Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
Актуализация имеющихся знаний. Проверка д/з.
1) Основные понятия.
- Что мы изучали на прошломуроке? О чем мы говорили? (явления природы)
- Что такое «явление природы»? (изменения, происходящие в природе; всё то, что происходит в природе независимо от человека) с. 22-23.
2) Дневник наблюдений №1. С. 12. «Явления природы».
Нарисуй явление природы.
Введение в тему. Сообщение темы урока.
Мы говорили о природе, о предметах, явлениях природы и т. д. Сегодня нас ждет снова новая тема, а какая, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно.
Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра, наоборот, — Спать немедленно зовет. (День и ночь)
- Так какая сегодня у нас тема урока? Кто догадался?
Сегодня тема урока «Смена дня и ночи».
Объяснение нового материала.
День и ночь.
– Скажите, чем день отличается от ночи? (днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает и т. д.)
Скажите, как будет на казахском языке «день»? (күн)
А «ночь»? (түн)
Получается рифма. Легко запомнить. Повторите: день – күн, ночь – түн.
Запомним на английском языке.
«День» - «day», «ночь» - «night».
Повторим.
- Скажите, почему днём светло? (потому, что на небе солнце)
- Почему ночью темно? (на небе нет солнца – луна)
На казахском языке – «солнце» (также как и «день») – күн (легко запомнить), луна – ай.
Запомните и повторите:
«Днем - солнце, ночью – луна».
«Күндіз – күн, түнде - ай».
Работа в парах.
Один маленький художник решил подарить вам свои картины, которые лежат у вас на партах. Эти картины немного необычные. А что в них необычного, вы узнаете, работая в парах.
Сейчас в парах вы рассматриваете внимательно картинки и вместе находите то «необычное», что таится в этих картинках.
- Что необычного вы заметили на этих картинах?
- Какие ошибки художника вы заметили?
(не бывают звёзды и солнце одновременно, ласточки ночью спят, летучие мыши не летают днём)
- Как должны быть нарисованы эти картинки?
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
в стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
Смена дня и ночи.
Проблемная ситуация.
В данный момент первоклассница Марина сидит за партой на уроке – она учится. В это же самое время на другом конце света американский первоклассник Майкл смотрит мультфильмы перед сном. Почему так получается: у нас – день, а в Америке – ночь? Мы все живем на одной планете, светит нам одно Солнце. Почему же тогда так происходит?
Наша планета не стоит на месте, как считали наши далекие предки. Она вращается вокруг своей оси.
Демонстрация «Смена дня и ночи».
Держа в руке лампу (солнце), второй рукой вращать другой мяч (Земля). Что мы видим?
Когда одна сторона Земли повернута к Солнцу, она освещается Солнцем – значит, на этой части планеты ..? (день). В это же время другая часть планеты отвернута от Солнца, не освещается Солнцем - значит, на этой части планеты ..? (ночь).
Вращение Земли вокруг своей оси (демонстрация) – это смена дня и ночи.
Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки.
- Что такое «сутки»? Прочтите пословицу.
«День да ночь сутки прочь».
- Как понимаете смысл этой пословицы? (день и ночь составляют сутки). Сутки равны 24 часам: 12 часов дня и 12 часов ночи.
Повторите: сутки – это 24 часа: день и ночь.
Значимость смены дня и ночи в жизни растений, животных и человека.
Скажите, если бы не происходила смена дня и ночи, Солнце светило бы всегда на одной половине земного шара, чтобы было с растениями, животными и людьми? Хорошо ли это? Почему?
Если бы так было, то на той стороне, где всегда светит солнце, все живое погибло бы от засухи, а на той стороне, где нет солнца, все погибло бы от холода, недостатка тепла и света.
Некоторые животные могут жить без солнца. Они живут ночью. Назовите этих животных.
Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас-
Поднимаем руки по команде – раз.
А над нами весело шелестит листва-
Опускаем руки по команде – два!
Видеопрезентация «Смена дня и ночи».
Творческая работа. Работа в парах.
Нарисуйте животное, которое может жить либо только днем, либо только ночью.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ответьте на вопрос, который я вам задала ранее. Почему когда у нас день, в Америке – ночь? (вращение Земли – смена дня и ночи).
- Почему происходит смена дня и ночи? (вращение Земли вокруг своей оси)
- Один оборот Земли вокруг своей оси называется … (сутки)
Покажите знак, соответствующий уровню, полученных вами знаний на уроке.