Ход урока:
- Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
- Актуализация опорных знаний и умений.
- Устный счет. Графический диктант
- Я диктую вам примеры, если пример правильный рисуем _, если неправильный ^.
3*8=24
5*3=15
16:2=7
2*9=19
4*4=16
7*8=54
9*9=81
8*3=27
24:4=6
21:7=4
Ответы: _ _ ^ ^ _ ^ _ ^ _ ^ (Ответы записаны на доске)
- А сейчас обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Правильные ответы записаны на доске.
- Встаньте те, кто выполнил без ошибок.
- А теперь у кого 1-2 ошибки.
- У кого более 2 ошибок?
- Я думаю, в следующий раз вы будете внимательнее и выполните без ошибок.
- Выявление места затруднения.
- Устно найдите наиболее удобным способом значения выражений
(Примеры записаны на доске)
(9+5)+5=
(7+6)+4=
(28+6)+2=
(17+9)+3=
(7*2)*5=
25*2*7=
- Каким свойством сложения, вы пользовались при вычислении выражений? (Сочетательным свойством сложения)
- Для чего оно нужно? (Для более удобного сложения слагаемых)
- В каком примере не смогли найти ответ?
- Чем они отличаются от остальных? (Здесь умножение, а в остальных сложение)
- Чего мы не знаем? (Мы не умеем двузначное число умножать на однозначное)
- Открытие нового знания.
- Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Давайте прочитаем ее в учебнике? (Один ученик вслух читает тему урока «Сочетательное свойство умножения»)
- Зная тему урока, какую учебную задачу перед собой поставим? (Сформулировать сочетательное свойство умножения)
- Правильно в математике есть не только сочетательное свойство сложения, но и сочетательное свойство умножения.
- Вы знаете это свойство? Как оно применяется? (мы не знаем этого свойства, и не знаем, как его применять)
- Вот сегодня на уроке, мы попытаемся сформулировать это свойство и применять его на практике.
4.2. Работа в парах
I- вариант II-вариант
- У каждого варианта на партах лежит рисунок конструкции, составленные из кубиков.
- Вам нужно рассмотреть рисунки, вычислить, сколько кубиков в этой конструкции и составить выражение.
-Какое выражение получилось у I- варианта? (3*(4*5)=60)
-Какое выражение получилось у II- варианта? ((3*4)*5=60)
- Хорошо, а теперь с соседом по парте сравните значения этих выражений.
- Сделайте вывод. (Значения выражений равны, число кубиков в конструкции одинаково 3*(4*5)=(3*4)*5)
- Можете ли вы теперь сформулировать правило сочетательного свойства умножения?
- Сравните свои высказывания с выводом в учебнике.
- А теперь вместе с соседом по парте составьте буквенное выражение сочетательного свойства умножения, пользуясь прочитанным правилом.
- Какое выражение получилось? ((а*b)*с=а*(b*с))
- Какое свойство мы сформулировали? (Сочетательное свойство умножения)
- А теперь вернемся к нашим примерам, где мы не смогли найти ответ и попробуем решить их, используя новы способ вычисления.
4.3. Работа в группе
- Разделимся на 4 группы по 4 человека.
- Повторим правила работы в группе. ( У каждого на парте)
- Говорим вежливо, называем собеседника по имени,
- говорим по очереди, не перебивая друг друга,
- внимательно слушаем,
- если непонятно, переспросите партнера,
- четко высказываем свое мнение,
- соблюдаем порядок на парте,
- уважаем мнение собеседника.
- Давайте распределим роли.
Командир команды - отвечает за работу в группе в целом
Специалист - выступает перед классом и представляет результаты.
Помощник специалиста - записывает все рассуждения.
Секретарь - читает задание.
Задание для 1 группы
План работы:
1. Прочитайте выражение 25*2*4, 35*2*6
2. Расставь скобки, так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений
3. Примените сочетательное свойство умножения
4. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Задание для 2 группы
План работы:
1. Прочитайте выражение 25*4*3, 45*2*5
2. Расставь скобки, так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений
3. Примените сочетательное свойство умножения
4. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Задание для 3 группы
План работы:
1. Прочитайте выражение 15*10*2, 8*25*4
2. Расставь скобки, так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений
3. Примените сочетательное свойство умножения
4. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Задание для 4 группы
План работы:
1. Прочитайте выражение 20*5*3, 8*25*4
2. Расставь скобки, так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений
3. Примените сочетательное свойство умножения
4. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
4.4. Предъявление результатов группы
- Какой вывод мы делаем, выслушав ответы всех групп? (Чтобы выполнить вычисления быстрее и удобным способом, мы используем сочетательное свойство умножения)
- Первичное закрепление
6.1. Самостоятельная работа. Задание с «ловушкой»
- В данных выражениях расставь скобки так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений. Вычислите значения данных выражений.
(Примеры записаны на доске)
7*2*5 3*4*5 2*5*9 8*2*35 45*2*7 2*3*10*4
- Итог урока
7.1. Рефлексия
- У каждого из вас есть на партах карточки. Не вычисляя значений произведений составь из них верные равенства, используя буквенное выражения сочетательного свойства умножения (а*b)*с=а*(b*с).
15*(10*6)
18*(5*8)
(20*5)*3
7.2. Самооценка
- Оцените себя по вопросам
- Мне было легко/трудно
- Я работал самостоятельно/нуждался в помощи
- Я знаю, как решить эти примеры, но еще сомневаюсь
- Я так и не понял новый способ вычисления
- Домашнее задание по выбору
- Тетрадь на печатной основе страница 57, упражнение 121.
- Учебник страница 87, упражнение 285.
- Заключение
Данный урок по математике на тему «Сочетательное свойство умножения» попыталась выстроить в системно-деятельностном подходе. При разработки урока придерживалась структурой современного урока ФГОС.
Тип урока открытие нового знания. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На всех этапах урока ученики были вовлечены в практическую, мыслительную деятельность, детям надо было найти новый способ вычисления уже известного им действия. Каждый этап имел свою завершённость и имел свой логический переход к другому этапу. Для ребят был предложен материал с разным уровнем сложности. Всё это способствовало развитию творческо-поисковой активности детей. На уроке прослеживалась активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызвали у детей интерес, желание выполнять задания.
При планировании урока попыталась включить элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: при проблемной ситуации ученики сами определяли цели урока.
Для активной деятельности учащихся использовала групповую, парную, самостоятельную работу. При проведении парной работы я ставила перед собой цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод. Упражнения использовались по нарастающей сложности. Прорабатывала вопросы, которые помогали детям делать выводы, обобщать, сформулировать новое правило.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
На уроке побуждала учащихся к самопроверке, самоанализу. Домашнее задание предлагается на основе выбора и носит дифференцированный характер.
Понимаю и осознаю значение организации и последовательности всех этапов урока для формирования у детей учебной самостоятельности.
- Список используемой литературы
1. Математика [Текст]: 3 кл.:Учебник: В 2 ч. / А.Л Чекин; под ред. Р.Г, Чураковой. – 3-е изд., испр.– М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 112 с.
2. Математика в вопросах и заданиях [Текст]: 3 кл.:Тетрадь для самостоятельной работы №1/О.А.Захарова, Е.П.Юдина;под ред. Р.Г, Чураковой. – 3-е изд., испр.– М.: Академкнига/Учебник, 2013. – Ч.1:96 с.
3. Урок в современной начальной школе: лучшие педагогические практики: пособие для учителей /под рад. Т.О. Автайкиной – Новокузнецк: МАО ДПО ИПК, 2013. – 45 с. – (Мастер-класс)
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Раздаточный материал
Задание для 1 группы
План работы:
1. Прочитайте выражение 25*2*4, 35*2*6
2. Расставь скобки, так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений
3. Примените сочетательное свойство умножения
4. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Задание для 2 группы
План работы:
1. Прочитайте выражение 25*4*3, 45*2*5
2. Расставь скобки, так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений
3. Примените сочетательное свойство умножения
4. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Задание для 3 группы
План работы:
1. Прочитайте выражение 15*10*2, 8*25*4
2. Расставь скобки, так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений
3. Примените сочетательное свойство умножения
4. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Задание для 4 группы
План работы:
1. Прочитайте выражение 20*5*3, 8*25*4
2. Расставь скобки, так, чтобы упростить вычисление значений этих выражений
3. Примените сочетательное свойство умножения
4. Свое решение приготовьтесь защищать перед классом.
Не вычисляя значений произведений составь из них верные равенства, используя буквенное выражения сочетательного свойства умножения (а*b)*с=а*(b*с).
15*(10*6)