Управление полетами самолетов.

Передача телевизионного сигнала.

Организация телефонной связи.

Поиск объектов в океане.

Изучение поверхности Земли и других планет.

- Первыми запустили искусственный спутник Земли;

- Первыми совершили пилотируемый космический полет;

- Первыми направили космическую станцию на Луну;

- Первыми создали искусственный спутник Луны;

- Первыми вышли в открытый космос;

 

 

Домашнее задание

(2 мин.)

Цель: Пояснение содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

 

Обязательное задание: прочитать ещё раз текст учебника с.147-152, выполнить задания в рабочей тетради, стр. 54 № 4.

- Дополнительное задание: выполнить творческую работу по теме урока в свободной форме – кроссворд, презентация, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.

 

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения  учебными действиями;

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,  причины неудач.

Коммуникативные:

- проявлять активность в деятельности.

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Страна, открывшая путь в космос".

Автор: Алексеева Ольга Владимировна

Дата: 26.08.2022

Номер свидетельства: 612203


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства