5.Реализация плана Цель: Формирование знаний- организация работы по усвоению понятий, научных фактов, хронологических событий. Физминутка Цель: Снятие эмоционального напряжение с целью переключения на другой вид деятельности. 6.Контроль Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. 7.Оценка Д/З 8.Рефлексия Цель: Фиксация самооценки своего психоэмоционального состояния своей деятельности. | - Как вы понимаете слово «космос»? - Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». ». От греков слово «космос» перешло в современную науку, как синоним Вселенной. - А как называется наука, изучающая космос? Космонавтика – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. (слайд 3) Космонавтика сравнительно новая наука. -Знаете ли, кто является основоположником этой науки? Ее основоположником считается наш соотечественник – Константин Эдуардович Циолковский. ( 4 слайд ) Он родился в семье лесничего. Перенеся в 14-летнем возрасте скарлатину, он практически потерял слух и учился самостоятельно. В 1879 сдал досрочно сдал экзамены на звание учителя, и был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище . Циолковский работал над проблемами создания дирижабля ,занимался главным образом теорией движения ракет. Он разработал теорию многоступенчатых ракет, теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями. Он воплотил в жизнь увлекательные истории писателей – фантастов. -Как вы поняли, в чем заслуга Циолковского? - Позже идеи Циолковского были развиты другими выдающимися учеными. Один из них – учёный-конструктор Сергей Павлович Королёв. Именно он воплотил в жизнь самые заветные мечты своего предшественника. (слайд 5) - Благодаря нашим ученым, конструкторам, изобретателям под руководством Королева, Наша страна первой вышла в космос и 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84 кг, удаление от Земли – до 900 км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. (6 слайд) - Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. - Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. (слайд 7) - Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова: « Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее». - Знаете ли вы точную дату полета Ю.Гагарина в космос? - Да, именно 12 апреля 1961 года Ю.Гагарин на космическом корабле «Восток» с космодрома «Байконур» впервые отправился в неизведанное космическое пространство.(слайд 8) - В те годы изо всех радиоприемников слышалась эта песня. -Послушайте куплет. -Как поняли слова этой песни? -Знаете ли вы имена других космонавтов? (слайд 9) - Все эти удивительные люди вывели нашу страну на первое место в мире в области космонавтики. Не зря нашу страну стали называть – страной, открывшей путь в космос. - Скучно было, не шучу, завтра с вами полечу! - Давайте вспомним план нашего урока. - Что еще нам надо узнать о истории нашего государства? -Откуда можно взять эту информацию? -Предлагаю поработать в группах. - Вспомним правила работы в группе. - Задание: заполнить таблицу, а информацию взять со с.148-149 - Время на выполнение работы - 7 мин. -Давайте проверим, как вы выполнили задание. - Какова была тема нашего урока? -Получили ли вы ответы на вопросы, которые ставили? - Чтобы понять, как вы разобрались в теме нашего урока, давайте проверим и оценим себя. - Предлагаю вам выполнить тест. - Проверьте и оцените себя по шкале оценивания.( ответы на доске) Домашнее задание по выбору. - Продолжите фразы: «Сегодня на уроке я узнал….»; «Мне было интересно…» «Для меня было открытием то, что…» «Я хотел бы поблагодарить …» В заключение нашего урока я попрошу вас поднять звездочку. Если вам все было понятно на уроке и вы решили поставленные для себя задачи, то красную. Если считаете, что не до конца поняли данный материал и испытываете трудности, то желтую. | - Звёзды, млечный путь, огромное небо, Солнце, Луна, Земля, космический корабль, планеты солнечной системы. - Заложил основы космической науки, разработал теорию полетов в космос. Сообщение 1 учащегося: - Для Сергея Павловича Королева авиация была чем-то особенным. Он родился в семье учителя словесности и проявлял интерес к авиационной технике. Обучаясь в профессиональной строительной школе и посещая различные кружки, он уже тогда проявлял необыкновенные способности. Он мечтал летать и создавать летательные аппараты. Освоив за 2 года в Киевском политехническом институте все необходимые науки, Королев приезжает в Москву, чтобы продолжить обучение в Высшем техническом училище и учебном заведении для летчиков. Именно здесь он знакомится с Циолковским. После бесед с ним, Сергею Павловичу захотелось летать выше. Его основным увлечением стал космос. Однако для осуществления своей мечты необходимо было создать ракеты и специальную технику. И в 1933 году в небо взлетела первая ракета, созданная специальной группой во главе с Королевым. Но судьба распорядилась иначе. Молодого ученого обвиняют во вредительстве и отправляют в суровые колымские лагеря. Освободившись, он начинает трудиться над созданием двигателей для ракет и боевых самолетов. Окончание войны дало возможность Королеву возглавить коллектив конструкторов, работающих над созданием больших ракет. Именно он работал над первым в мире искусственным спутником Земли, который был запущен 4 октября 1957 года. Именно Сергей Павлович отправил в космос в 1961 году первого космонавта Юрия Гагарина. После этого долгожданного полета, в космос было отправлено еще 5 кораблей и построен более совершенствованный корабль «Восход». Вслед за полетами к неизведанным планетам отправились космические аппараты с автоматизированным управлением. На Луне даже была советская станция. Королев отдавался работе на полную мощь и не заботился о своем здоровье. Такой нагрузки не выдержало его сердце, и он скончался в 1966 году. Сообщение 2 учащегося: - Первый отряд собак – кандидатов на полёты в космос – набирали... в подворотнях. Это были обычные бесхозные собаки. Их отлавливали и направляли в питомник, откуда распределяли по научно-исследовательским институтам. Институт авиационной медицины получал собак строго по заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов (кабина ракеты была рассчитана на маленький вес) и ростом не выше 35 сантиметров. Почему набирали дворняг? Медики считали, что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу, что было равносильно дрессуре. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с интеллектуальными мордашкам. 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.. Готовили Лайку к полёту очень трогательно. На Байконуре стояла поздняя осень, в кабине было довольно прохладно. Врачи протянули шланг с теплым воздухом от наземного кондиционера, чтобы собака не мерзла.3 ноября 1957-го Лайка отправилась на орбиту. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Через два года в космосе заработали автоматические межпланетные станции. А ещё через год запущен космический корабль, на борту которого были собаки Стрелка и Белка. Они успешно вернулись на землю. - Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года. Сообщение 3 ученика: Детство крестьянского паренька Юрия Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленщине. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке. После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым и весёлым человеком. Редко злился, шуткой и смехом всех мирил. В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но, когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!». Слушают 1 куплет песни « Я –Земля» - Космонавт номер 2 , дублер Ю.Гагарина –Герман Степанович Титов, наш земляк, с Алтайского края. - Алексей Леонов- первый человек, вышедший в открытый космос. - В.Терешкова – первая женщина- космонавт. - Мы не дети – космонавты, Выходите из-за парты. (Дети выходят из-за парт) Все скафандр надели дружно, Шлем,перчатки – то, что нужно!(одеваются, руки вперёд, б.пальцы вверх) Теперь идём на Космодром, (медленно идут вперёд) В ракету сели и потом… (приседают, ручки вверху «домиком») Дружно все на раз, два, три… (приподнимаются 3 раза) Оторвались от Земли! (подпрыгивают) В невесомости летаем Как птица в воздухе порхаем. (имитируют полёт в невесомости) Вдруг сигнал: «Конец полёта!» (щёлкают пальцами 5 раз Мчит к Земле уже ракета. (руки вверху «домиком», поворот вокруг себя) Прилетели прямо в класс: (руки через стороны вниз) -Учитель, ты скучал без нас? (говорят хором дети) План 1.Достижения в области космоса 2.События, происходящие в СССР в послевоенный период. -Из учебника -Выслушивать мнение каждого, не спорить, работать дружно. - Следить за временем. Деление на группы. Выступление представителей от каждой группы. Выполняют тест. Самооценивание. Продолжают фразы. Выбирают цветовой индекс. | Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями; Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач. Коммуникативные: - проявлять активность в деятельности. |