Цель урока: Закрепить математическое понятие «Буквенные выражения», умение читать, сравнивать, записывать, находить значения математических (буквенных и числовых) выражений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Ребята сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. Улыбка может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
3. Постановка цели.
Целью нашего путешествия будут испытания, которые ждут нас, так как мы должны будем показать свои знания о буквенных выражениях не только гостям, но и героям мультфильма, которые пришли тоже на вас посмотреть. И если мы справимся с заданиями, то они нам покажут новую серию о себе.
Сегодня мы закрепим полученные раннее знания по этой теме, умение читать, сравнивать, вычислять буквенные выражения.
А сейчас я хочу пригласить вас вместе с гостями в путешествие в страну …. (фонограмма песни из мультфильма)Фиксиков". ( Фиксики- российский анимационный мультсериал для всей семьи. Он создан по мотивам повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки».Персонажи: Мася, Папус, Нолик, Симка, Кусачка, Дим Димыч. Они живут внутри машин и приборов.Фиксики ухаживают за техникой изнутри, чистят,смазывают, устраняют мелкие поломки. Они умелые и добросовестные мастера.)
Вы ведь все очень любите этот мультфильм? Ну, как, согласны?
Но дверца в эту страну закрыта на необычный замок, шифр которого нам нужно отгадать.
112 121 112 221 112 222
У Кощея три сундука. В них хранятся золото, серебро и буквенные выражения. Отгадайте, что в каком сундуке, если во втором сундуке – серебро, а в первом – не золото.
4.Устный счёт.
-Началась наша работа. А разве может быть математика без устного счёта?
а) Цепочка примеров.
8-2+1+3-4+2= 8 (1 в) 10-4-3+2 +4+ 0=9 (2 в)
Дети выполняют вычисления в уме, вслух произносят конечный результат.
б) Веер цифр « Покажи ответ»
– К 5 прибавить 3? -Из 8 вычти 3? Увеличь 2 на 6?
– Сколько будет 7 да 2? Сколько будет 6 без 3?
– Какое число больше 6 на 1? Меньше 5 на 2?
– Какое число получится, если 4 увеличить на 2? Если 8 уменьшить на 2?
– Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 8?
– Найдите сумму чисел 2 и 1?
-- Сколько букв в слове Фиксики? (7) .Сколько гласных?(3)
– Какое число идет при счёте за числом 9? Как получить последующее число? (+1)
– Какое число стоит перед числом 11? Как получить предыдущее число? (-1)
в) Найди название.
Число, из которого вычитают –
Число, которое вычитают –
Результат вычитания –
Числа, которые складывают –
Результат сложения –
-Как называются компоненты при сложении и вычитании?
г) Задача на смекалку.
- Из-за куста торчат 6 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков спрятались? (3)
- За калиткой спрятались цыплята. Видны 10 лапок.
Сколько было цыплят? (5)
д)- Я называю число, а вы дополните его до 10.
2 4 1 5 3 7 9 6 8 Ответы на веере цифр
е)Вставь + или-; 7* 7*5=5 (7-7+5=5)
4*3*0=7 (4+3-0=7)
ё) Во время устного счёта несколько учащихся работают у доски.
2 учащихся: решить примеры с окошечками.
6- ? = 4 9 - ? = 4
3 + ? = 5 ? + 4 = 7
9 - ? = 6 6 - ? = 6
? - 5 = 5 ? – 4 = 4
2 учащихся
1-й увеличивает каждое из данных чисел на 3: 5 ,4,1,7
2-й уменьшает каждое из данных чисел на 3: 9, 6, 10, 3 .
2 человека получают карточки
1 карточка: 10-а.при а=9,6,5,3,2.
2 карточка: 2+ х, при х=0,2,4,7,8.
Игра "Найди ошибки"
0 + 8 + 2 = 10
6 + 2+ 1 = 10
10 - 2 - 3 = 8
7 - 3 - 2 = 4
ж) Сравни выражения
з)а+в=х
в+а=?
х-а=?
х-в=?
5. Введение в тему урока.
СРАВНЕНИЕ, РЕШЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ и БУКВЕННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.
Посмотрите внимательно на записи.
-Сначала выберите числовые выражения, затем буквенные.
-Сравните между собой выражения и скажите, чем они отличаются
5 + 3 8 + 2 а - 5 4 - 4 с +6 а-2
- Составьте из этих выражений две группы.
5 + 3 а - 5
8 + 2 с+6
4 – 4 а -2
- Как называются данные записи? (числовые и буквенные выражения)
- Что значит найти значение выражения? (посчитать и записать результат) - Во всех ли выражениях можно найти значение сразу? (нет, в буквенном нельзя, не хватает данных)
- Что можно изменить, чтобы найти значение буквенного выражения с+6 (заменить букву на число)
6.Работа по теме урока.
-Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (находить значение буквенных выражений и сравнивать их)
Чтобы выполнить вычисления, что мы должны сделать? (заменить латинские буквы на числа)
Давайте вспомним алгоритм решения буквенных выражений:
прочитать;
записать;
подставить в выражение число;
вычислить.
в
6
7
8
9
0
в – 5
1
в + 1
7
(заменю в на число…)
- В результате вычислений, какие выражения мы получили? (числовые)
- Какие выражения называют буквенными? (в записи которых есть буква)
- Как читаются буквенные выражения?(Так же, как и числовые)
- Для чего нужны буквенные выражения? (для того, чтобы получать разные числовые выражения) Сравни: в-5 и в+1 (в-5меньше, чем в+1)
физминутка.
Шли по крыше три кота, Три кота Василия. (Ходьба.)
Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. (Поднимание рук.)
Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз. (Приседание.)
И сказали три кота: - Красота! Красота! (Хлопки в ладоши.)
Работа в парах по карточкам:
с
4
5
6
7
8
с – 2
2
с + 2
6
Сравни не вычисляя: (в тетради) 4+в*5+в 7+с* 7-с 8-х* 8+х
у-2* у-3 а+с*с+а в+5*в-5
7.Закрепление
а)Давайте внимательно посмотрим на доску и поможем определить, какая из записей представляет буквенное выражение?
5
выражение
неравенства
равенства
+ 3 7 c
6 – b 7 – 2 = 5
-Почему запись 7 c не является выражением? (это неравенство)
- Что такое 7 – 2 = 5? (равенство)
- Что такое5 + 3? (числовое выражение)6-в? (буквенное выражение)
б)Разложи по ящикам:рав-во,нерав-во, бук. выражение, чис. выражение.