1. Познакомить с сочетательным свойством умножения.
2.Формировать представление о возможности использования изученного свойства для рационализации вычислений.
3.Развивать представления в возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «математика».
4. Совершенствовать вычислительные навыки
5. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
6. Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Вы зa парты тихо сели. На меня все посмотрели. | Подготовка класса к работе. Рабочий настрой. Записывают в тетрадях число и классная работа. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | I. Устный счет 1) Догадайся, какое число в каждом ряду нужно зачеркнуть, чтобы он был составлен по определенному правилу? 5, 10, 15, 20, 24, 25… 7, 14, 20, 21, 28, 35… 6, 12, 18, 22, 24, 30… 2) Замените каждое число произведением двух однозначных чисел. 56, 42, 18, 45 2) Задача на логику Степан и Иван – братья. Степан сказал, что у него две сестры. И Иван сказал, что у него две сестры. Сколько детей в семье. II 1) – Можно ли утверждать, что значения выражений в данном столбце одинаковы: 324 + (76 + 565) (324 + (76 + 565) 324 + (565 +76) (324 + 565) + 76 - Какие свойства сложения вы вспомнили, сравнивая эти выражения? 2)– Спишите выражения и найдите их значения. 46 + (54 + 53) 91 + (230 + 119) - Какие свойства сложения вы применили в вычислениях? - Для чего вы использовали эти свойства? 3)- Какими свойствами обладает умножение? - Запишите данные выражения в тетрадь и решите их (3 * 2) * 4 (6 * 1) * 5 (8 * 3) * 3 | Закрепляют знание таблицы умножения на 5,6,7 56 (7*8), 42 (6*7), 18(2*9 или 3*6), 45 (5*9) Думают, слушают высказы-вания одноклассников. Сравнивая выражения, уч-ся отмечают их сходство и различие. Вспоминают свойства сложения. От перестановки слагаемых сумма не изменяется. Два соседних слагаемых можно заменить суммой. Значения всех выражений будут одинаковыми. 46 + (54 + 53) = 153 91 + (230 + 119) = 430 - Чтобы рационально выполнить подсчеты. - Применяли сочетательное свойство умножения. Записывают в тетрадь и решают 2 первых выражения. (3 * 2) *4 =24 (6 * 1) * 5 = 30 (8 * 3) * 3 = ? | Познавательные: ориентация в задании; регулятивные: умение удерживать цель до получения результата; личностные: умение концентрировать внимание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; развитие логического мышления. |
3.Постановка учебной за- дачи, выявление места и причины затруднения. | - Справились с заданием? - Почему? - Что предстоит нам сегодня узнать? - Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним свойством умножения. | - Нет - Не смогли умножить 24 на 3! - Как решить такое выражение. Активно участвуют в беседе, обсуждении и предположениях. Давая предположения, дети стараются объяснить свой выбор. - Научиться применять сочетательное свойство умножения. Дети, используя рассуждение, находят пути решения проблемы, доказательства. | Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные: общеучебные. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | На доске рисунок, данный в № 159 (учебник). - Подсчитайте число всех маленьких квадратов различными способами. - Как рассуждала Маша? - Давайте обсудим способ Миши. - К какому выводу вы пришли? - Кто сможет записать этот вывод на доске? | Дети, используя рассуждение, находят пути решения проблемы. Маша рассуждала так: (6*4)*2: в одном прямоугольнике — 6 квадратов, умножая 6 на 4, Маша узнаёт, сколько квадратов содержат прямоугольники в одном ряду. Умножая полученный результат на 2, она выясняет, сколько квадратов содержат прямоугольники в двух рядах, то есть сколько всего квадратов на рисунке. - И то и другое выражение обозначают, сколько всего квадратов на рисунке. Дети делают вывод, что от места расположения скобок результат не меняется. (6 * 4 )* 2 = 6 * (4 * 2) | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. | Коллективная работа. №160(1) - Объясните, что обозначают числовые равенства под каждым рисунком. (4 * 3) * 2 = 4 * (3 * 2) Работа в парах. №160(2) (6 * 5) * 2 = 6 * (5 * 2) Знакомство с формулировкой сочетательного свойства умножения и сравнение ее с формулировкой сочетательного свойства сложения. 4) Беседа. - Можем ли мы теперь решить пример, который вызвал у вас затруднение? (8 * 3) * 3 - Что для этого нужно сделать? 5)Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки» (активизация структуры мозга, повышение устойчивости внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «Восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, используют полученные знания. Слушают одноклассника Дети читают и проговаривают правило. Сравнивают две формулировки. Да, если применим сочета-тельное свойство умножения. Первое число умножить на произведение второго и третьего чисел. 8 * 9 =72 Учащиеся выполняют определенные движения | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Личностные: забота о своем здоровье. |
6. Включение в систему знаний | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. №161 1 вариант-1 столбец 2 вариант-2 столбец 1 вариант 2 вариант 56 * 2 = 6 * 7 * 2 63 * 4 = 7 * 9 * 4 72 * 3 = 8 * 9 * 3 27 * 8 = 3 * 9 * 8 7 = 6 * 9 * 7 54 * 5 = 6 * 9 * 5 18 * 9 = 6 * 3 * 9 81 * 3 = 9 * 9 * 3 –Вычислите на калькуляторе значения выражений и выпишите их в тетрадь. - Расположите полученные числа в порядке возрастания. Работа в парах. №162 (один столбец по выбору) - Верно ли утверждение, что значение выражений в каждом столбце одинаковы? 4)Физкультминутка. (Дыхательная гимнастика) Упражнения: «Ладошки», «Насос», «Обними плечи» 5)Самостоятельная работа с последующем обсуждением. № 163 (1 столбец) - Можем ли использовать полученные знания? - Какие свойства умножения вы применяли? | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух, используют полученные знания. Применяют знание табличных случаев умножения. Работают на калькуляторе. Повторяют нумерацию трехзначных чисел 1 вариант. 112, 216, 378, 162 112, 162, 216, 378 2 вариант. 252, 216, 324, 243 216, 243, 252, 324 Уч-ся вспоминают правила работы в парах. Рассуждают. Уч-ся выполняют упражнения. Уч-ся самостоятельно работают, затем участвуют в обсуждении полученных результатов. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: выражать свои мысли и действия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; умение слушать товарища, принимать точку зрения другого, вносить необходимые коррективы. Личностные: забота о своем здоровье. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность; адекватно оценивать свои достижения |
7. Рефлексия деятельности | - Что нового узнали сегодня на уроке? - Я понял, что… - Было трудно… - У меня получилось… | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: способность осознавать и оценивать свои мысли и действия |
8. Информация о домашнем задании. | № 163(2 столбец) - Работая дома, обращаться к таблице умножения и сочетательному свойству умножения. №164. -Это задание не вызовет у вас затруднение, т.к. связано со смыслом действия умножения. | Просматривают задания. Обсуждают свою деятельность. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: выражать в речи свои мысли. |