Просмотр содержимого документа
«Средние века: время рыцарей и замков»
«ФГОС НОО в действии. Мой новый урок по предмету окружающий мир»
Автор: Гах Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Тема: Средние века: время рыцарей и замков.
Учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: Учебник: 4 класс: В 2 ч. Ч.2-М.:Просвещение, 2011.-208 с.
Цель: создавать условия для формирования представлений о Средневековье как исторической эпохе.
Задачи: создать условия для:
формирования представлений учащихся о рыцарях, их занятиях, образе жизни.
развития мышления, умения рассуждать, сравнивать, обобщать, самостоятельно делать выводы;
воспитания интереса к истории, потребности сотрудничать, взаимодействия с товарищами.
Оборудование: презентация урока, буклеты.
Время урока: 40 минут
Структура урока:
Этапы урока
Временная реализация
Организационный момент
Целеполагание
Поиск ответов на поставленные вопросы
Физминутка
Поиск ответов на поставленные вопросы (продолжение)
Рефлексия
Домашнее задание
15 сек.
5 мин.
15 мин.
30 сек.
15 мин.
5 мин.
15 сек.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел у нас звонок Начинаем наш урок. - Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка на вашем лице и хорошее настроение будут с вами в течение всего урока.
Целеполагание
- Кто изображен на рисунке? (ответы детей) (слайд 2)
- Мы продолжаем путешествие по страницам истории. Сегодня отправимся в эпоху рыцарей, замков – эпоху средневековья.
- Чтобы вы хотели узнать о средних веках? (слайд 3)
- Постараемся ответить на все поставленные вопросы.
3. Поиск ответов на поставленные вопросы.
- Эпоха Средневековья считается самой длинной по времени эпохой. Обратимся к «ленте времени» (Приложение 1).
- Средние века начались в 5 в. По времени эта эпоха длилась 1000 лет. Определите, в каком веке она закончилась? (в 15в.)
- Давайте отметим этот временной промежуток на «ленте времени».
- В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим. (слайд 4)
- Кто такие рыцари? (слайд 5) Поиграем в «ассоциации». Запишите в буклете слова, которые ассоциируются у вас со словом рыцари. В 1 столбик 3 им. существительного, во 2 столбик 3 им. прилагательного и в 3 столбик 3 глагола.
После выполнения работы, дети «выкрикивают» с места слова, которые они записали, а учитель фиксирует их на доске также в 3 столбика. Схожие слова (например, воин, воевать, воинственный) не записываются, только какое-то одно из них.
- Я предлагаю вам сейчас разбиться на группы, так называемые книжные издательства. Представьте, что вы получили задание написать в словарь кто такие рыцари. Ваша задача для начала определить, в какой словарь вы будете писать определение и, используя слова записанные на доске, составить определение «Рыцари – это…» (после работы в группе дети зачитывают свои определения, а учитель на доске подчеркивает слова, которые дети использовали)
- А кто попробует составить определение, используя все слова, подчеркнутые на доске. (ответы детей)
- Обратимся словарю иностранных слов. Рыцарь - от нем. Ritter, «всадник», «конный воин»; средневековый дворянский почётный титул в Европе. (слайд 6)
- Запишите в буклете определение «Рыцарь - … »
- Человек какого сословия мог стать рыцарем? (ответы детей) (слайд 7)
- Проверим ваши предположения. Как выглядел рыцарь, что он носил? (доспехи, оружие, конь)
- Это стоило денег? (да)
- А, значит, кто мог себе позволить быть рыцарем? (феодал)
- Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже только человек благородного происхождения, потомок рыцаря.
- А женщина могла стать рыцарем? (нет)
- Почему?
- Истории известны женщины-рыцари. Самой знаменитой среди них была Жанна д’Арк.
4. Физминутка
5. Поиск ответов на поставленные вопросы (продолжение).
- Для того, чтобы стать настоящим рыцарем, требовалось много времени и сил. А как воспитывали воина-рыцаря? Прочитайте текст. По мере текста, расставьте карандашом знаки, предлагаемые в листе. (анализ работы после ее выполнения, дополнения) (Приложение 2)
- Одной из важных наук, которую изучали рыцари, была геральдика. Что это за наука? (сообщение ученика) (Приложение 3)
- Запишите определение геральдики в буклет.
- Интересно, а сможете ли вы одолеть эту науку. Предлагаю каждой группе рассмотреть герб и попробовать разгадать, что он может рассказать о своем хозяине (каждой группе выдается рисунок герба и условные обозначения). (Приложение 4)
Анализ работы (слайд 8).
- «Мой дом – моя крепость» - высказывание, которое пришло к нам из средних веков. Как выглядели крепости, в которых жили рыцари?
- Если вам что-либо известно по этому поводу, то заполните в «бортовом журнале» столбик «мне известно…»
- Самостоятельно изучите текст учебника на с. 18-19 и заполните колонку журнала «что узнал».(Приложение 2)
Мне известно …
Что узнал …
- Как же выглядел замок рыцаря? (ответы детей)
- Рассмотрите иллюстрации сооружений и определите, какие из них являются замками, а какие нет и почему? (работа в буклете) (слайд 9)
- С какой целью рыцарь строил именно такой замок? (чтобы защититься)
- Зачем он должен был защищать свой замок? (это было его основное занятие - воевать)
- Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны?
- Выберите из названного списка только то, чем действительно мог заниматься рыцарь. (слайд 10)
1. устраивали пиры
2. ходили по рынкам за продуктами
3. участвовали в турнирах
4. охотились
5. играли в шахматы
6. писали стихи
7. путешествовали
8. занимались выращиванием пшеницы
9. тренировались в метании копья, борьбе
10. принимал гостей.
- В перерывах между войнами рыцари проводили в пирах, на охоте и рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем.(слайд 11)
- Обратитесь к буклету. Какие виды деятельности рыцаря представлены на иллюстрациях? Запишите.
6. Рефлексия
Кубик Блума (на гранях кубика записаны начальные слова вопросов – почему…, объясни…, назови…, предложи…, придумай…, поделись…). Задайте вопросы со слов, выпавших вам на кубике, а ребята на них ответят.
7. Домашнее задание
- Вы можете выбрать одно из предложенных домашних заданий:
1. Попробуйте дома на машине времени переместиться в эпоху средних веков и написать рассказ о своем путешествии по средневековью.