kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные педагогические технологии как инструмент повышения качества начального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в обществе. При этом, те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо. Наша задача – «развернуть» общество навстречу тем потребностям, которые есть у людей, которые живут в нашей стране. В первую очередь, у молодых людей, получающих образование, ученых, исследователей, преподавателей, педагогов. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии как инструмент повышения качества начального образования»

Содержание

- Введение (стр. 3)

- Коммуникативные технологии обучения. (стр. 4-11)

- Заключение (стр. 12)

- Литература (стр. 13)



Введение

В настоящее время, хотим мы этого или нет, мы все живем в обществе. При этом, те возможности, которые теперь открываются, используются весьма слабо. Наша задача – «развернуть» общество навстречу тем потребностям, которые есть у людей, которые живут в нашей стране. В первую очередь, у молодых людей, получающих образование, ученых, исследователей, преподавателей, педагогов. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться.

Коммуникация образования и науки является частью глобального процесса. Коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.

Актуальность данной контрольной работы заключается в том, что необходимость повышения уровня образования опирается на коммуникативные технологии обучения.

Цель контрольной работы: установить, какие коммуникативные технологии наиболее подходят для применения.

Задачи:

- дать понятие коммуникативных технологий;

- установить виды коммуникативных технологий, охарактеризовать их;



Коммуникативные технологии обучения.

Сущность коммуникативных технологий – в создании ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения/понимания/усвоения. При этом знаньевый компонент обучения отходит на второй план, а на авансцену процесса обучения выходит приобретение опыта целеориентированной и ценностно-осмысленной коммуникации и соответствующих компетенций.

Реализация коммуникативных технологий обучения связана с рядом предпосылок и принципиальных требований к педагогу, в том числе:

· активность и интерактивность (т.е. взаимная и совместная активность) всех субъектов образовательной деятельности;

· приоритетность личностного развития всех участников педагогического процесса перед задачами усвоения знаний;

· отказ педагога от авторитарной позиции «всезнающего»; адаптивность образовательной среды, педагогический оптимизм (вера в возможности и добрую волю всех обучающихся);

· индивидуализация и дифференциация процесса обучения (использование коммуникативных технологий должно допускать разную степень вовлеченности/участия учащихся).[1]

Часто в коммуникативных технологиях выделяют следующие подвиды: диалоговое обучение (ориентированное на непосредственный контакт учителя и обучающихся), игровое обучение (ориентированное на моделирование различных ситуаций) и case-studies (дословно, исследование случаев, многосторонние исследования значимых ситуаций).

Диалоговое обучение.

Диалоговое обучение может быть реализовано в разных формах: проблемно-поисковой технологии (учитель ставит перед учащимися проблемы и задачи, которые они совместно обсуждают); учебные дискуссии (учащиеся, разделенные на команды, полемизируют по актуальным проблемам); эвристические беседы (учитель вместе с учащимися в свободной форме обсуждают сложные научные и жизненные проблемы); «круглый стол» (широкое обсуждение актуальных проблем, направленное на обмен мнениями и обсуждение общих идей).

Специфические задачи учителя в рамках диалогового обучения: формулировка проблем для обсуждения; подбор и распределение литературы, назначение ответственных (докладчик, содокладчик, оппонент, аналитик), фиксация противоречий и руководство дискуссией.

В задачи учащихся входит поиск и систематизация актуальных высказываний, формулировка собственных мыслей, постановка вопросов, уточнение и корректировка сомнительных утверждений. При этом, весьма важно, чтобы высказывания учащихся находились в связи с реализуемыми ими социальными позициями: оппонента, рецензента, логика, эксперта и пр.

Игровые технологии

Специфика игровых технологий – в их опоре на механизмы игровой деятельности и, в частности, актуализацию эмоционального содержания, связанного с идентификацией с некоторой ролью, активным взаимодействием, достижением индивидуального и общего «выигрыша». Широкое распространение в педагогике нашли ролевые игры (разыгрывание жизненных ситуаций), деловые игры (воссоздание предметной и социальной специфики некоторой деятельности); организационно-деловые (направленные на моделирование сложных систем управления, в том числе, инновационных, творческих и пр.).

В условиях общего образования, наиболее распространены ролевые игры (особенно, в системе дошкольного образования и при изучении иностранных языков) и деловые игры (при изучении всех предметов). Среди деловых игр, особой популярностью пользуются: урок-суд (урок организуется в виде судебного разбирательства по поводу какого-то литературного персонажа, ситуации, явления), урок-аукцион (учащиеся соревнуются за право приобретения какого-то значимого предмета, «оплачивая» его своими познаниями по проблеме), пресс-конференция (учитель выступает в качестве ведущего пресс-конференции, одна часть учащиеся – корреспондентов, а другая – экспертов).

Case-study

Как уже отмечалось, кейс-стади возникло как результат адаптации в образовании ситуаций, связанных с судебным разбирательством и экспертизой. Целью кейса (как правило, используется это сокращение) является приобретение всеми его участниками опыта творческого решения жизненных ситуаций, развитие аналитических, практических и творческих навыков. Отличительной чертой кейса является избыточность информационных и дидактических материалов, а также – предварительное структурирование ситуации обсуждения.

Создание материалов для кейса и разработка сценария проходит несколько этапов. В частности, необходимо определение целей (формируемых компетенций), подбор ситуаций, адекватных природе и формируемым компетенциям, подбор источников информации, формирование материалов, их экспертиза, оптимизация и апробация кейса. Результатом этих усилий становится кейс, включающий, как правило, три компонента: описание конкретной ситуации, вспомогательную информацию и задания к кейсу.[5]

Подчеркнем, что создание кейса – длительный процесс, включающий экспертизу качества его материалов, оценку степени их соответствия формируемым компетенциям, уровень трудности, информативность и пр.

В начале 2009 года в Кремле состоялось первое заседание совета по развитию коммуникативного общества при президенте России. Указ о его создании был подписан в ноябре 2008 г. Открывая заседание, Дмитрий Медведев подчеркнул, что никакой прогресс и модернизация невозможны без ИТ: «это касается и научно-технической сферы, и собственно вопросов управления и даже вопросов укрепления демократии в стране». Говоря о развитии коммуникативных технологий в социальной сфере, Медведев Д.А. подчеркнул, свое: «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий».

Современные коммуникационные технологии обладают дидактическими свойствами и функциями, различия между которыми достаточно четко описаны в работе Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и М.В. Моисеевой [3]. Дидактические свойства современных КТ – основные характеристики, признаки конкретных технологий, отличающие одни от других, существенные для дидактики (включая лингводидактику) как в плане теории, так и в плане практики. Под дидактическими функциями современных КТ понимаются внешние проявления средств КТ, используемые в учебно-воспитательном процессе для реализации поставленных целей [3].

Возможность организации синхронного и асинхронного общения. Современные коммуникационные технологии создают условия для организации синхронного (чат, технология Skype) и асинхронного (электронная почта, веб-форум, блог) общения между пользователями сети Интернет. Это дидактическое свойство может быть использовано в реализации телекоммуникационных проектов между российскими школьниками и студентами, а также с зарубежными сверстниками, когда обучающиеся во внеаудиторное время совместно работают над решением поставленной проблемы, используя при этом изучаемый язык в качестве средства общения. В методической литературе имеются современные исследования, в которых авторы доказали эффективность телекоммуникационных проектов в развитии видов речевой деятельности и формировании социокультурной и межкультурной компетенций.

Выстраивание обучающимися индивидуальной образовательной траектории.На современном этапе развития образования проблема выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающихся приобретает особую актуальность. Импульс появлению и развитию данного педагогического направления дали психологические исследова­ния (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и других ученых) о специфике развития и преобладании у обучающихся основных видов мышления (практически-действенного, наглядно-образного и словесно-теоретического). Согласно ведущим компонентам мышления каждый обучающийся по-своему воспринимает учебный материал. Одному необходимо увидеть логические закономерности между изучаемыми объектами, другому – усвоить теоретические знания через практическую деятельность, и т.п. В этой связи, в зависимости от преобладающего вида мышления у конкретного ученика или студента, им используется определенный стиль обучения – способ овладения информацией. Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает построение такой образовательной модели, которая была бы направлена на конкретного ученика / студента с его индивидуальными способно­стями, особенностями восприятия, получения и овладения материалом, интересами и потребностями. В этом смысле выстраивание индивидуальной образовательной траектории является практической реализацией личностно-ориентированного подхода, или, как считают В.В. Краевский и А.В. Хуторской [2], одним из принципов его реализации.

В данной контрольной работе под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям. Индивидуальная траектория достижения поставленной цели выстраивается обучающимся совместно с учителем как с помощью существующих и предлагаемых для общего обучения элементов, так и с помощью дополнительного набора методических элементов. К этим дополнительным методическим элементам структуры индивидуальной образователь­ной траектории относятся альтернативные формы и методы обучения / овладения материалом, альтернативные методы контроля, альтернативное содержание обучения, альтернативные время и скорость овладения материалом и сформированность необходимых компетенций до нужного уровня.

Функцией педагога при выборе учеником индивидуальной образовательной траектории является не только разрешение выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории, но, главное, обучение ученика или студента реально оценить свои силы, знания, способности, образовательные потребности и интересы для выбора верного индивидуального пути обучения.

Реализация педагогической технологии обучение в сотрудничестве. Теоретические основы педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» были разработаны еще в начале XX в. известным американским педагогом Джоном Дьюи. В России особый виток внедрения в обучение иностранному языку данная технология получила в конце ХХ в. благодаря многочисленным работам Е.С. Полат [4] и ее учеников.

Основная идея данной педагогической технологии заключается в создании условий для активной совместной учебно-познавательной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях [4]. Причем в этой совместной деятельности задействованы все участники образовательного процесса: обучающиеся и преподаватель.

Педагогическая технология «обучение в сотрудничестве», в отличие от традиционных форм совместной групповой работы, характеризуется следующим:

а) взаимозависимость всех членов группы;

б) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;

в) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

г) социализация деятельности учащихся в группах;

д) общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе, наряду с академическими результатами работы [4].

Одним из условий реализации данной технологии выступает взаимозависимость участников совместной учебной деятельности. Эта зависимость может заключаться в следующем:

– единая цель проекта, достичь которую можно только разбив ее на составляющие задачи и решив их в ходе совместной деятельности всей группой;

– распределение материалов для изучения таким образом, чтобы у каждого участника проекта была только часть информации или материала, необходимого для решения поставленной общей задачи;

– использование единого на всех набора оборудования (Интернет- страницы);

– единые для всех участников группы поощрение и оценка.

В основе реализации обучения в сотрудничестве лежит общая система принципов.

Использование современных коммуникационных технологий значительно увеличивает объем самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

Приведенные выше КТ их свойства и функции предъявляют особые требования к функции педагога в учебном процессе.



Заключение

В заключение необходимо отметить, что современные коммуникационные технологии обладают рядом дидактических свойств и функций, которые необходимо учитывать при обучении. С одной стороны, посредством КТ можно развивать не просто различные навыки, но и практические способности, а в силу своих дидактических свойств с помощью КТ можно значительно обогащать языковую и социокультурную практику обучающихся. С другой стороны, современные КТ обладают тремя дидактическими функциями, которые значительно сложнее реализовать при традиционном обучении в учебной аудитории с использованием учебника: выстраивание индивидуальной образовательной траектории, реализация педагогической технологии «обучение в сотрудничестве» и развитие умений самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, необходимость использования КТ в обучении объясняется не только возможностью получения нужной информации от преподавателя, но, главное, модернизацией самого процесса обучения в общем.

То есть коммуникативные технологии – это создание ситуации комфортного и безопасного личностно-значимого общения и взаимодействия, на основе которой происходят все процессы обучения/понимания/усвоения. При этом знаньевый компонент обучения отходит на второй план, а на авансцену процесса обучения выходит приобретение опыта целеориентированной и ценностно-осмысленной коммуникации и соответствующих компетенций.




Литература

  1. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя в области использования коммуникационных технологий // 2011. № 9. С. 2–9.

  2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие. М. : Академия, 2007.

  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения : учеб.-метод. пособие. М. : Академия, 2004.

  4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4–11.

  5. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учеб.-метод. пособие. М. : Дрофа, 2008.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Баркова Елена Петровна

Дата: 25.02.2019

Номер свидетельства: 501372

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) ""Педагогические технологии поддержки школьников в условиях введения ФГОС""
    ["seo_title"] => string(88) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-poddierzhki-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "290896"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455031689"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Использование современных образовательных технологий на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "181925"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425409573"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Портфолио учителя как инструмент профессиональной рефлексии"
    ["seo_title"] => string(60) "portfoliouchitieliakakinstrumientprofiessionalnoirieflieksii"
    ["file_id"] => string(6) "271676"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451732969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства