kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение по картине И. Левитана "Весна. Большая вода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это обучющие сочинение, сопровожденное презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине Левитана»

Дмитриева Марина Валерьевна


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ


Тема: «Полюбуйся, весна наступает…»

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».


Цели:

  1. Сформировать представление о тексте – описания природы весной; показать детям картины пробуждающейся весны, радости весеннего дня, создаваемые словами, звуками и красками;

  2. В ходе урока способствовать развитию у школьников творческой активности, самостоятельности мышления, умений сравнивать, обобщать, выделять главное, составлять план сочинения.

  3. Воспитывать любовь к родной природе, учить детей понимать прекрасное.


Оборудование: Репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода», индивидуальные листы – памятки в помощь при написании сочинения, компьютер (презентация).


Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Проверка готовности к уроку;


  1. Актуализация и мотивация.


1 СЛАЙД: картины природы.

- Ребята, сегодня мы будем учиться писать сочинение. Сочинение – описание природы. А поможет нам картина великого русского художника И. И. Левитана.

- Сначала давайте вспомним какой текст называют текстом- описания? (Это текст, в котором названы признаки предмета. Описание отвечает на вопрос «какой?». Для текста описания нужны имена прилагательные)

2 СЛАЙД - Посмотрите на картины природы и попробуйте описать время года.

Русская природа… Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины.

Стройные сосновые леса и светлые, веселые березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Великие реки, свободно и могуче несущиеся воды, и едва заметные ручейки, пробивающиеся сквозь заросли ивняка. Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поется в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.

- Сейчас, ребята, я вам предлагаю восстановить четверостишие и сказать, какую картину мысленно вы себе представили, прочитав эти строки (Небо светлое, яркое тёплое солнышко, журчат ручейки по дорогам, тает снег).


3 СЛАЙД: четверостишие с пропусками.


Какое лучшее время для года?

Ну конечно же, …

Радость видеть, что природа

Пробуждается ото ….


- Какое время года будет главенствовать у нас на уроке? (Время года – весна.)

4 СЛАЙД: «Полюбуйся, весна наступает..»


3. Осознание и осмысление.


- Почему же именно весна вызывает чувство радости, бодрости? (в природе все просыпается, оживает).

- Кто это может подтвердить стихотворными строками? (дети дома подбирали стихи о весне, их зачитывают. Учитель предлагает тоже отрывки стихотворений, которые могут послужить эпиграфами).


5 СЛАЙД: определение – эпиграф. Эпиграфы.

Подготовительная беседа. Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Да, весна и сама художник!

- Вспомните поэтов, которые писали о весне (Пушкин, Тютчев, Некрасов, Фет).

- Великий русский композитор Свиридов написал пьесу «Весна». Давайте ее послушаем.


6 СЛАЙД: Изображение весны (Свиридов «Весна»).

- Дайте словесное описание картины, которую вы себе представили (Наступило утро. Ярко светит солнышко. Легкий ветерок разносит голоса птиц. Просыпается природа).

- Вспомните свои наблюдения за воздухом, небом, лесом во время прогулок и, конечно же, все то о чем мы уже сегодня говорили и слушали (ласковое теплое солнце, свежий воздух).

- Какие еще признаки весны вам хорошо известны? (Тает снег, набухают почки на деревьях, ярко и тепло светит солнышко, возвращаются перелетные птицы, половодье…)

- Как вы думаете, о чем будет картина И. И. Левитана? (О весне)


7 СЛАЙД: Работа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода.».

- Ребята, вы уже знаете, что природу можно изобразить не только словами и музыкой, но и …. (красками).

Перед вами картина Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода.»

- Левитан – прекрасный знаток природы. Он был лучшим учеником художника Алексея Саврасова, который тоже много картин посвятил весне.

Картина Левитана – это картина художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших всё вешних водах, о весне света и воды.

- А теперь, ребята, внимательно рассмотрите эту картину, подумайте над её содержанием.

- Похожа ли она на то, что вы видели в природе, представляли себе, читали, прослушали в музыке? (Да похожа. В музыке было понятно, что светит ласковое солнышко и на картине это сразу понятно. Музыка была нежная и краски картины тоже очень нежные. Поэты в своих стихотворениях красиво красочно ярко описывают признаки весны и в картине И. И. Левитана видны эти признаки, только с помощью красок)

- Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен? (апрель).

- Как догадались? (в апреле на водоемах тает снед, кругом разливается вода)

- Какое время суток изображено на картине? (полдень)

- Как Левитан показал это? (видим четкие темные, синие тени на песке)

- Почему именно полдень? (в это время лучше всего заметны все приметы весны)

- Почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? (половодье – это большая вода).

- Каково сочетание красок на картине? (краски нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые)

- Какое настроение они создают у зрителя? (они точно передают радостное, весеннее настроение)

Пейзаж Левитана наполнен светом, теплом, радостью. Это настроение создается художником путем применения голубовато-жёлтых тонов.

- По каким признакам на картине можно судить о пробуждении весенней природы? (изображены теплое ласковое солнышко, свежий прозрачный чистый воздух, голубое небо)

И лес, и поле, и речка, и человек – все чувствуют свежий весенний воздух и ласковое теплое солнышко.

- Какой изображена здесь природа? (спокойной, тихой, величавой).


физминутка:

8 СЛАЙД: Под музыку

В природе бывает 4 весны, а какие вы сейчас узнаете

Весна света”

Встаньте, поднимите голову вверх, представим, что на нас светит яркое солнышко своими лучами оно посылает нам, свет, тепло и любовь…

Весна воды”

- Наши пальчики- маленькие ручейки, то разливаются, то сливаются, образуя большие реки(стучим сначала одним пальчиком по ладошке, потом двумя… в завершении хлопаем в ладоши).

Весна зелёной травы”

Представим себя на зелёном лугу…

И нам хочется посидеть на травке,

Почувствовать её мягкость,

Травка тянется к солнцу и мы тоже

Тянемся к солнцу всё выше и выше(На носочках, руки вверх тянемся к солнышку)

Говорят в народе - “Весна – красна”!

- От чего красна весна? – (от радости сердца)

Улыбнитесь друг другу, мне, я – вам…

- Подарим друг другу радость!


Продолжаем работу.

- Всмотритесь в картину. Какие предметы художник изобразил на ней? (воду, рощу, деревья, лодку, небо, воздух, дома, лес, берег)

- Какая основная примета говорит о том, что на картине изображена весна? (все пронизано лучами искрящего солнца, озарено, погружено в золото тепла, имеет золотистый оттенок)

- Почему вода занимает большую часть картины? (снег растаял, вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, дома)

- Какая вода на реке? (чистая, прозрачная, сине-голубая, холодная, тихая, спокойная, светлая, большая)

- С чем ее можно сравнить? (С зеркалом. В ней отражаются деревья, кусты)

- Если нижнюю часть картины занимает вода, то что занимает верхнюю? (небо)

- Какое оно? (бледно-голубое, лазурное, ласковое, светлое, ясное, бездонное)

- С чем можно сравнить плывущие по небу облака? (с белыми барашками, с легкими корабликами, со льдинками)

- Какой стоит день? (солнечный, яркий, тихий, теплый, лучезарный, дивный)

Всю середину картины занимают деревья, которые расположены группами.

- Что изображено справа? (деревья – берёзы, березовая роща)

- Как она выглядит? (вода затопила березовую рощу. Она просматривается насквозь, потому что нет листвы)

- Какие еще деревья растут в роще? (старая осина и елочка)

- Что изображено на картине слева? (изображена земля, прогретая солнцем, снег уже растаял. На земле видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Молодые березки).

- Картина полна трепетного дыхания жизни. Людей на ней нет. Но какие детали внес художник для того, чтобы мы почувствовали, что где-то здесь близко, незримо присутствует человек? (у берега стоит лодочка, домики, сараи).

- Что изображено на заднем плане картины? ( деревушки, лес в воде)

- Проснулся ли лес? (Еще нет. Природа еще погружена в тишину, но скоро лес проснется).

- Скажите, какое изображение: справа, слева, сзади или на переднем плане – больше указывает на весну? (предметы на переднем плане и слева, помогают понять и почувствовать весеннее настроение художника)

- О чем мы должны постоянно помнить, попадая на лоно природы, любуясь ее красотой? (о бережном отношении к природе, об охране ее богатств)

- Подумайте, какие действия, свойственные живым существам, приписываются явлениям природы? (лучи солнца играют, скользят, улыбаются. Деревья смотрят в воду, набираются сил, живут, дышат. Тени от деревьев ползут, тянутся, ложатся.)


4. Закрепление знаний.

Составление плана сочинения.

9 СЛАЙД: постепенно выводится план сочинения.

ПЛАН:

  1. Приход весны.

  2. Река разлилась. (Большая вода,
    половодье, обильная вода,
    весенний разлив)

  3. Весна в разгаре. (Небо, солнце,
    воздух, деревья)

  4. Настроение, вызванное картиной.
    (Мое отношение к данной картине)













- О чем нам придется говорить в начале рассказа? (о приходе весны)

- О чем будем говорить далее? (о том как разлилась вода)

- Что будем описывать дальше? (небо, солнце, воздух, деревья)

- В заключении мы будем говорить о своем отношении к картине.

Какое настроение вы испытываете, любуясь этой картиной? Что вы чувствуете, рассматривая картину? (радость…)

- Что оживляет пейзаж и без чего он казался бы скучным и сиротливым? (лодочка, домики)

- В чем выразилась любовь художника к родной природе7 (художник сумел увидеть то, мимо чего мы часто проходим, не замечаем)

- Какие короткие четверостишия о весне вы могли бы написать как эпиграф перед сочинением? (дети выбирают эпиграф и записывают его перед написанием сочинения).


10 СЛАЙД: образец написания эпиграфа.


Устное составление рассказа.

- Попробуйте описать картину, используя слова и выражения, которые вы говорили при беседе).

Пример сочинения ученика.

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величественной, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом.

Снег растаял. Обильная холодная вода так раз­лилась, что затопила все низкие места, лес, домиш­ки, сараи, березовую рощу. Река течет медленно. В сине-голубой отстоявшейся воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие клейкие поч­ки и появится первая кружевная зелень.

День солнечный, ясный. По бледно-голубому небу плывут кучевые облака, напоминающие ма­леньких барашков. Воздух прозрачный, чистый.

Березовая роща, еще не одетая листвой, просмат­ривается насквозь. Розоватые ветви деревьев не­жно выделяются на фоне голубого бездонного неба.

Среди изящных, тонких березок видны моло­дая зеленая елочка и старая осина с обнаженным стволом и похожими на корявые старческие пальцы сучьями.

По песчаному берегу легли четкие темно-фио­летовые тени от стволов застенчиво-робких бере­зок. Рыжая земля хорошо прогрета солнцем.

К изгибающемуся берегу причалена утлая, как скорлупка, лодка-челнок. Видимо, здесь недавно' был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные до­мишки и сараи, затопленные большой водой.

Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. На картине преобладают желтые и голубые цвета, благодаря которым мы так хорошо чувствуем огромную любовь художника к род­ной природе. Левитан сумел передать радость ве­сенней природы и большую любовь к ней. Его рас­сказ о приходе весны в родную сторону - это на­дежда на хорошее лето, богатый урожай, счастье.

Ну что же, ребята, мы очень подробно рассмотрели картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Увидели множество разных красок. Разгадали некоторые загадки художника.

Теперь наша задача написать сочинение – описание по теме: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».


2 урок:

Написание сочинения.

11 СЛАЙД: Репродукция картины.


- Теперь вы можете приступить к работе. В вашем распоряжении весь материал, записанный на доске, словари и репродукция картины. (дети пишут сочинение).














Материалы к уроку.


Эпиграфы:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

(Ф.И. Тютчев)


***

Полюбуйся, весна наступает,

В ярком золоте день утопает.

(ИС Никитин)


***

Весна, весна кругом живет и дышит,

Весна, весна шумит со всех сторон!

(МИ Исаковский)


***

Солнышко с неба ясней

Луч золотой разливает;

Влажным теплом подувает

Ветер с раздольных полей ...

(А. С Дрожжин)


***

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

(А. С Дрожжин)


***

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

(Е.А. Баратынский)


***

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

(А.С Пушкин)


***

Вновь весна, и небо голубое,

И плывут высоко облака.

(С. Тараховская)





План сочинения:

ПЛАН:

1. Приход весны.

2. Река разлилась. (Большая вода,
половодье, обильная вода,
весенний разлив)

3. Весна в разгаре. (Небо, солнце,
воздух, деревья)

4. Настроение, вызванное картиной.
(Мое отношение к данной картине)












В помощь при написании сочинения:


Слова для справок: вдаль, в отстоявшейся воде, колеблющи­еся отражения, почти, лишь, недавно, прикос­новение, песчаный, изгибающийся, застенчи­во-робкие, насквозь, голубизна, бездонное, темно-синие, фиолетовые, лодка-челнок, с обнаженным стволом, обволакивает пеленой, подсушенную, студеная, синевато-лиловая роща, оставленная хозяином, преобладают, чувствуются, искрящимися лучами, озарено, лучезарный, изящные, дол6ленка, не­надежная, непрочная.












Просмотр содержимого презентации
«Сочинение. Весна»

Какое лучшее время для года? Ну конечно же, Радость видеть, что природа Пробуждается ото

Какое лучшее время для года?

Ну конечно же,

Радость видеть, что природа

Пробуждается ото

Полюбуйся,  весна наступает …

Полюбуйся, весна наступает

яркое изречение, помешенное автором перед произведением с целью помочь читателю лучше понять содержание текста.

яркое изречение, помешенное автором перед произведением с целью помочь читателю лучше понять содержание текста.

Исаак Ильич Левитан Весна. Большая вода.

Исаак Ильич Левитан

Весна. Большая вода.

Исаак Ильич Левитан Весна. Большая вода.

Исаак Ильич Левитан

Весна. Большая вода.

План:

План:

  • Приход весны.
  • Река разлилась. (большая вода, половодье, обильная вода, весенний разлив)
  • Весна в разгаре. (небо, солнце, воздух, деревья)
  • Настроение, вызванное картиной. (мое отношение к данной картине)
Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода.». Полюбуйся, весна наступает, В ярком золоте день утопает.  И. С. Никитин  На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величественной, спокойной…

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода.».

Полюбуйся, весна наступает,

В ярком золоте день утопает.

И. С. Никитин

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величественной, спокойной…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Сочинение по картине И. Левитана "Весна. Большая вода"

Автор: Дмитриева Марина Валерьевна

Дата: 06.11.2019

Номер свидетельства: 525971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сочинение по картине И. И. Левитана Весна – большая вода. "
    ["seo_title"] => string(60) "sochinieniie-po-kartinie-i-i-lievitana-viesna-bol-shaia-voda"
    ["file_id"] => string(6) "220200"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434542095"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому языку (4 класс) "Весна. Большая вода""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4-klass-viesna-bol-shaia-voda"
    ["file_id"] => string(6) "316772"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460175941"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Сочинение по картине И. В. Левитана "Весна. Большая вода""
    ["seo_title"] => string(60) "sochinieniie_po_kartinie_i_v_lievitana_viesna_bol_shaia_voda"
    ["file_id"] => string(6) "418877"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495868315"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация к уроку русского языка "Сочинение-отзыв по картине""
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_sochinieniie_otzyv_po_kartinie_1"
    ["file_id"] => string(6) "465118"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522926189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»"
    ["seo_title"] => string(68) "podgotovka_k_sochineniiu_po_kartine_i_i_levitana_vesna_bolshaia_voda"
    ["file_id"] => string(6) "565708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607275953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства