Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»»
МБОУ – СОШ № 7
Подготовка к сочинению
по картине
И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
Урок русского языка в 4 классе
Провела
учитель высшей категории
Кащук Л. В.
г. Клинцы
2018-2019 год
Цели: актуализировать знания обучающихся о композиции сочинения – описания;
подобрать необходимый языковой материал для описания картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода»;
провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении;
способствовать обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их устной письменной речи;
воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем, чувствовать красоту слова.
Оборудование: презентация, рабочие листы для обучающихся.
Ход урока
Мотивационный этап.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Ф. Тютчев
Весна – это утро года, когда в природе всё находится в ожидании своего полного расцвета. Весна богатством красок и звуков привлекает внимание писателей, композиторов, художников.
- Какие стихотворные строки о весне вы знаете? Прочитайте.
Красоту пробуждающейся природы воспел в своем фортепианном цикле «Времена года» П. И. Чайковский. Послушайте музыкальный фрагмент «Апрель» и поделитесь своими впечатлениями от услышанного.
Радостный гимн весне звучит в картинах русских художников – пейзажистов.
Целеполагание.
- Попробуйте определить тему урока.
Тема нашего урока: Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
- Какие цели вы ставите перед собой?
На уроке вы вспомните композицию сочинения – описания, подберете необходимый языковой материал, будете обогащать свой словарный запас, развивать речь. Думаю, что вы не останетесь равнодушны к картине, и вам захочется рассказать об этом полотне в своих творческих работах.
Рассказ о художнике.
И. И. Левитану было дано постичь счастье разговора с природой. Современники говорили, что именно благодаря ему родная природа «представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое…, дорогое и родное». Скромная деревушка, пожелтевшие осенние березки; всё превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины.
Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов – излюбленная тема русской живописи. С необычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась эта тема в знаменитом холсте И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Языковая работа.
- Чтобы ваше сочинение было композиционно стройным, интересным по содержанию вспомните структуру сочинения – описания.
Структура сочинения – описания:
Рассмотри картину и поделись впечатлением.
Выдели детали картины и опиши их.
Вырази своё отношение к картине.
- В соответствии с этим планом вы оформите языковой материал к сочинению в рабочих листах.
(РАБОТА В РАБОЧИХ ЛИСТАХ)
- Рассмотрите картину и поделитесь своими впечатлениями.
- Закончите предложения, записанные в ваших рабочих листах.
Картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода» вызывает в моей душе тревогу. Растаял снег и всё залито водой.
Картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода» пробуждает в моей душе радостное настроение, ведь наступила весна.
Смотрю на картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и представляю себя на берегу речки, вдыхаю прохладный весенний воздух.
Смотрю на картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и любуюсь величием русской природы.
- Переходим к основной части сочинения. В ней вы расскажите о том, что изображено на картине.
- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным? (Сравнения, олицетворения, эпитеты). Дайте определения этим понятиям.
- Выделите основные детали картины. (Небо, вода, деревья, полоска земли).
- Какими словами вы опишите небо. Выберите из предложенного ряда подходящее (на слайде).
- Составьте два предложения. (а) Небо на картине высокое, бездонное. Сквозь синеву робко пробиваются солнечные лучи. Б) По бледно – голубому небу плывут причудливые облака. Солнечные лучи освещают всё вокруг).
- Запишите.
- И. И. Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода». Давайте подумаем, почему?
Если зима была снежной, и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реке прибывает очень много. Она выходит из берегов, затапливает луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходить. Река возвращается в своё русло. Это явление, когда реки разливаются, называется весенним половодьем. Ещё часто говорят: большая вода пришла.
- Вот почему большую часть картины занимает именно вода.
- Всмотритесь в весеннюю воду. Какие прилагательные, эпитеты можно подобрать для её описания. (Чистая, свежая, голубая, талая, студёная, зеркальная, холодная, хрустальная).
- Откройте учебник на стр. 87. Из упр. 178 выберите предложения с описанием воды, запишите их в рабочие листы.
- Назовите слова с безударной гласной в корне, докажите.
- Что изображено на переднем плане? Рассмотрите деревья справа. Расскажите о берёзках, расположенных на переднем плане.
- Обратите внимание на текст в ваших рабочих листах. В нем пропущены некоторые выражения. Восстановите его, можете обсудить в паре.
На переднем плане расположены берёзки, которые оказались в воде. Это совсем молоденькие, хрупкие деревца. Кажется, они ушли далеко от берега, чтобы полюбоваться своим отражением в зеркальной воде. Слева, на берегу, деревца стоят, прижавшись друг к другу. Им так хочется присоединиться к хороводу своих подруг. Старая осина и ель подчёркивают красоту и нежность молодых белоствольных красавиц. Они как бы охраняют молодые деревья, делятся жизненным опытом, ведь им уже не раз приходилось переживать пору больших разливов.
- Прочитайте словосочетания, записанные ниже, и скажите, для описания какого фрагмента картины вы будете их использовать. Запишите слева. (Полоска земли).
(Узкая, длинные тени на земле, маленькая лодка, желтоватый отблеск, причалила к берегу).
- Устно составьте 2-3 предложения. (Слева на картине видна полоска земли. Она узкая в виде дуги. На ней видны тени деревьев. К берегу причалила лодка.)
- Как ощущается присутствие человека? (Вдалеке видны дома, лодка на берегу).
- Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного времени года? (Коричневый, синий, голубой, желтоватый).
- Предлагаю вам записать предложение с комментированием. На картине сочетаются тёплые и холодные тона.
- Вы описали картину, а теперь выразите своё отношение к ней. Это и будет третья часть вашего сочинения. Составьте предложения.
- Вы можете закончить сочинение и так. Прочитайте предложения и запишите понравившееся в рабочий лист.
Смотрю на картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и восхищаюсь поэтической красотой прихода весны.
Глядя на картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода», я радуюсь пробуждению природы.
- Кто хочет прочитать своё сочинение?
Итог урока. Домашнее задание.
-Пользуясь подобранным материалом, напишите сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
Творческих вам успехов!
Одиннадцатое апреля
Классная работа
Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
1.Поделись
впечатлением.
Картина И. И. Левитана «Весна. Большая вода» вызывает в моей душе тревогу. Растаял ____________________________
На переднем плане расположены берёзки, которые______________________________________________
______________. Это совсем ______________________________, хрупкие деревца. Кажется, они ушли далеко от берега, чтобы полюбоваться своим отражением___________________________
____________________________________________________. __________, на берегу, деревца стоят, прижавшись друг к другу. Им так хочется присоединиться к хороводу ____________________________________________________. Старая осина и ель подчёркивают красоту и нежность _________________________________________красавиц. Они как бы охраняют молодые деревья, делятся жизненным опытом, ведь им уже не раз ____________________________________
Смотрю на картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и любуюсь величием русской природы.
По бледно – голубому небу плывут причудливые облака. Солнечные лучи освещают всё вокруг.
Широко разлилась вешняя вода. Смотришь на картину и думаешь, что половодье и на земле, и на небе. Всё затопила эта тёмно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода.
На переднем плане расположены берёзки, которые оказались в воде. Это совсем молоденькие, хрупкие деревца. Кажется, они ушли далеко от берега, чтобы полюбоваться своим отражением в зеркальной воде. Слева, на берегу, деревца стоят, прижавшись друг к другу. Им так хочется присоединиться к хороводу своих подруг. Старая осина и ель подчёркивают красоту и нежность молодых белоствольных красавиц. Они как бы охраняют молодые деревья, делятся жизненным опытом, ведь им уже не раз пришлось пережить пору больших разливов.
Слева на картине видна полоска земли. Она узкая в виде дуги. На ней видны тени деревьев. К берегу причалила лодка.
На картине сочетаются тёплые и холодные тона.
Смотрю на картину И. И. Левитана «Весна. Большая вода» и восхищаюсь поэтической красотой прихода весны.