kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смена дня и ночи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связь смены дня и ночи с врашением земли вокруг своей оси. Последовательность событий в течении суток.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смена дня и ночи.»

Окружающий мир (2-й класс)


Урок 13.

Тема: Смена дня и ночи.

Цели:

Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток.

Оборудование: глобус, лампа, плакат «Смена дня и ночи» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов


Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


3 3 4

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

– Расставьте темы прошлых уроков в той последовательности, в которой мы с ними знакомились.

Земля в космосе.

Природный календарь.

Из чего состоят предметы?

Всемирное тяготение.

Земля имеет форму шара.

Дети выполняют задание. Далее таблички переворачиваются, на их оборотной стороне написана фраза: «День и ночь – сутки прочь».

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Как вы думаете, можно ли связать эту фразу с уроком окружающего мира?

– Мы вернёмся в конце урока к этой фразе и попробуем ещё раз ответить на мой вопрос.

– Раньше люди думали, что Солнце движется вокруг Земли. Поэтому днём светло, а ночью, когда оно уходит за горизонт, становится темно.

– Расскажите, что же вокруг чего вращается. (Луна вращается вокруг Земли, а Земля вращается вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы.)

– Какое ещё вращение совершает Земля? Посмотрите на глобус и вспомните. (Она вращается вокруг своей оси.)

Работа в группах.

– Мы с вами наблюдали за Солнцем, Луной и звёздами. Что вы отметили для себя?

Группам раздаются карточки.

– Соедини стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы.

Наблюдения Объяснения

За лесом виднеются Земля вращается

крошечные домики. вокруг своей оси.


За горизонтом При удалении предметы

показалась сначала мачта, кажутся меньше.

а потом уже появился

полностью корабль.



На востоке появилось Земля имеет

Солнце, и наступило утро. форму шара.


Дети хорошо справятся с объяснением первых двух наблюдений, но последнее задание, скорее всего, вызовет у них затруднение. Могут появиться и разные мнения.

– Подумайте, почему вы не можете ответить на этот вопрос сразу?

– Какие вопросы у вас возникают? (Какое движение Земли вызывает возникновение дня и ночи на Земле?)

– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Почему на Земле происходит смена дня и ночи?)


План (примерный) 3 3

  1. Вращение Земли вокруг своей оси.

  2. Что бывает днём и ночью.


Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.


5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.


1 4 3 3 4 3

Практическая работа.

– Чтобы ответить на вопросы, давайте поработаем с плакатом «Смена дня и ночи» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса).

– Какое движение Земли там показано? (Вокруг своей оси и вокруг Солнца.)

– Понаблюдаем за нашей планетой, используя модели.

На демонстрационном столе располагаются лампа и глобус (или у каждой группы на столе имеется такой набор).

– Нас интересует вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Что вы должны установить? (Что происходит с солнечным светом днём и ночью?)

– Мы знаем, что днём Солнце освещает поверхность Земли, а ночью нет. Что вы должны отметить для себя во время наблюдения? (Мы должны понять, при каком вращении поверхность Земли будет то освещаться Солнцем, то нет.)


Дети выполняют практическую работу.

Используются задания практической работы, с. 54.

– Давайте вспомним, долго ли по времени длятся день и ночь?

– Что же нам нужно выяснить? (Какое вращение Земля совершает быстрее?)

– Прочитайте ответ на с. 52. На какой вопрос мы не ответили? (А за какое время Земля облетает Солнце?)

– Она это делает за 365 дней. Земля вращается быстрее вокруг своей оси и медленнее вокруг Солнца.

– К какому выводу мы приходим? Почему происходит смена дня и ночи?


Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?


– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.


1. Работа в учебнике.

– Ваша наблюдательность поможет рассказать о том, что бывает днём и ночью.

Рассказы детей.

– Откройте учебники на с. 50. Что ещё можно добавить к вашим рассказам? Какой вывод можно сделать? Прочитайте.


2. Работа в Рабочей тетради.

– Выберите задания в Рабочей тетради по желанию (вариант 1 – задание 1; варианта 2 – задания 3 и 4) и выполните их.

– Проверьте свой вывод на с. 53.

– Вернёмся к нашим заданиям, которые вызвали у нас затруднение в начале.


Наблюдения: Объяснения:

За лесом виднеются Земля вращается

крошечные домики вокруг своей оси


За горизонтом При удалении предметы

показалась сначала мачта, кажутся меньше

а потом уже появился

полностью корабль



На востоке появилось Земля имеет

Солнце, и наступило утро форму шара





ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты?


– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему учились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?




Деятельность учеников:


– понимать, что смена дня и ночи связана с вращением Земли вокруг своей оси, различать утро, день, вечер и ночь;

– учиться демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси.


Энциклопедическая справка

Наша планета имеет ряд качеств, которые позволили появиться на её поверхности уникальному явлению для Солнечной системы – жизни. Большое влияние на живые организмы оказывает температурный режим Земли, хотя бактерии могут выдерживать как очень высокие температуры (некоторые из них были найдены в кратерах вулканов), так и очень низкие. У остальных процесс жизнедеятельности очень сильно зависит от благоприятной температуры.

Основным источником энергии для нашей планеты является Солнце. Оно может нагреть поверхность Земли до температуры выше 1000, а без него планета может охладиться до –1000. Почему же мы не наблюдаем таких резких перепадов?

Одной из причин этого явления можно назвать процесс вращения Земли вокруг своей оси.

Жители планеты воспринимают его как смену дня и ночи. Полный оборот вокруг себя Земля совершает за 23 часа 56 минут. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты на 23,50. Это влияет на продолжительность дня в разное время года.

Начнём с экваториальной части. Здесь день всегда равен по продолжительности ночи. В средних широтах такое явление наблюдается лишь два раза в год – в день весеннего (21 марта) и осеннего равноденствия (23 сентября). После чего баланс между днём и ночью нарушается. А 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, в Северном полушарии наблюдается самый короткий день. В это же время в Южном полушарии в умеренном поясе наступает самая короткая ночь. 22 июня, в день летнего солнцестояния, в Северном полушарии наблюдается самый длинный день. А жителей Южного полушария в это время ждёт самая длительная ночь в году.

Ближе к полюсам наблюдается ещё более интересное явление. Из-за наклона земной оси Солнце вообще может не уходить с неба (летом) или не появляться на небе в течение суток (зимой). Это место на нашей планете названо Полярным кругом. За ним лежат области, где наблюдаются полярная ночь и полярный день. На полюсах Солнце не появляется полгода, зато потом не заходит за горизонт целых шесть месяцев.

А что было бы, если бы наша планета не вращалась вокруг своей оси? Дневная сторона планеты нагревалась бы больше чем на 1000, вода испарилась бы с её поверхности, на ночной стороне, наоборот, из-за низких температур вода превратилась бы в лёд и покрыла всю поверхность. На границе этих двух зон наблюдались бы разного рода катаклизмы. В результате жизнь на нашей планете не была бы возможна.

Отправляясь в путешествие, мы не должны забывать, что на нашей планете существуют часовые пояса. Полетев на самолёте на восток, мы можем в течение нескольких часов из раннего утра переместиться в поздний вечер. Путешествия на запад могут вернуть нас даже в прошлый день.

По международному соглашению принято 24 часовых пояса (24 меридиана, отстоящие друг от друга на 150.) Нулевой меридиан проходит через территорию Англии и называется Гринвичским. Время этого пояса называют всемирным.




Путешествия и время1

Во время кругосветного плавания Магеллана произошло одно удивительное событие, которое было трудно объяснить. Корабль вернулся в Испанию 6 сентября 1522 года, а в судовом журнале стояла дата – 5 сентября. Куда «потерялся» один день? Может быть, моряки просто ошиблись? За три года плавания это так легко. Но нет, записи в судовом журнале делались очень аккуратно. Тогда дать объяснение этой загадке не смогли. Попытаемся сделать это сейчас.

Наша Земля поворачивается вокруг своей оси за одни сутки, то есть делает оборот на 3600 за 24 часа. За один час она поворачивается на 360 : 24 = 150. Вся Земля разделена на 24 часовых пояса, время в которых отличается на 1 час. В восточном направлении на 1 час вперёд – там солнышко встаёт раньше, в западном – на один час назад. Магеллан плыл на запад, через каждые 150 переходя из одного часового пояса в другой. Через Тихий океан проходит 180-й меридиан. Это линия перемены дат, граница Восточного и Западного полушарий. В Восточном полушарии рождается новый день, чтобы через сутки закончиться в старом. Сейчас все моряки и лётчики, пересекая линию перемены дат с запада на восток, переводят календарь на сутки вперёд, вплывая или влетая в новый день. Магеллан этого не сделал, и его моряки «потеряли» один день.

Те же, кто двигается из Восточного полушария в Западное, пересекая линию перемены дат, оказываются во вчерашнем дне и должны не переворачивать лист календаря ещё целые сутки. Жюль Верн, замечательный французский писатель-фантаст, написал роман «Вокруг света за 80 дней». В этом романе англичанин Ф. Фогг заключает пари, спорит, что за 80 дней сумеет на поездах и пароходах объехать вокруг земного шара. В отличие от Магеллана он движется на восток, пересекает линию перемены дат и оказывается в Западном полушарии, в предыдущем дне. Не зная об этом, он по своему календарю на сутки опаздывает с возвращением. Он проиграл пари, проиграл состояние… Но когда он входит в дом, где его ждут остальные участники пари, оказывается, что он прибыл совершенно вовремя. Такие чудеса происходят с кругосветными путешественниками. Только они могут оказаться в предыдущем дне, если пересекут меридиан 1800 из Восточного полушария в Западное. Они, как Магеллан, потеряют один сутки, если перейдут из Западного полушария в Восточное через линию перемены дат.

1К.Ю. Еськов, Т.Л. Смоктунович, Бурский О.В., Вахрушев А.А., под редакцией А.А. Вахрушева. Природоведение. Земля и люди. Учебник для 5-го класса. – М.: Баласс, 2008. – С. 183–184.

© ООО «Баласс», 2012


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Смена дня и ночи.

Автор: Побережная Лидия Васильевна.

Дата: 08.05.2016

Номер свидетельства: 324831

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок познание мира 4 класс. "Смена дня и ночи. Смена времён года." "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-poznaniie-mira-4-klass-smiena-dnia-i-nochi-smiena-vriemion-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "193459"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427640665"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Смена дня и ночи. Значимость дня и ночи в жизни растений, животных и человека "
    ["seo_title"] => string(87) "smiena-dnia-i-nochi-znachimost-dnia-i-nochi-v-zhizni-rastienii-zhivotnykh-i-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "237166"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444239605"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Разработка урока "Смена дня и ночи" "
    ["seo_title"] => string(36) "razrabotka-uroka-smiena-dnia-i-nochi"
    ["file_id"] => string(6) "136201"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417070594"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Тема урока: Вращение Земли вокруг оси. Смена дня и ночи.  Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-uroka-vrashchieniie-ziemli-vokrugh-osi-smiena-dnia-i-nochi-vrashchieniie-ziemli-vokrugh-solntsa-smiena-vriemion-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "122066"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414147405"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Смена дня и ночи. Значимость дня и ночи в жизни растений, животных и человека»."
    ["seo_title"] => string(80) "smena_dnia_i_nochi_znachimost_dnia_i_nochi_v_zhizni_rastenii_zhivotnykh_i_chelov"
    ["file_id"] => string(6) "503252"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1552740446"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства