Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Методические приёмы эффективного усвоения понятий»»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Сообщение на тему: «Методические приёмы эффективного усвоения понятий»
Разработала: студентка Ш-42 группы Мороз Дарья
Ейск, 2022г.
Первая ступень подготовительного периода отдана подготовительно-ознакомительным упражнениям с учебниками, тетрадями. Подготовка детей к письму начинается со знакомства с разлиновкой тетради, развития кистей рук, тренировки глазомера, умения ориентироваться в пространстве листа, анализировать, сравнивать рисунки, бордюры и т.д. Основными видами письменных упражнений являются рисование и штриховка.
Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э дети знакомятся позже, поскольку она редко употребляется. Буквы йотированных гласных е, ё, ю, ятакже изучаются на более позднем этапе, так как они обозначают гласные звуки в сочетании с согласными (т.е. слог-слияние), а в особых условиях читаются как один гласный звук.
Темы и виды работ для подготовительного периода:
Речь. Предложение. Ответы на вопросы учителя по картинкам; составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Составление предложений по серии картинок.
Подсчет предложений. Подсчет слов в предложениях. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений, полученных в детском саду).
Слово. Введение в активный словарный запас первоклассников слов Родина, Москва, столица, Кремль. Распределение слов по тематическим группам: учебные предметы (принадлежности); игрушки; инструменты; цветы; грибы; птицы; овощи; одежда; посуда; мебель и т. п. Выделение слова из предложения.
Чтение. Чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей. Беседа по прочитанному. Чтение стихов, заученных детьми до школы. Инсценирование сказок.
Грамматика и фонетика. Выделение предложений из речевого потока, составление предложений. Выделение слов в предложении. Деление слова на слоги, выделение ударного слога. Выделение звуков: первый звук в слове и т.д.; из каких звуков состоит слог. Произнесение отдельно связных гласных и согласных звуков, слияние гласных с согласными, произнесение слогов. Обучение выражению мысли путем построения предложения. Использование модели предложения для Формирования различных умений (правильно «записывать» свои мысли, менять порядок слов, распространять предложение и др.).
Развитию речи, в частности говорению и слушанию, отданы первые уроки букварей: составление монологических рассказов по картинке или беседы о жизненно важных для ребенка ситуациях: например, какие трудности он испытывает в школе, почему бывает неинтересно на уроке и т. п. Рассказ по картинке сопровождается простейшим моделированием: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги. Языковые абстракции, особенно звучащая речь, осваиваются при помощи составления схем: дети обучаются анализировать фонетическое слово и фразу, фиксируя результаты в схемах предложения, слова, слогов. В «Русской азбуке» В. Г. Горецкого принято цветовое обозначение звуков: красный - гласный, синий - согласный твердый, зеленый - согласный мягкий. В «Азбуке» О.В. Джежелей и многих других азбуках вы встретите другое обозначение: кружком - гласный звук, одной чертой - согласный твердый, двумя чертами - согласный мягкий.