Создание условий для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. Барто, ее произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения; развитие речи, памяти и логического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стихи А.Л. Барто "Помощница", "Игра в слова".»
Учитель: Е. В. Давыдова
Класс: 1
Предмет: Литературное чтение
Тема урока. Стихи А.Л. Барто "Помощница", "Игра в слова.
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством А. Барто, ее произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения; развития речи, памяти и логического мышления
Планируемые результаты:
Предметные: дети научатся декламировать стихотворения А.Л.Барто; правильно, осознанно и выразительно читать небольшие стихотворения, рассуждать на заданную тему.
Метапредметные: развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения
Личностные: адекватная мотивация, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Образовательные ресурсы: выставка книг А. Л. Барто, сюжетная иллюстрация, предметные картинки, аудиозапись.
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Все зашли ребята в класс?
Мы начнем урок сейчас.
Сели ровно, подравнялись,
С мыслями быстрей собрались.
-Какое настроение выберем на урок? Покажите.
Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением.
II. Речевая разминка
Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.
Купили каракатице кружевное платьице.
Ходит каракатица, хвастается платьицем.
Жаба ждёт, раздув живот.
Жук летит ей прямо в рот.
Шила шапку – сшила тапку.
- С какой целью проводим речевую разминку?
III.Постановка целей и определение темы урока.
- На уроках чтения мы знакомимся с произведениями известных русских поэтов и писателей. Этот урок посвящён детской поэтессе Агнии Львовне Барто. Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Мы отправимся в увлекательное литературное путешествие. Как вы думаете, для чего люди путешествуют? (Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное) - А теперь угадайте, на каком транспорте мы поедем.
Загадка
Что за чудо – жёлтый дом! Ребятишек много в нем. Носит обувь из резины и питается бензином! ( Автобус)
- Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус)
Дети имитируют средство передвижения.
- Мы в автобусе сидим и в окошечки глядим.
Глядим назад, глядим вперёд. А автобус нас везёт.
IV. Работа над материалом урока
1. Работа с выставкой книг. Ознакомление с биографическими данными А. Л. Барто.
- Отгадайте, как называется первая остановка:
Снаружи смотришь: дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай! (Библиотека)
Первая остановка. «Библиотека».
БиографияА.Л.Барто. Родилась в Москве, в семье врача-ветеринара. Когда Агния была ещё совсем маленькая, отец ей подарил книгу «Как живёт и работает Л.Толстой». С помощью этой и других книг она научилась читать. В детстве мечтала стать балериной. Но любовь к поэзии победила. Стихи начала писать рано. Первым и строгим ценителем этих стихов был отец. Большинство стихов Агнии Барто написано для детей - дошкольников или младших школьников. Стихи нетрудно читать и запоминать детям. Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира.
- Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.
2. Ознакомление с произведениями А. Л. Барто для дошкольников. - Продолжаем свой путь.
- Мы в автобусе сидим и в окошечки глядим.
Глядим назад, глядим вперёд. А автобус нас везёт.
Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили… (дети дополняют) в детский сад.
Вторая остановка. «Детский сад».
- Здесь мы поработаем с книгой «Я расту». Сейчас мы послушаем чтение наизусть стихотворений, которые предназначены для малышей. («Мишка», «Бычок», «Самолёт», «Лошадка», «Грузовик», «Зайка», «Мячик»)
- Некоторые стихи похожи на чистоговорки, например, «Резиновая Зина». Послушайте его. Слушание аудиозаписи)
3. Работа по учебнику. - Продолжаем свой путь.
- Мы в автобусе сидим и в окошечки глядим.
Глядим назад, глядим вперёд. А автобус нас везёт.
Загадка Стоит дом, кто в него войдет - тот ум приобретет. Третья остановка. «Школа». Работа по учебнику с. 104, 105.
2) Чтение стихотворения по частям (по строфам) и анализ содержания.
- Как зовут помощницу?
- От чего она так устала?
- Какие дела успела Таня выполнить за день?
-Что она обещала сделать завтра?
3) Беседа о помощниках.
- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими полезными делами, от выполнения которых человеку становится легче)
Игра
- Я сейчас буду перечислять разные дела. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши: стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.
4) Чтение стихотворения хором.
5) Развитие речи. Составление рассказа по иллюстрации «Помощь маме».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Мамины помощники» Дружно маме помогаем, (маршируем) Пыль повсюду вытираем, (Движение руками по кругу) Мы белье теперь стираем, (движение руками вправо-влево) И полы мы подметаем. (движение руками вправо-влево) В магазин бегом бежим (бег на месте) На диване посидим. (Приседаем) Маму вечером встречаем (руки развести в стороны) Крепко-крепко обнимаем. (Обнимаем себя)
«Большая стирка» Буду маме помогать, (трем кулачки друг о друга) Буду сам белье стирать: Мылом мою я носки, (трем кулачком о ладошку) Крепко трутся кулачки. (Трем кулачком друг о друга) Сполосну носки я ловко, (двигаем кистями вправо, влево) И повешу на веревку. (Поднять руки вверх, кисти согнуть)
Работа над стихотворением «Игра в слова»
1) Первичное восприятие стихотворения.
- С какими словами связано воображение детей в этом стихотворении?
2) Чтение стихотворение по частям и обсуждение содержания каждой части.
Словарная работа: ключ.
3) Чтение молча.
4) Придумывание продолжения стихотворения. (Учитель помогает детям. Показывает иллюстрации: молоток, звонок, собака.)
Скажи «собака» - звонкий лай послышится вокруг.
А может вспомнишь, что она – твой настоящий друг.
А вот звонок заливистый, звучит он очень громко.
И побежали на урок мальчишка и девчонка.
Когда увидишь молоток, звучит повсюду стук.
Бей осторожно по гвоздям, а не по пальцам рук.
4. Работа с дополнительной литературой.
Загадка
- Там все люди живут. Создают там уют.
Рано утром встают. На работу и в школу идут. (Дом)
Четвёртая остановка. «Дом».
- Как наш дом связан с уроком чтения? Дома мы учим уроки, занимаемся своим развитием, работаем дополнительно. Если вы хотите лучше узнать произведения А. Л. Барто, вы должны читать дополнительно, читать дома. А сейчас мы послушаем детей, которые подготовили дополнительные произведения.
V. Повторение и закрепление материала
- Какие произведения А. Л. Барто вы запомнили?
- Продолжить:
Скажи потише: «Шесть мышат» - и сразу мыши …
А скажешь слово «Листопад» - и листья …, …
Скажи «родник» - и вот возник весёлый …. …
VI. Итог урока.
- Чему учат нас стихи А. Л. Барто?
- Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.