III. Постановка проблемы | ( На доске появляется схема –человечек) ! -Посмотрите, кто к ним пришёл в гости. - Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? -Что необычного заметили ? Какой у вас возникает вопрос? -Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Вот сегодня нам предстоит «открыть», чем новый звук отличается от других звуков? Вы узнаете какой звук мы будем «открывать» , отгадав загадки Лёгкий и воздушный, Ветерку послушный. В облаках летает, А куда — не знает. (Шар) Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда. А лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф) -Какой звук вы слышите в начале слова? [ш] -Знакомы ли мы с таким звуком? -Чем мы будем заниматься сегодня? – Давайте составим план урока. Знакомство с новой буквой и звуком. Чтение слогов и слов с новой буквой. Работа с иллюстрацией. Работа с текстом. -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же звук [ш] особенный, чем он отличается от других звуков? (При любом ответе дается задание в парах.) | - Это схема звука. Но мы не знаем какого. -Урок «открытия» новых знаний, потому что мы не знаем что это за буква. - Мы будем знакомиться с новой буквой - Эта буква держит восклицательный знак. -Что это за звук? Почему в руках у него !. Дети отгадывают загадки и называют звук [ш] - Нет. Дети составляют план и на доске появляются таблички с надписями Нет. Возможны другие ответы. | Познавательные УУД: -формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; -формируем умение представлять информацию в виде схемы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Личностные УУД: -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме |
III. Открытие нового знания | - Нам нужно всё узнать про этот звук. - Какой это звук гласный или согласный? Почему? - Раз он согласный, что мы можем про него узнать? -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Надевает шляпу на схему-человечка -Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? Работа в парах. - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? - Какого цвета будут его башмачки? -На письме звук [ш] обозначают буквой Ш. Давайте познакомимся с буквой Ш. - На что похожа буква Ш. - Посмотрите на ленту букв. Скажите, где мы поселим нашего нового жителя? -Откройте страницу 80 «Букваря» и проверьте правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за ручки буква ш? .Физминутка Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурш, шуршиха и шуршонок- Папа, мама и листёнок. | -Это согласный, так как его нельзя пропеть; воздух встречает во рту преграду; произносится без голоса. -Он глухой. - Придумать слова и послушать как звучит звук: мягко или твердо. Дети в парах придумывают слово. Один ученик называет слово, другой называет какой звук мягкий или твердый. -Звук [ш] – твёрдый всегда. -Синего. Дети на ленте со схемами-человечками находят место букве ш (среди глухих согласных). - Мы выполнили правильно, потому что они все глухие звуки. | Регулятивные УУД: -формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Коммуникативные УУД:- формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; -формируем умение работать в паре |
IV. Применение нового знания | - Какие слоги со звуком [ш] в стихах повторялись? - На стр.80 слоги с буквой Ш. Прочитайте слоги и доскажите до слова. - На стр. 80 очень много слов на букву Ш. Но один столбик слов выделен цветом. Прочитайте эти слова про себя. - Давайте прочитаем слова и объясним значение этих слов. Особое внимание уделить слову шут. -Ребята, кого называют шутом? - Где я могу узнать более точно, кто такой шут? - Прочитайте слова с веселой интонацией - Как можно назвать эти слова? - Раз они однокоренные, то какой у них корень? -Давайте сделаем звуко-буквенный анализ любого из этих слов. Например Звуко-буквенный анализ слова шутил. Используя алгоритм оценивания, учимся себя оценивать. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Ребята, вам нравятся весёлые шутки, смешные истории? Работа с текстом на стр. 80. I Работа с текстом до чтения -Посмотрите на иллюстрацию в конце страницы. - Прочитайте заглавие текста. - О ком мы будем читать? Что уже можно сказать? Почему вы решили ,что это клоун? - Мы прочитаем и узнаем верны ли ваши предположения. II Работа с текстом во время чтения 1-е предложение (У нас гостит клоун Паша.) - Кто же Паша? Кто такой клоун? 2-е предложение (Он шутник.) -Значит, какой наш Паша раз он шутник? 3-е предложение (Паша носит шапку –ушанку, штанишки с ромашками.) - Почему же он так необычно одет? 4-е предложение (По кармашкам у Паши рассыпаны шишки.) - Как вы думаете, для чего ему шишки? 5-е предложение (Наш шутник сушит ромашки на окрошку.) - Можно ли сварить суп-окрошку из ромашек? III Работа с текстом после чтения Вопросы: -– Что смешного в Пашином наряде? – Почему Паша так необычно одет? Найдите предложения, которые подходят к иллюстрации. Писатель Виктор Драгунский так же как и вы любит весёлые истории. И с одной такой историей я вас познакомлю. Я читаю рассказ В.Драгунского «Заколдованная буква». Вопросы после чтения: – Сколько в рассказе героев? – А можно понять, когда происходит действие? – Что же так рассмешило друзей? – Какой звук оказался для всех троих самым трудным? – А вы поняли, почему дети никак не могли его произнести? – Как вы думаете, почему этот рассказ смешной? – А могла ли такая история произойти на самом деле или Драгунский всё выдумал? – Кто же был прав из ребят? – Как точнее: заколдованная буква или заколдованный звук? Мы с вами познакомились с этим звуком и научились правильно его произносить. | Дети называют слоги (шу, ши, шо) Дети читают слоги и досказывают до слова. Дети читают про себя. Читают вслух, дают значение слова. Предположения детей. Предположения детей. Кто-то обязательно скажет, что в толковом словаре. Работа с толковым словарём, находим значение слова шут -Родственные, однокоренные. -Корень шут. Дети выбирают большинством голосов слово и делают звуко-буквенный анализ. Дети выходят по одному к доске, «одевают» букву (над буквой ставят шляпу, под буквой ставят магнит-кружок определённого цвета) и дают характеристику звуку. – В этом слове два слога, так как два гласных звука, ударный второй слог. Звук [ш] – согласный глухой, твердый. Звук [у] –гласный безударный. Звук [т] – согласный, глухой, мягкий. Звук [и] – гласный, ударный Звук [л] –согласный, звонкий, твердый В этом слове пять букв, пять звуков. -Да. Ответы детей о том, что это клоун, его зовут Паша. Объясняют. -Паша –клоун. Клоун –это…(здесь можно послушать и ответы детей и прочитать в толковом словаре). - Весёлый, смешной и т. д.. -Хочет насмешить всех. Разные предположения. Но обязательно кто-то скажет, чтобы жонглировать. - Нет, он шутит. Читают предложения. Дети слушают. -Мишка, Алёнка и рассказчик. -Зимой, накануне Нового года. [ш] Объясняют -Никто. Звук | Познавательные УУД: -формируем умение ориентироваться на развороте учебника; - формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: -формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Познавательные УУД: -формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Регулятивные УУД: -формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Личностные УУД: -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: -формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; Познавательные УУД: -формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Регулятивные УУД: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; |