Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г(слайд № 4)
- Что скажите про данные единицы измерения? (слайд № 5)
Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век.
(слайд № 6)
Учитель:Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения к первой или второй? (слайд № 7)
3.Постановка учебной задачи.
Определите тему нашего урока. (слайд № 8)
Чему будем учиться?
Что мы уже знаем об этой величине? Что умеем? Зачем в 4 классе опять эта тема?
4.Составление плана для достижения учебной задачи.
По какому плану мы изучаем величины?
Что я знаю об этой величине?
Какие я знаю единицы измерения данной величины?
Соотношение единиц данной величины
Перевод единиц данной величины
Сравнение единиц данной величины
Арифметические действия с единицами измерения
5. Физминутка.
Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например: 1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы. 2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад. 3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками. 4) "Будильник" - хлопки над головой. 5) "Пружинка" - приседания. 6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.
6.Работа по теме
Что вы знаете о величине – время?
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
ВРЕМЯ, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого.
Во многих европейских языках “время” – одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы?
Нет времени.
Время летит.
Время как резиновое.
Тратить время.
Убить время!
Времени хоть отбавляй!
Экономить время.
(слайд № 9)
Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.
-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?
Люди, жившие в древние времена в Египте и на Ближнем Востоке, также хотели ориентироваться во времени, однако у них не было часов. Тем не менее, пять тысяч лет тому назад астрономы из древнего города Вавилон в Месопотамии разделили период времени от восхода солнца до следующего восхода на 24 часа. Сегодня, когда у нас есть часы, измеряющие время до мельчайших долей секунды, древние единицы времени по-прежнему остаются в силе.
ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Ещё в древние времена люди умели ориентироваться во времени и в пространстве: по звёздам, по Солнцу, ещё тогда были изобретены первые солнечные часы. За много веков до наших дней в различных культурах создавались инструменты для отсчёта времени.
Тысячи лет назад люди определяли время, наблюдая за сменой дней, ночей и времен года. Простейшими часами, указывающими течение времени, были солнечные часы. Впервые такими часами начали пользоваться в Древнем Египте.
Эти часы были изобретены в Китае свыше тысячи лет назад. Внутри находилось водяное колесо, к которому были прикреплены чашки, наполняемые водой. Когда чашки становились слишком тяжелыми, колесо вращалось, приводя в действие шестеренки часового механизма.
Первыми точными часами были маятниковые часы. Маятник - грузик на конце длинного стержня - качается с равными интервалами. В настенных часах он затрачивает на одно качание секунду. Маятник соединен с подвешенной гирькой системой зубчатых колес — шестеренок. Благодаря анкерному механизму стрелки, приводимые в движение висящей гирей, равномерно движутся по кругу.
О чём мы сейчас говорили?
Что изучаем дальше?
Какие вы ещё знаете единицы измерения времени?
Тысячелетие – промежуток времени, равный 1000 годам.
Век – промежуток времени, равный 100 календарным годам. XXI век длится с 1 января 2001 года по31 декабря 2100г.
Год – промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звёздный, солнечный, лунный, календарный (365, 366дней).
Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.
Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введён на Древнем Востоке.
(Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.)
Сутки – единица времени, равная 24ч.
Час – единица времени, равная 60 мин.
Минута – единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».
Секунда – единица времени, от латинского «второе деление».
(слайд № 10 )
По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 2 марта, вторник, зима, 2010 год, ХХI век, 9 часов" и т.п.)
Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени.
Ребята, у вас есть сейчас такая возможность показать насколько вы внимательны и дружны.
Работа в парах (повторение правил работы в паре)
Восстановите правильную последовательность:
1век 60 с
1год 60мин
7 суток
1 сут 24ч
1ч 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 мин 100 лет
1 неделя 365 или 366 суток
1 месяц 12мес
(Данные листочки предложены детям и используется слайд № 11)
для проверки (слайд № 12)
Используя таблицу, которую вы составили вырази:
в сутках: 48ч, 96ч;
в часах: 2 сут., 120 мин;
в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
в годах: 60 мес., 84 мес.
в секундах: 5 мин, 16мин;
в минутах: 600с, 5ч.
(слайд № 13)
Какую работу выполняли?
Что изучаем дальше? (по учебнику № 3,5,6,7,9)
7.Итог урока. Рефлексия.
Что изучали? Как?
Выставление оценок за урок. На слайд № 14 изображение лесенки со ступенями: